Фарида АББАСОВА

Фарида АББАСОВА

Маска благочестия падает

Политика
20 Декабрь 2025
17:03
93
Маска благочестия падает

И под ней проступают черты вопиющего Зла

 

19 декабря в киноцентре «Низами» состоялся показ документального фильма The Oligarch’s Design из цикла журналистских расследований международного телеканала AnewZ.

 

Фильм выстроен вокруг четырех ключевых тематических направлений. Первая глава посвящена финансовой архитектуре. Расследования велись в Великобритании, Литве и Соединенных Штатах Америки: в рамках так называемой системы «Тройка» анализируется деятельность офшорных структур, банков-посредников и компаний-«оболочек». Вторая глава фокусируется на теме благотворительности и гуманитарных инициатив. Съемки велись преимущественно в Великобритании, отчасти - в Армении. В этом разделе показано, как благотворительные нарративы пересекаются с элитными политическими и культурными кругами, а также какими механизмами формируются международная легитимность и репутация.

Третья глава была подготовлена в условиях войны в Украине. На фоне полномасштабного вторжения России анализируются логистические санкции и финансовые сети. Этот раздел основан на полевых репортажах, подходах к безопасности и прямых свидетельствах политиков и аналитиков.

Четвертая и заключительная глава вновь возвращает зрителя в регион Южного Кавказа. Съемки, проведенные в Азербайджане и Армении, раскрывают реальное влияние внешних финансовых и политических механизмов на политическую обстановку и безопасность в регионе.

В своем выступлении главный редактор международного телеканала AnewZ Гай Шоун отметил, что все главы были подготовлены на основе единых принципов. В основе работы лежат проверка фактов, подтверждение информации из различных источников, правовая экспертиза и профессиональные внутренние обсуждения. «Фильм представляет доказательства и контекст, однако не навязывает выводы», - подчеркнул он. В фильме своими исследованиями и экспертными оценками делятся специалисты из разных стран мира: азербайджанский дипломат и государственный деятель Тофик Зульфугаров, редактор по вопросам европейских финансов газеты The Guardian Жюльет Гарсайд, адвокат по борьбе с коррупцией и защите прав человека Джеймисон Фаерстоун, старший преподаватель кафедры социологии и политики Астонского университета Бирмингема Элизабет Шимпфессль, Луиза Шелли - профессор университета и заведующая кафедрой политики и международных отношений имени Омера Л. и Нэнси Херст в Школе политики и международных отношений Университета Джорджа Мейсона в Вирджинии и другие.

Специалисты утверждают: история Рубена Варданяна - наглядный пример того, насколько легко в современном мире сконструировать безупречную репутацию и обмануть международное сообщество. По их версии, за тщательно выстроенным образом филантропа и гуманиста скрывается куда более сложная и противоречивая реальность, о которой до сих пор знают немногие. Далее в документальном фильме разбираются механизмы этого образа, демонстрируя, как финансовые схемы, благотворительные инициативы и связи с политическими и культурными элитами формируют иллюзию прозрачности и моральной безупречности. Социолог Элизабет Шимпфессль, анализируя социальный контекст 1990-х годов, обращает внимание на психологию внезапного богатства. По ее словам, период первоначального накопления капитала в тот период сопровождался ощущением полной вседозволенности:

«В девяностые годы, когда в их карманы начали поступать по-настоящему крупные деньги, они стали буквально играть этим богатством. Возникло ощущение, будто они зашли в огромный магазин игрушек и могут позволить себе любую - без ограничений и последствий. Именно тогда началось сознательное формирование имиджа, который должен был легитимировать не только деньги, но и власть, стоящую за ними».

Американский журналист и исследователь постсоветской реальности Дэвид Сэттер помещает эту историю в более широкий исторический и политический контекст. Он подчеркивает, что переход к рыночной экономике в России сопровождался системным распадом правовых институтов:

«Рыночные реформы в условиях отсутствия верховенства закона практически неизбежно приводят к беззаконию. Именно это и произошло. Возникла группа людей, готовых пойти на любые преступления ради удержания власти и денег».

Сэттер напоминает, что в этот период страна столкнулась с волной насилия, ставшей частью повседневной реальности: «В России началась настоящая эпидемия заказных убийств. Людей выбрасывали из окон, устраивали расправы под видом самоубийств. Это был не побочный эффект, а один из механизмов перераспределения собственности и влияния».

Редактор по вопросам европейских финансов газеты The Guardian Жюльет Гарсайд подробно останавливается на финансовой стороне расследования, в частности - на системе Troika Laundromat. По ее словам, ключевой особенностью этой сети было слияние средств разного происхождения:

«Деньги, поступавшие формально законным путем, и средства, полученные в результате мошеннических или коррупционных схем, оказывались внутри одной финансовой инфраструктуры. В результате они сливались в единый поток, и установить их реальное происхождение становилось практически невозможно».

Гарсайд подчеркивает, что со временем становилось очевидно, на какие цели направлялись эти средства и какие репутационные и политические дивиденды они приносили. При этом Рубен Варданян, по ее словам, публично заявлял, что знал своих клиентов, но при этом отрицал осведомленность о сомнительном происхождении денег, проходивших через компании сети Troika, - «Заявления о том, что он ничего не знал, выглядят маловероятными. Подобные финансовые операции либо осуществлялись с его ведома, либо без него - и оба варианта вызывают серьезные вопросы. Тем более что часть его собственных средств проходила через ту же самую сеть компаний».

Судебный процесс над Рубеном Варданяном, обвиняемым в преступлениях против мира, военных преступлениях и финансовом терроризме, продолжается.Люди, подобные ему не могут оставаться вне правовой и моральной ответственности. География наказания вторична по отношению к самому принципу неотвратимости правосудия. При этом, как подчеркивается в ленте, в период содержания под стражей Рубен Варданян пользуется всеми предусмотренными законом правами. Ему разрешены телефонные звонки семье, он имеет доступ к инфраструктуре следственного изолятора, включая медицинское обслуживание, спортивный зал и библиотеку. Уголовное дело передано в суд, заседания проходят в открытом режиме, а представители СМИ присутствуют в зале и ведут репортажи непосредственно из зала суда. Специалисты отмечают, что на фоне всех совершенных им преступлений недоумение вызывает факт его выдвижения на Нобелевскую премию мира. Для многих это стало шоком. В общественном сознании подобное выдвижение вступает в резкое противоречие с обвинениями, связанными с насилием, гибелью мирных жителей и использованием технологий двойного назначения. Возникает острый моральный диссонанс: человек, которого обвиняют в действиях, повлекших массовые человеческие жертвы, одновременно представляется миру как потенциальный символ миротворчества. Это выглядит не парадоксом и не иронией истории, а проявлением глубокой нравственной деформации глобальной системы оценок и символов.

С этой точки зрения, он не может рассматриваться как миротворец. Напротив, в общественном восприятии он предстает фигурой, ассоциируемой с войной, разрушением и человеческими трагедиями. И потому главный вопрос, который оставляет после себя эта история, звучит предельно жестко: каким образом в современном мире возможно столь радикальное расхождение между реальностью обвинений и репутационными ярлыками, возводимыми на международный пьедестал?

Экономика
Новости