Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Кто сильнее, тот и прав

Политика
09 Январь 2026
09:28
143
Кто сильнее, тот и прав

Международное право под угрозой:

 

Президент Ильхам Алиев в своем недавнем интервью местным телеканалам четко и недвусмысленно обозначил одну из ключевых проблем современного миропорядка – глубокий кризис международного права. По его словам, сегодня мы наблюдаем опасную тенденцию, при которой нормы и принципы, призванные обеспечивать справедливость, безопасность и равенство государств, все чаще игнорируются. Вместо уважения к международным обязательствам и решениям авторитетных институтов многие страны фактически взяли на вооружение циничный принцип: «кто сильнее, тот и прав».

 

В таких условиях право уступает место силе, а двойные стандарты становятся инструментом внешней политики. Это подрывает доверие между государствами, провоцирует новые конфликты и усиливает нестабильность в глобальном масштабе. Президент Ильхам Алиев справедливо подчеркнул, что подобный подход не только несправедлив, но и крайне опасен, поскольку разрушает саму основу международной системы, построенной после Второй мировой войны. В мире, где решения принимаются не на основе закона, а исходя из политической целесообразности и военной мощи, ни одно государство - независимо от его размера и потенциала - не может чувствовать себя в полной безопасности.

Эта тревожная тенденция находит отражение и в оценках ведущих зарубежных экспертов. Свою точку зрения на ключевые события прошедшего года, а также прогноз развития международной обстановки в текущем году в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRus Виталий Арьков. 

 

- Если взять ситуацию вокруг американской операции в Венесуэле, можно ли сказать, что нормы международного права в сегодняшнем мире не работают, а многие страны взяли за основу принцип «кто сильнее, тот и прав»?

- То, о чем вы говорите, началось задолго до операции США в Венесуэле. Вспомните меткое высказывание Стэнли Кубрика: «Великие нации всегда действовали как бандиты, а малые страны - как проститутки». С тех пор, по сути, изменилось немного. Еще в эпоху монархий Западной Европы колониальные державы порабощали не просто отдельные страны и народы, а целые континенты, заливая их кровью местного населения, пытавшегося отстоять свое право на свободу и независимость.

Сегодня изменились лишь формы и риторика, но не суть происходящего. Во главе неоколониальной политики Запада теперь стоят Соединенные Штаты - государство, которое само когда-то было колонией сразу нескольких европейских держав. Однако, унаследовав методы своих бывших метрополий, США не отказались от логики силового давления и вмешательства во внутренние дела других стран. Собственно, трудно ожидать иного от государства, чьи правящие элиты во многом берут начало от авантюристов, работорговцев и людей, привыкших решать вопросы силой - порой в самом прямом смысле этого слова.

Так что Венесуэла - не первая (даже на памяти нашего поколения аналогичные события имели место в Панаме, Ираке, Ливии, Гаити, бывшей Югославии, Афганистане, Йемене) и, к сожалению, не последняя. Из Вашингтона уже прямо угрожают Боготе, Гаване, Мехико, Тегерану и даже союзникам по НАТО - Копенгагену и Оттаве. Не стал бы исключать расширение списка «приговоренных» по принципу «У вас есть нефть (а также редкоземельные металлы и пр.) - значит у вас нет демократии, и мы летим к вам». А еще помните у классика русской литературы: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Наблюдая за действиями США, можно предположить, что еще большую вседозволенность почувствует, в частности, Израиль в своем противостоянии с Ираном. Впрочем, как показывает практика, Тель-Авив и ранее не испытывал особых ограничений в отношении соблюдения международного права. Оно неоднократно попиралось - что называется, пыльным сапогом солдат ЦАХАЛа.

Речь идет о трагедии мирного населения палестинской Газы, фактически обернувшейся гуманитарной катастрофой, о продолжительной оккупации территорий Ливана и Сирии, а также о практике целенаправленных внесудебных убийств. Абсолютно террористическими по своей сути методами уничтожались высшие офицеры Вооруженных сил и спецслужб Ирана, а также ведущие иранские ученые-ядерщики. Подобные действия не только грубо нарушают международное право, но и создают опасный прецедент, подталкивающий регион и весь мир к дальнейшей эскалации и росту глобальной нестабильности.

