Бедная Молдова оказалась более самостоятельной в отличие от богатой Армении
Одним из ключевых вопросов, вынесенных на обсуждении на прошедшем недавно в Брюсселе заседании министров иностранных дел государств - членов Европейского союза, стала предвыборная ситуация в Армении. По словам Верховного представителя ЕС по иностранным делам Кайи Каллас Брюссель запросил аналогичную поддержку для противодействия иностранному зловредному влиянию, какую ЕС оказывал ранее Молдове.
До этого Каллас уже утверждала, что в преддверии парламентских выборов в Армении в 2026 году Россия усилила кампанию по распространению дезинформации. Соответственно, Брюссель обсуждает способы защиты партии Никола Пашиняна от предполагаемой российской дезинформационной кампании с целью содействия сохранению ею власти на выборах следующего года. С этой целью ЕС уже заявил о готовности выделить Армении 12 млн евро на так называемую эффективную борьбу с гибридными атаками.
О том, насколько совпадают предвыборные условия в Молдове и Армении, насколько ЕС будет в состоянии помочь Иревану также, как он ранее помог Кишиневу, в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал руководитель аналитического центра 3rd View, востоковед Рауф Раджабов.
- Если сравнивать заявления и действия Майи Санду и Никола Пашиняна, то президент Молдовы и ее правительство не ограничивались одной лишь жесткой риторикой, а еще и подкрепляли свои слова соответствующими действиями. В частности, во время парламентских и президентских выборов официальный Кишинев открыл на территории России избирательные участки только в двух городах: Москве и Санкт-Петербурге. Да и то, участков было всего несколько. В то время как в Европе были открыты десятки, если не сотни избирательных участков. Таким образом, молдавские власти сделали со своей стороны все возможное, чтобы не допустить российское вмешательство в выборы. При этом Брюссель мало чем помог Кишиневу. Однако именно молдавская правящая элита продемонстрировала свое желание добиться независимости, а также самостоятельности в проведении выборов в соответствии с законами Молдовы.
- А как с этим обстоит дело в Армении?
- Тут все обстоит иначе. С одной стороны Пашинян утверждает о российском следе, вагнеровцах, попытках влияния, а с другой стороны Иреван старается наращивать экономическое сотрудничество с Москвой, предлагает ей восстанавливать определенные участки армянской железной дороги. Как известно, именно экономика определяет политику. К примеру, Армения так и не вышла из ОДКБ, несмотря на все громкие заявления ее руководства. Официальный Иреван постоянно кивает на свой «замороженный статус» в рамках ОДКБ, однако уставом этой организации такой статус не предусмотрен. Там все четко расписано: либо ты состоишь в организации, либо нет - третьего не дано. К тому же Армения не блокирует принятие тех или иных документов в рамках ОДКБ. Тем самым речь идет о пассивном участии Иревана в деятельности этой организации.
В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Армения вообще активизировалась в последнее время. А по денежным переводам в республику лидирует Россия. Да и на заработки армяне, особенно карабахские, в основном едут в Россию.
- Неужели Брюссель этого не замечает?
- На мой взгляд, Кая Каллас и прочие руководители ЕС просто не владеют ситуацией в Армении, плохо понимают происходящее внутри правящей армянской элиты и окружении Пашиняна. О нем можно говорить все что угодно, однако все его действия в последнее время направлены не на ослабление, а на усиление российских позиций внутри Армении в экономической плоскости. Соответственно, как можно пытаться нейтрализовать влияние России на процессы внутри Армении, если армянский премьер сам своими действиями усиливает это влияние. То есть, это уже не какое-то случайное противоречие или закравшаяся по недосмотру ошибка, а целенаправленная политика Пашиняна. Тем более что, по всей видимости, Тегеран обещал Москве всецело поддерживать российскую политику в отношении Иревана. Ведь присутствие России в Армении одновременно означает и присутствие Ирана. К тому же, как мы знаем, иранская сторона поставляет армянской стороне газ и нефтепродукты. Соответственно, любые попытки третьей стороны, в данном случае Азербайджана, поставлять в Армению нефтепродукты, газ или электроэнергию будут негативно восприниматься Тегераном, равно как и Москвой. Тем самым для этих стран экономический фактор, используемый Баку, представляет собой угрозу, так как азербайджанские энергоресурсы качественные, поставляются по более выгодной цене, да и вообще - содействуют мирной повестке и сближению позиций двух некогда воевавших друг с другом государств.
В результате, предвыборная ситуация в Молдове и Армении совершенно разная, как с геополитической, так и внутриполитической точек зрения. К тому же лидеры обеих республик действуют совершенно по-разному.
Майя Санду демонстрирует последовательность, принципиальность, твердость и наличие убеждений. То есть, тут нет ничего и близко похожего на комплементарную внешнюю политику в стиле бывшего президента Армении Сержа Саргсяна. На самом деле под этими громкими словами скрывалась лицемерная, двуличная политика официального Иревана. У Майи Санду этого нет. Там имеется четкое направление внешней политики - ЕС и США. Тем не менее, молдавский президент не испугалась пойти против России, хотя Армения на порядок богаче Молдовы, так как Москва намного больше обеспечивала финансовыми средствами Иреван, чем Кишинев. Однако, именно бедная Молдова смогла добиться самостоятельности в принятии решений.