Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Безусловный стратегический успех

Политика
29 Декабрь 2025
16:26
52
Безусловный стратегический успех

Азербайджан перевыполнил все требования «Года Конституции и Суверенитета»

 

Уходящий 2025 год закрепил в мировом общественном сознании непреходящую значимость Распоряжения Президента Ильхама Алиева об объявлении нынешнего цикла «Годом Конституции и Суверенитета» Азербайджанской Республики.

 

Одну из наиболее характерных особенностей укрепления глобального авторитета Страны огней отразила речь главы государства на открытии 17-го Саммите Организации экономического сотрудничества: «На наших землях, освобожденных от армянской оккупации, уже проведено несколько важных международных мероприятий. Хотел бы отметить состоявшийся в Шуше в 2023 году Совет министров ОЭС, первый неформальный саммит Организации тюркских государств в 2024 году и трехсторонний Саммит лидеров Азербайджана, Турции и Пакистана в Лачине в мае этого года. А сегодня в Ханкенди, в недавно построенном Конгресс-центре, проходит Саммит ОЭС, что имеет особое значение».

В данном контексте следует отметить ряд факторов, самый важный из которых - на карте и в реалиях Страны огней, начиная с 19 февраля 1988-го вплоть до точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года Ханкенди олицетворял боль утраты традиций интернационализма и горечь махрового нацизма, приведшего к оккупации, этнической чистке, экоциду, урбициду и массовому варварству армянских вооруженных формирований при поддержке внешних сил. Однако после полного восстановления государственного суверенитета весь без исключения Карабах стал ареной, где переплелись воедино новые коды не только социально-экономической составляющей, но прежде всего истории гордости и успехов геополитики Азербайджана.

Не менее значима была и культурная дипломатия минувшего лета: бизнес-форум в Шуше, молодежный форум в Агдаме и женский форум в Лачине еще более закрепили за регионом образ глобальной площадки не в качестве конфликтной зоны, а для взаимодействия цивилизаций. Да и единогласное решение всех глав государств и правительств объявить Шушу туристической столицей ОЭС на следующий год встраивается в ту же логику - превращение неприступного города-крепости в символ открытости, гостеприимства и полноценного созидания.

Если оглянуться на несколько месяцев назад, увидим, что весь без исключения год прошел под знаком объединения: географического, экономического, геополитического и цивилизационного.

Начнем с январского глобального экономического форума в Давосе, на котором Президент Ильхам Алиев представил возглавляемый им цветущий край на фоне многих раздираемых противоречиями субъектов международного права, включая хваленый коллективный Запад. Так, в своей речи глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обозначила сразу два разумных приоритета Брюсселя на ближнюю перспективу: восстановление стабильных цен на энергоносители для экономики ЕС, со ставкой на «зеленую» энергетики и поиск оптимальных маршрутов выгодных грузоперевозок.

Апрельский же визит в Баку главы европейской дипломатии Кайи Каллас сразу после саммита «Центральная Азия+ЕС» в Самарканде подтвердил их ставку на партнерство с Баку, а создание в ноябре единой платформы С6 (Азербайджан + Центральная Азия) стало первым весомым вкладом в проект межрегионального развития. Кроме прочего, это было началом реального отказа от псевдолиберальной догматики и разделения стран на «устои демократии» и «оплот авторитаризма», а также отказ от предвзятого отношения к важным партнерам, способным помочь Евросоюзу поставками доступных энергоносителей и сырья.

Судя по географии, прежде всего, речь идет об Азербайджане, через который не только 12 стран, как сейчас, но и все государства ЕС могут получать прикаспийские ресурсы, а также сухопутный доступ на богатейшие рынки Центральной Азии и прилегающие регионы. Впрочем, для начала Брюссель мог бы прекратить интриговать с армянскими реваншистами и вывести свою милитаризованную «мирную» наблюдательную миссию с Южного Кавказа. Более того, Президент Ильхам Алиев, несмотря на все провокации некоторых кругов коллективного Запада, всегда подчеркивал свою приверженность прагматическому подходу к равноправному взаимовыгодному сотрудничеству с крупнейшим межгосударственным объединением. Глава государства буквально настоял на этом благодаря объективному преимуществу и наличию сильных позиций, достигнутых благодаря ликвидации последствий территориальной экспансии агрессивных соседей. И позиции эти продолжают усиливаться по мере трансформации всего Южного Кавказа за счет восстановления прежде всего усилиями Баку, Анкары и Тбилиси исторического единства региона.

