К юбилею США могут серьезно увеличить свою территоррию
На волне эйфории от блицкрига в Венесуэле у американских политиков всех уровней проснулся аппетит в отношении распространения влияния США на другие страны мира, включая и прямое расширение границ своего государства.
По этому поводу было уже не мало заявлений американских политиков. В частности, замглавы аппарата Белого дома по политике Стивен Миллер задается вопросами: «на каких основаниях Дания претендует на контроль над Гренландией? На чем основаны их территориальные претензии? По какой причине Гренландия является колонией Дании? Никто не будет воевать с США военным способом из-за будущего Гренландии».
Politico уточняет, что США хотят установить контроль над Гренландией до 4 июля 2026 года, то есть до дня 250-летия независимости Соединенных Штатов.
Премьер-министр Дании, которой пока еще принадлежит Гренландия, Метте Фредериксен, в свою очередь, заявила: «Если США решат военным путем атаковать другую страну НАТО, тогда все и закончится. Это означает конец и НАТО, и одновременно - той системы безопасности, которая существует с окончания второй мировой войны».
Ей вторит премьер-министр Польши Дональд Туск, заметивший, что претензии США на Гренландию лишают смысла существование НАТО: «Ни один член НАТО не может угрожать или нападать на другого члена альянса».
А буквально вчера против территориальных претензий Трампа на Гренландию выступили лидеры ЕС. Соответствующее заявление подписали представители Польши, Испании, Великобритании, Италии, Франции, Германии и Дании.
Чем же так привлекательна Гренландия, что из-за нее США готовы пойти войной против своего союзника по НАТО?
Богатства Гренландии
В первую очередь следует отметить, что Гренландия - это самый большой в мире остров площадью 2,2 млн кв. км, который расположен на севере Атлантического океана у побережья Северной Америки. Административно он представляет собой автономную территорию в составе Дании, имеет собственное правительство и другие органы власти, а королевство осуществляет контроль над внешней политикой и обороной, и датская крона сохраняет роль официальной валюты. Гренландия не входит в ЕС, но имеет статус ассоциированного члена сообщества с определенными таможенными привилегиями, а ее жители являются гражданами Евросоюза. Гренландия расположена в тундровой зоне, 81% острова покрыт льдами, ледниковый покров достигает максимальной толщины 3 км и содержит до 10% всех мировых запасов пресной воды.
В недрах острова обнаружены месторождения меди, свинца, цинка, серебра, палладия и других платиноидов, урана, тантала, ниобия, графита и редкоземельных элементов. 25 из 34 полезных ископаемых ЕК классифицирует как «критически важные виды сырья» для производства аккумуляторов, ветровых турбин и электромобилей. В свою очередь, американское правительство считает «критически важными» 43 островных минерала.
При этом, несмотря на огромную площадь, остров относится к малонаселенным: по состоянию на январь 2024 года там проживало менее 60 тыс. человек. Несмотря на наличие большого количества различных полезных ископаемых, включая нефть и газ, основой гренландской экономики является вылов и переработка рыбы. В силу этой направленности хозяйства и климатических условий экономика сильно зависит от импорта сырья, топлива, продуктов, полуфабрикатов, машин и оборудования, а бюджет автономии - от дотаций из Копенгагена (в 2024 году они составили 53% бюджетных доходов Гренландии).
Контроль над островом
Первый конфликт о принадлежности Гренландии вспыхнул в начале 1930-х годов между Данией и Норвегией. В результате Норвегия в 1931 году санкционировала оккупацию необитаемой восточной части острова, однако в 1933-м это решение было признано незаконным постоянным международным судом в Гааге, и Норвегия отказалась от своих притязаний на эту часть острова.
После оккупации Дании гитлеровской Германией весной 1940 года США распространили на Гренландию принципы Доктрины Монро, фактически взяв остров под свою военную опеку. В апреле 1941 года датское правительство в изгнании заключило с США договор об обороне острова, в соответствии с которым в Гренландии были размещены американские метео- и радиостанции, радары, взлетно-посадочные площадки и другие объекты для защиты конвоев в Северной Атлантике.
