Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Шерше ля нефть

Политика
05 Январь 2026
09:05
217
Шерше ля нефть

Трампу превратил войну в получасовое увлекательное телешоу

 

Итак, война, которую долго ожидали (изначально ее планировали начать на Рождество, но отложили из-за неблагоприятных погодных условий), - и от исхода которой во многом зависели сами США, - началась и завершилась стремительно. Президенту Дональду Трампу, с учетом серьезного внутреннего противодействия и нежелания американского общества втягиваться в очередной затяжной конфликт, была жизненно необходима быстрая и эффективная победа - по возможности без потерь. Именно такого результата он и добился.

 

Американская военная операция против Венесуэлы, начавшаяся 3 января, стартовала с ракетных ударов по ряду военных объектов и мест базирования системы ПВО страны. В частности, под удар попали три аэропорта, две авиабазы и две военные базы. Действия развивались строго в логике современной высокотехнологичной войны: первоочередными целями стали объекты ВВС и ПВО, представлявшие непосредственную угрозу для американских сил, осуществлявших высадку с вертолетов CH-47 Chinook.

Итогом операции, продолжавшейся всего около получаса, стал захват американским спецназом, включая подразделения Delta Force, президента Николаса Мадуро в Каракасе - на территории военной базы Fuerte Tiuna, крупнейшего военного комплекса страны, расположенного в южной части столицы. Именно там, по данным разведки, Мадуро часто находился и, предположительно, располагал личным бункером или резиденцией.

Американские удары привели к масштабным отключениям электроэнергии, вызвали хаос и фактически парализовали системы ПВО и военного управления. По последним, еще не окончательным данным, венесуэльская сторона потеряла около 80 человек убитыми и ранеными, включая гражданских лиц, тогда как США, по имеющейся информации, не понесли потерь среди личного состава.

 

Странности операции

 

Эта операция вызвала недоумение даже у меня - человека сугубо гражданского - и породила серьезные вопросы к венесуэльским военным. Наблюдая, как американский вертолет безнаказанно работает по наземным целям, словно в тире, не выполняя маневров уклонения и не применяя тепловые ловушки, я не мог понять: неужели не нашлось хотя бы нескольких солдат с обычными ПЗРК, способных поразить практически неподвижную цель в воздухе? О состоянии национальной системы ПВО в таком случае и вовсе говорить не приходится.

Судя по увиденному, венесуэльская армия и спецслужбы производят впечатление людей в военной форме, готовых маршировать на парадах, получать жалованье и произносить под рюмку рома героические тосты - но не более того. И это при том, что Венесуэла объективно располагала всем необходимым для оказания достойного сопротивления тем сравнительно небольшим силам, которыми США атаковали страну.

На вооружении страны находился как минимум один дивизион С-300ВМ, несколько комплексов «Бук-М2Э», пять-шесть модернизированных С-125 «Печора-2М», а также «Панцирь-С1», ПЗРК «Игла-С», зенитная артиллерия и иранские беспилотники Mohajer-6. Кроме того, ВВС Венесуэлы располагали более чем двадцатью истребителями Су-30МКВ, а также китайскими учебно-боевыми самолетами K-8W.

Таким образом, у венесуэльских военных имелись все возможности для уничтожения американских вертолетов, что неминуемо привело бы к срыву операции спецназа США - подобно тому, как в свое время провалилась аналогичная операция американских сил в Сомали.

Однако, произошедшее 3 января, вернее, отсутствие какого-либо серьезного сопротивления со стороны венесуэльских военных наводит на мысль, что Мадуро сдали свои же - его элиты, окружение. New York Times пишет, что у ЦРУ уже давно был источник в правительстве Венесуэлы, который следил за Мадуро, всеми его перемещениями за несколько дней до операции и непосредственно перед его захватом. Тем более, что Штаты назначили за информацию, которая приведет к поимке Николаса Мадуро, вознаграждение в $50 млн. Не приходится думать, что спецназ участвовал в его задержании в спальне. Наверное, вертолеты приземлились и им передали уже связанных президента и жену - иначе как объяснить факт отсутствия боя на охраняемой военной базе?! Это нонсенс!

Тем не менее, операция 3 января - это блестящая победа Трампа, как бы кто к нему не относился. Это следует признать. Американский президент показал, как надо наносить удары по центрам принятия решений и как должны работать спецслужбы. Более того, следует также отметить очень удачно выбранное время для удара по Венесуэле.

