Противники ископаемого топлива были посрамлены
За последние годы в мировой энергетической политике наметился отчетливый сдвиг: прежнее резко негативное отношение к ископаемому топливу постепенно смягчается. Еще совсем недавно углеводороды подвергались жесткой критике со стороны значительной части международного сообщества, тогда как альтернативные и возобновляемые источники энергии безоговорочно провозглашались единственно верным путем развития.
Однако возвращение Дональда Трампа к власти в США и курс его администрации заметно изменили этот подход. Белый дом открыто и последовательно выступил против безусловного приоритета ВИЭ, сделав ставку на поддержку и наращивание добычи ископаемого топлива. Символом этой политики стало ставшее уже крылатым выражение Трампа «бури, детка, бури», прозрачно указывающее на необходимость активного освоения углеводородных ресурсов.
Учитывая, что Соединенные Штаты остаются ведущей мировой державой, решения, принимаемые их руководством, неизбежно формируют глобальные тренды, на которые ориентируются многие страны. Не случайно в Европе уже наметились первые признаки пересмотра прежних жестких ограничений: ряд финансовых институтов, ранее полностью отказавшихся от поддержки проектов в сфере традиционной энергетики, теперь вновь рассматривают возможность их финансирования.
Президент Ильхам Алиев, отвечая на вопросы журналистов местных телеканалов, в частности, заметил, что, некоторые ведущие энергетические компании - даже те, которые изменили свои названия, чтобы удалить упоминания о нефти, - просто следовали общей тенденции, но теперь они возвращаются к ископаемому топливу. «Когда я выступал на COP29 здесь, в Баку, в ноябре 2024 года, как представитель принимающей страны, я сказал, что эту реальность нельзя игнорировать. То есть я подвергался нападкам со стороны всего этого зеленого сообщества: мол, как может страна-хозяйка COP29 выступать в защиту ископаемого топлива? Я же говорил то, что основано на реальности», - заявил Президент Азербайджана.
И действительно, в настоящее время сложно игнорировать ископаемое топливо. Так, по данным Статистического обзора мировой энергетики 2024 года, подготовленного Энергетическим институтом, в 2023 году ископаемое топливо обеспечило 81,5% всей мировой энергии. В том же году уголь и газ в совокупности произвели около 65% всей электроэнергии, произведенной в мире. Несмотря на рекордные инвестиции в солнечную и ветровую энергетику, эти цифры наглядно демонстрируют, что ископаемое топливо по-прежнему лежит в основе современной экономики. Более того, в отчете McKinsey прогнозируется, что к 2050 году ископаемое топливо по-прежнему будет обеспечивать до 55% мирового спроса на энергию. И хотя высокая роль ископаемого топлива в нашей жизни может кому-то не нравится, но это факт, без которого не обойтись.
С этой точки зрения наиболее эффективным и ответственным является подход к вопросам энергетики таких стран, как Азербайджан - богатых нефтью и газом, но вместе с тем инвестирующих в развитие альтернативной энергетики.
«Поэтому я думаю, что сейчас в европейских институтах также понимают, что этой мании против ископаемого топлива должен быть положен конец. Должны возобладать прагматизм и реализм», - отметил глава азербайджанского государства отвечая на вопрос журналиста.
Азербайджан, со своей стороны, являясь обладателем больших запасов нефти и газа, продолжит их добычу и экспорт в другие страны, испытывающие нужду в ископаемом топливе. При этом наша страна является незаменимым партнером для европейских потребителей, поставляя туда отечественную нефть и газ.
Надо сказать, что в целом экспорт азербайджанского газа растет как по объемам, так и по географии охвата. В настоящее время Азербайджан экспортирует газ в 14 стран, в 11 из них на регулярной основе. В текущем году к этому списку добавятся еще две европейские страны, доведя общее количество стран-импортеров азербайджанского газа до 16. Это станет рекордом с сфере трубопроводных поставок газа.
«Ни одна другая страна в мире не поставляет трубопроводный газ в столько стран, как Азербайджан», - подчеркнул Президент Ильхам Алиев.
В 2025 году экспорт газа превысил 25 млрд кубометров. Но это не рубеж, так как в стране имеется еще два источника для роста добычи природного газа, а соответственно, и его экспорта. Во-первых, по мере развития возобновляемых источников энергии, в Азербайджане будет сжигаться меньше газа на теплоэлектростанциях (ТЭС), а высвободившиеся объемы будут отправляться на экспорт.
Во-вторых, будет увеличена добыча газа на некоторых из уже существующих месторождений, а также начнется разработка новых месторождений. В частности, в этом году ожидается начало добычи глубоководного газа с месторождения Азери-Чираг-Гюнешли. Также в рамках реализации проекта «Шахдениз Компрессия» ожидается рост добычи газа на месторождении «Шахдениз». Кроме этого, многообещающим месторождением является «Бабек» и есть ряд компаний, заинтересованных в инвестировании в него. Важным месторождением газа, по своим размерам сопоставимым с «Шахдениз», является «Абшерон». В настоящее время оно находится на первой фазе добычи, и газ, добытый там закупается для местных нужд. Вторая фаза «Абшерона» может дать Азербайджану, возможно, в три раза больше газа, чем сегодня, что обеспечит рост экспорта.
«Наш газ нужен тем странам, которые уже получают его и хотят увеличить объемы закупок, а также тем странам, которые еще не получают его. Сирия стала нашим новым партнером в прошлом году. И мы рады, что можем помочь сирийскому правительству уменьшить дефицит электроэнергии, потому что, по разным оценкам, наш газ помогает им сократить на четыре часа проблемы с энергией и электроэнергией. И мы рассматриваем возможность увеличения поставок», - сказал Президент Азербайджана.
Вне всяких сомнений, для многих стран азербайджанский газ играет важную роль в обеспечении энергетической безопасности. Важную роль в этом играет развитая, диверсифицированная система трубопроводов, а также хорошая репутация надежного поставщика с хорошими политическими связями, поскольку большинство клиентов Азербайджана являются членами Европейского Союза. Потому роль нашей страны в обеспечении энергетической безопасности ЕС и тех стран, куда мы поставляем свои нефть и газ, будет не снижаться, а только расти, чтобы ни заявляли по этому поводу противники ископаемого топлива.