Не менее впечатляющими были итоги мартовского XII Глобального Бакинского форума, тема которого: «Переосмысление миропорядка: превращение вызовов в возможности» говорит сама за себя. Речь на нем главы государства была обращена не столько к региональным, сколько к планетарным центрам принятия решений. «Когда официальные чиновники предыдущей администрации в Вашингтоне призывали меня к сохранению доверия, я прямо спрашивал у них, как мы можем строить с вами долгосрочные отношения, если когда мы вам нужны, вы отменяете санкции, затем вводите их, как только в нас не нуждаетесь. С приходом новой команды в Белый дом мы полны энтузиазма: во-первых, потому что удалось спасти американо-азербайджанские отношения от полного краха, несмотря на все усилия Госдепа США, во-вторых, мы надеемся возродить с новой администрацией прочное партнерство, которое всегда было важно для Южного Кавказа, для мира, безопасности и устойчивого современного развития нашего региона», - четко заявил глава государства.

И в Овальном кабинете Белого дома не просто услышали этот тезис, но и взяли на вооружение, а саммит в Вашингтоне 8 августа стал отправной точкой невозврата к «логике» армянского реваншизма.

Историческая встреча Президентов Азербайджана и США: Ильхама Алиева и Дональда Трампа, а также премьер-министра Армении Никола Пашиняна - ни что иное, как свидетельство результативности многолетнего настойчивого курса высшего политического руководства на достижение мирного процесса с соседней страной, причем этот курс, как показало время, основан, прежде всего, на собственных усилиях официального Баку, которые вконец убедили 47-го главу Белого дома попытаться организовать нашумевший саммит. Причем преимущество Азербайджана в той «шахматной партии» было столь разгромным, что глобальные центры принятия решений изумились методам переговоров главы государства, по итогам которых выиграли все стороны, даже не имеющие отношения к Совместной декларации между лидерами трех стран. Правда, лидеры армянского лобби и правительства, как во времена трех бывших президентов, так и при старом-новом Кабмине, пытались удержать «статус-кво», сохранив хоть что-то из захваченного более 30 лет назад.

Кстати, по итогам Отечественной войны они открыто рассчитывали на реванш, пытаясь втянуть в игру против нас различные внешние силы: Иран, Индию, Францию и даже США времен Джо Байдена плюс ЕС, с его трагикомической «наблюдательной миссией», ставшей площадкой для тренировок НАТО. Однако национальное правительство раз за разом вынуждало оппонентов отказываться от захваченного - пошагово, давая после каждого силового раунда армянским лидерам шанс решить вопросы без стрельбы. Особенно на руку переговорному процессу сыграла российско-украинская война, окончательно похоронившая возможность реанимации Минской группы ОБСЕ - неумение стран - сопредседателей координировать вмешательство в мирный процесс создало предпосылки для того, чтобы команда Никола Пашиняна осознала отсутствие альтернатив двустороннему треку переговоров. В этом плане 2025-й год стал наиболее результативным.

Так, в марте стороны, непосредственно общаясь, согласовали проект мирного договора, в июне армянский премьер совершил первый визит в Турцию, где получил гарантии сотрудничества в случае урегулирования моментов недопонимания с официальным Баку, и уже в июле Президент Ильхам Алиев и глава правительства Армении Никол Пашинян встретились опять же впервые один на один в Абу-Даби. И только после этого состоялась встреча в Вашингтоне - так что не следует забывать последовательность событий и всего, что им предшествовало.

Логика вашингтонского саммита очевидна - лидер заокеанской державы подметил и признал результативность мирного процесса, продвигаемого именно Азербайджаном. Именно в этом контексте было принято решение о подготовке масштабного стратегического партнерства между Страной огней и США, которое охватит все региональные, энергетические и стратегические вопросы. Причем предстоящая Хартия, как показывает ход межправительственных консультаций и переговоров на уровне МИД и Минэкономики, будет подписана не авансом, в надежде на реализацию в последующем (как бывший Госсекретарь Энтони Блинкен перед уходом подписал документ с коллегой Араратом Мирзояном), а как документ, отражающий настоящий вес Азербайджана в мире и стратегический курс американцев на Южном Кавказе.