В настоящее время Конгресс находится на каникулах, его полноценная работа возобновится через несколько дней после операции. Дело в том, что именно Конгресс объявляет войну и выделяет средства на ее ведение. А президент командует войсками. После Кореи и Вьетнама Конгресс принял Резолюцию о военных полномочиях 1973 года: она требует уведомлять Конгресс в течение 48 часов после ввода войск в бой. Без одобрения Конгресса войска не должны воевать дольше 60 дней плюс еще предоставляет до 30 дней на вывод войск. Конгресс имеет полное право спросить Трампа: имел ли он право вообще начинать удары без отдельного разрешения? Наверняка Трамп будет утверждать, что на США напали и что именно Венесуэла начала террористическую войну против США, поставляя наркотики специально с этой целью. А Трамп лишь ответил на нападение Венесуэлы.

Кстати, президент обладает необходимыми полномочиями на ответ на нападение, и в этом случае он может не ждать разрешения Конгресса. Стоит обратить внимание на тот факт, что Трампу важно было начать войну так, чтобы Конгресс не мог ему помешать хотя бы несколько дней. Ведь многие члены Конгресса выступают против войны с Венесуэлой и среди них не только демократы, но и республиканцы.

 

Реакция мира

 

Крайне показательной представляется реакция мировых лидеров, а также руководителей стран, непосредственно соседствующих с Венесуэлой, на удары по ее территории и захват президентской четы. Из региональных государств произошедшее осудили лишь президенты Колумбии, Кубы, Бразилии и Чили.

Вполне ожидаемо американскую операцию резко осудили Иран и Китай, а вот жесткая позиция Турции стала для многих неожиданностью. Россия, в свою очередь, ограничилась формулировкой о «глубокой озабоченности» действиями США.

Европейские лидеры - в лице главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, верховного представителя ЕС по внешней политике Кайи Каллас, президента Франции Эмманюэля Макрона и премьер-министра Италии Джорджи Мелони - фактически поддержали насильственную смену власти, заявив о нелегитимности Николаса Мадуро. Канцлер Германии Фридрих Мерц, судя по его заявлению, пока не до конца разобрался в произошедшем, подчеркнув, что ему требуется дополнительное время для оценки ситуации.

В самих США против действий Трампа выступили многие политики. В частности, новоизбранный мэр Нью-Йорка Мамдани открыто заявил о том, что одностороннее нападение на суверенную нацию является актом войны и нарушением федерального и международного права. Также некоторые американские сенаторы, как демократы, так и республиканцы осудили действия Трампа против Венесуэлы и ее президента. А член парламента Великобритании Зара Султана призвала британского премьера Стармера осудить действия США, назвав их голым американским империализмом.

 

Причем тут наркотики

 

Генеральный прокурор США Памела Бонди заявила, что Николасу Мадуро в Южном округе штата Нью-Йорк были предъявлены обвинения, в частности, в сговоре с целью наркотерроризма и ввоза кокаина, пригрозив в связи с этим строгостью американского правосудия на американской земле и в американских судах. С этим обвинениям стоит разобраться отдельно.

Мадуро обвиняют в специально организованном наркотрафике кокаина в США. Как известно, порядка 90% всего кокаина производится в Колумбии (Перу и Боливия - остаток). Основной маршрут наркотрафика в США - Тихоокеанский: порядка 80% потока идет через Колумбию в Эквадор или Панаму, оттуда в Мексику и далее в США. На Карибский маршрут, включающий в себя Венесуэлу, приходится не более 10% наркотрафика от общего потока кокаина, поставляемого в США. Таким образом, Венесуэла не является основным производителем и даже основным государством-транзитером кокаина в США. Основной производитель и поставщик - Колумбия. Но к этой стране у Трампа нет вопросов. Так что, кокаин - это всего лишь удобный предлог для вторжения и смены режима, как когда-то таким предлогом стало оружие массового поражения в Ираке.

Об этом же говорит и американская конгрессвумен Александрия Окасио-Кортез. Она утверждает, что дело не в наркотиках. «Если бы это было так, Трамп не помиловал бы одного из крупнейших наркоторговцев в мире в прошлом месяце. Речь идет о нефти и смене режима. И им нужен судебный процесс прямо сейчас, чтобы сделать вид, что это не так. Особенно чтобы отвлечь внимание от дела Эпштейна и стремительного роста цен на медицинские услуги» -, сказала Окасио-Кортез.

Таким образом, если ранее существовало выражение «шерше ля фам» - «ищите женщину», так как причинами многих конфликтов на планете были женщины, то, начиная с конца прошлого века место женщин в качестве первопричины многих конфликтов по всему миру заняла нефть.   

 

Последствия операции для Венесуэлы

 

Сразу же по окончании военной операции весь мир обошли кадры из Каракаса, где радостные люди снимали плакаты с изображением президента Мадуро под аплодисменты других людей. Этих венесуэльцев понять можно. Президентом Мадуро был далеко не самым лучшим. Его правление стало периодом одного из самых глубоких экономических кризисов в современной истории Венесуэлы. Страна, обладающая крупнейшими запасами нефти в мире, пережила катастрофический спад, вызванный сочетанием факторов: продолжением популистской политики Уго Чавеса, падением цен на нефть, коррупцией, неэффективным управлением государственной нефтяной компанией PDVSA, санкциями США и гиперинфляцией. Экономика сократилась на 75-80% с 2013 года. Инфляция достигала миллиона процентов. Более 7,7 млн венесуэльцев эмигрировали (крупнейший миграционный кризис в Латинской Америке).