После окончания Второй мировой войны Дания добилась восстановления суверенитета над Гренландией, но США удалось сохранить там ключевые военно-стратегические объекты. В апреле 1951 года было заключено новое соглашение уже в рамках Североатлантического альянса (НАТО), по которому в течение 1951-1952 годов была построена постоянная база в Туле (ныне космическая база Питуффик) на северо-западе острова.
В годы холодной войны Гренландия считалась воротами США в Арктику, американские военные объекты использовались для дозаправки следовавшей в Европу военной авиации и размещения стратегических бомбардировщиков, в том числе с ядерными боеприпасами. В общей сложности на острове базировались до 10 тыс. американских военных и инженеров.
В настоящее время важное значение сохраняет космическая база Питуффик. Это самая северная американская военная база, где находится радиолокационная станция - часть системы раннего предупреждения США о баллистических ракетах. В 2004 году США получили разрешение на модернизацию расположенной там радарной системы.
Политические круги США как минимум дважды - в 1867-м и в 1946-м - выступали с планами приобрести Гренландию. В частности, с тайным предложением Копенгагену выкупить ее, предположительно, за $100 млн выступила в 1946 году администрация Гарри Трумэна, однако этот план был отвергнут властями Дании.
В 2019 году спустя длительное время президент США Дональд Трамп вновь выступил с идеей купить Гренландию у Дании, а в конце 2024 года после победы на выборах повторил это предложение, чтобы обеспечить «национальную безопасность и свободу во всем мире».
The Washington Post связала притязания избранного президента со «всеобъемлющей миссией» по противостоянию России и Китаю. Возросший интерес к острову со стороны команды Дональда Трампа обусловлен не только географическим положением Гренландии, но и большими запасами редкоземельного сырья. В частности, в январе 2025 года США помешали разработчику редкоземельного месторождения в Гренландии Tanbreez Mining продать проект Китаю.
С конца 1950-х годов жители Туле из одноименного эскимосского племени добивались компенсаций, а впоследствии и возвращения им земель, которых они лишились в результате строительства американской военной базы. Ряд политических сил Гренландии выступает за пересмотр датско-американского оборонного соглашения 1951 года и за закрытие базы в Туле.
Согласно социологическим опросам, проведенным компанией Verian в прошлом году, 85% гренландцев выступают против присоединения к США, за такое будущее высказались лишь 6%.
И хотя сейчас Дания настроена очень воинственно, в частности, заявляя устами своего премьера о том, что датчане не продаются, и даже грозит США распадом НАТО, в случае если Трамп решит аннексировать Гренландию, реальность куда суровее. Недаром Президент Ильхам Алиев заявил в ходе общения с журналистами о том, что в современном мире уважают только силу, грубо говоря в рамках тезиса: кто сильнее, тот и прав. Поэтому никакие датчане, считающие себя потомками знаменитых северных воинов - викингов, когда-то наводивших ужас на Европу, ничего не смогут противопоставить американской военной мощи. Равно как и Евросоюз вместе с НАТО вряд ли вступится за Данию, когда наступит час Х. Поэтому, если произойдет акт аннексии, то он наверняка будет приправлен крупными американскими инвестициями в датскую экономику и Копенгаген это подслащенную, но все же горькую пилюлю проглотит, даже не поморщившись. Официальные же лица датского королевства приедут в Белый дом и будут благодарить Трампа за то, что сохранил их власть пусть и в уменьшившейся по территории стране.
Такова судьба слабых, и как бы нам это не нравилось, остается только согласится с советником Трампа Стивеном Миллером, заявившему, что «мир управляется силой и мощью, это железный закон». Всем прочим странам остается только принять это и усиливать собственные Вооруженные силы, спецслужбы, чтобы не получилось, как в Венесуэле. То есть, необходимо точить мечи и проверять щиты, не уповая более на гуманизм и международное право.