Причин сговорчивости армянской стороны много, но прежде всего, августовская встреча в Белом доме ознаменовала поражение «либеральных элит» коллективного Запада в выстраивании геополитических комбинаций на Южном Кавказе, став сокрушительным ударом по прежним ожиданиям Пашиняна - правда, он до сих пор ищет точки опоры в Париже и Брюсселе, Нью-Дели и Тегеране, но только не в Вашингтоне, где ему дали четкий маршрут следования и поручили придерживаться правильной позиции, разработанной Президентом Ильхамом Алиевым и его многоопытной надежной внешнеполитической командой. Свидетельством тому стало объективное наличие в подписанном в Вашингтоне документе пункта о необходимости внесения поправок в конституцию Армении, чего тамошний политический истеблишмент долго пытался избежать.

Кстати, наглядным свидетельством соглашений стало и фактическое создание Зангезурского коридора (официально «Маршрут Трампа для международного мира и процветания») во имя восстановления коммуникаций не только между основной частью Азербайджана и Нахчыванской автономией, но и многими странами Евразии по линии Среднего коридора из глубин Китая в глубины ЕС.

Есть еще один момент, показавший стратегическое преимущество Баку - мы не верим искренней готовности Иревана выполнить хоть одну договоренности по созданию Зангезурского коридора, хотя бы потому, что вместо действий Никол Пашинян делегировал свои полномочия Дональду Трампу, предложил ему часть суверенной территории Армении, чтобы заокеанские компании организовали через нее соответствующий транзит. В переводе с языка армянской дипломатии это значит, что Иреван готов сделать посильный вклад в глобальное величие Америки, а заодно дадут команде Трампа заработать в течение максимального срока в 99 лет (если кто не обратил внимание - Пашинян в присутствии Президента США в Овальном кабинете сразу заговорил о последующем продлении этого срока). Вдобавок, как рассказал глава Белого дома, именно армяне настояли, чтобы из обихода было изъято понятие «Зангезурский коридор», а дорога была названа в его честь. Взамен они то ли рассчитывают на помощь Вашингтона в спорах с Баку, то ли просто пытаются оттянуть время в расчете на смену глобальной политической конъюнктуры, чем заняты с момента разгрома по итогам Отечественной войны 2020 года. 

В этот логический ряд вписывается прошлогоднее согласие Иревана на проведение конституционного референдума об отказе от территориальных претензий в будущем, необходимого для подписания мира, однако армянское руководство «хитро» перенесло дату аж на 2027 год, чтобы затормозить и подписание мирного договора. Однако они то ли забыли, то ли не знают законов, где четко прописана диспозиция сторон во время цугцванга - каждый следующий ход приближает несговорчивого пораженца к мату.

Вообще-то, есть и исторические аналогии, когда в 1920 году было подписано «арбитражное решение» 28-го главы Белого дома Вудро Вильсона - тогда стоявшие во главе «Араратской республики» дашнаки, доведя ее «до ручки», точно так же пытались сдать целиком, как подмандатную территорию США. Не вышло, так как Вильсону советники объяснили с картой на столе, что даже на этих условиях «овчинка выделки не стоит», поскольку речь шла о нищей территории за 10 тыс. км от заокеанской державы, умудрившейся перессориться со всеми соседями из-за непомерных территориальных аппетитов.

Правда, у команды Пашиняна ситуация чуть лучше - там на всех уровнях понимают, что хотеть не вредно, но нужно соизмерять желание с возможностями. И исторический саммит в Вашингтоне наглядно показал всему миру - армянскому руководству целых пять лет приходится с нулевой суммой, но благодаря огромной воле Баку продвигаться по пути мирного урегулирования, независимо от того, хочет того Иреван или нет. Такая ситуация позволяет ему осознать, что его желание, мягко говоря, не всегда является определяющим фактором в развитии региона. В частности, в этой «умной силе» и состоит суть отечественной дипломатии, которая умеет работать с имеющимися ресурсами, выстраивая такие условия, которые привели бы к принятию стратегических решений вне зависимости от характера и убеждений оппонентов.

И хотя в Иреване все еще выжидают, выторговывают время, надеясь на смену международной обстановки и вмешательство сверхдержав, все же логически принимают, что для устойчивости армянской государственности в конечном итоге договариваться все равно приходится с соседями.

Экономика
Новости