После захвата Мадуро, вся полнота власти в стране перешла к вице-президенту Делси Родригес. По словам Трампа, вице-президент Венесуэлы уже провела телефонный разговор с Марко Рубио и Каракас готов к сотрудничеству с Вашингтоном. Тем более, что по словам президента США, Вашингтон будет участвовать в решении вопроса будущего Венесуэлы. По его словам, Штаты не могут рисковать, позволяя кому-то занять место Мадуро в Венесуэле.

В то же время боливарианская национальная милиция, находящаяся под прямым контролем венесуэльской армии, призывает людей в Венесуэле объединиться против Соединенных Штатов. В сложившихся условиях очевидно, что контроль над страной вице-президентом пока не потерян и как минимум часть кабинета министров (и конкретно армия) работают. При этом американские силы, выкрав Мадуро, временно прекратили боевые действия и ждут развития ситуации.

В этой ситуации важно, как поступят соратники Мадуро. Фактически теперь им принимать решение - сопротивляться агрессии США или сдаться на милость победителя (чего очень ждет Трамп). При этом для Штатов также особо не важно, что сделают власти Венесуэлы. Они однозначно запустят сценарий переворота и внутреннего протеста. При этом у американцев главная надежда на дезинтеграцию властных структур страны, а также боязни мадуровских чиновников быть в лагере побежденных. Но вот хватит ли у нынешней венесуэльской властной элиты внутреннего стержня сопротивляться, остаются большие сомнения. Тем более, что быстрый захват Мадуро показывает, что внутри венесуэльской власти действуют предатели. И понимают это все, включая самих чиновников. И это уже совершенно другой расклад.

Тут важно кто первым побежит с тонущего корабля и предложит свои услуги победителю. Тех может и пощадят.

 

Последствия американской операции для остального мира

 

Последствий американской операции для всего мира может быть две. Первая - экономическая. К примеру, в России аналитики всех мастей уже начали переживать по поводу потери Венесуэлы, как одного из самых преданных российских сторонников в Латинской Америке. Дело в том, что в страну были вложены заметные российские инвестиции (около $20 млрд) и в случае, если Венесуэла окажется под полным контролем США, то значительная их часть может быть потеряна.

Что касается экономических последствий для всего мира, то если США получат прямой доступ к крупнейшим в мире запасам нефти, расположенным в Венесуэле, то Вашингтон без проблем усилит контроль над мировым рынком нефти и сможет сильнее влиять на цены. К примеру, если предположить, что в Венесуэле, а потом и в Иране синхронно в ближайшем будущем придут лояльные Западу правительства, то в ближайшие 3-4 года они смогут поставить на мировой рынок дополнительные 2-3 млн баррелей в сутки. При этом новые объемы уже скоро могут начать поступать на рынки из-за ослабления санкций, что для нефтедобывающих стран, в том числе и для Азербайджана может означать долгий период невысоких цен по $50-60 за баррель. Сложно будет добиваться успешного экономического роста в этих условиях.

Другим важным последствием американской операции в Венесуэле является чисто политическое. Как заявил президент Чили Габриэль Борич, соблюдение суверенитета и территориальной целостности стран - это красная линия, которую ни при каких обстоятельствах нельзя пересекать. «Сегодня такое случилось с Венесуэлой, а завтра на ее месте может оказаться любая другая страна», - отметил глава Чили.

Вторя ему, старший редактор отдела международной политики Financial Times Гидеон Рахман вопрошает в своей статье: «когда Китай запускает специальную программу по захвату президента Тайваня, или Россия попытается сделать тоже самое с Зеленским - что именно мы должны сказать? Вы не можете это сделать, это незаконно?»

Говоря о перспективах мировых политических процессов после операции в Венесуэле, госсекретарь США Марк Рубио уже заметил, что Куба является катастрофой, поскольку ею управляют некомпетентные, стареющие мужчины, у нее нет экономики и она находится в полном коллапсе. После этого заявления впору начать беспокоиться о Кубе, которая возможно станет следующей после Венесуэлы. Но, помимо этого, в мире есть и другие интересные регионы: нефтяная провинция Альберта собирается провести референдум об отделении от Канады, Трамп грозит Мексике, а еще есть Гренландия, которая «хочет» присоединиться к США. Так что, «миротворцу» Трампу есть где развернуться на нашей планете.

Экономика
Новости