Можно предположить попытки Франции восстановить ранее утраченный колониальный контроль над Мали, Буркина-Фасо, Нигером, Центральноафриканской Республикой и рядом других стран Африки. Но это возможно лишь в случае получения соответствующего одобрения из Белого дома. Ведь что позволено Юпитеру, не позволено быку.

Именно поэтому мы наблюдаем сворачивание былой активности Франции в Армении - значительный интерес к этой Южно-Кавказской республике, как и ко всему региону довольно серьезно проявили нынешние власти США. Потому прежде чувствовавший себя здесь уже чуть ли не хозяином Макрон теперь расстилает красную дорожку перед Трампом и заискивающе смотрит ему в глаза снизу вверх. Несмотря на то, что оба являются креатурами Ротшильдов.

- После «венесуэльской» операции представители Вашингтона стали угрожать Кубе, Колумбии, Мексике, Дании. Кто, на ваш взгляд, следующий из этого списка?

- Что касается Колумбии и Кубы, то думается, пример Венесуэлы подействует на них «холодным душем» и там примут ожидаемое в США решение вернуться под их длань. Продолжив заниматься теми же самыми «традиционными народными промыслами» (например, Колумбия - производством и торговлей наркотиками), но уже под чутким управлением «старшего брата».

Куда сложнее будет с Бразилией, не просто крепко связанной с Китаем в рамках БРИКС или инициативы «Один пояс, один путь», но уже по факту являющейся его основным форпостом в Латинской Америке. И вот тут уже может быть разыграна карта Тайваня, произведен своеобразный change (обмен). Таковой, к слову, некоторые наблюдатели предполагают между США и Россией в отношении Украины и Венесуэлы (+Куба), приводя свои кажущиеся убедительными доводы.

Что касается Гренландии, где США, к слову, давно имеют военную базу, то здесь события могу развиваться как по схожему сценарию аннексии Техаса, так и по сценарию, схожему с покупкой Аляски. В последнем случае это позволит избежать военной операции и, как следствие, окончательного развала НАТО. Но речь будет идти не о прямой покупке - скорее, о «совместном развитии» крупнейшего на Земле острова. Т.е. Гренландия формально останется под протекторатом Датского королевства, но реально хозяйничать там станут США, инвестировав серьезные средства в разработку недр.

Впрочем, не только недрами интересна США Гренландия. Полный контроль над островом дает Вашингтону возможность расширить свое влияние во всей Арктике, совместное освоение которой он предлагает Москве, как известно, располагающей самым большим и современным ледокольным флотом - без него в регионе делать просто нечего. Предлагая такое партнерство Кремлю, нынешний Белый дом старается перехватить инициативу у КНР - китайские власти уже приступили к сотрудничеству с Россией, будучи очень заинтересованными и в разработке богатых арктических недр (современные технологии добычи и глобальное потепление заметно снижают себестоимость углеводородов и руд), и в доставке своих грузов в Европу по Северному морскому пути, опять же опираясь на самый мощный ледокольный флот России.

- Следует ли ожидать в этом году совместной американо-израильской военной операции против Ирана с целью его окончательного разгрома или до этого дело не дойдет, а все решится в рамках внутреннего переворота?

- Думается, вмешательство станет возможным, если инспирированные извне протесты в Иране не приведут к желаемой США смене власти в Исламской Республике. Поводов для этого в избытке или быстро придумают новый - как мы все наблюдали на трагическом примере президента Венесуэлы Николаса Мадуро, на которого «повесили» наркотрейдерство.

При таком развитии событий в непростой ситуации окажется соседний Азербайджан. С одной стороны, Баку и Тегеран интенсивно развивают сотрудничество в различных сферах и говорят о долгожданном сближении двух родственных народов, чему ранее мешали происки третьих сил. С другой стороны, у Азербайджана прекрасные отношения с Израилем, которые он укрепляет и расширяет не только в собственных интересах, но и негласно в интересах близкой ему Турции - Анкара публично жестко осуждает Тель-Авив за операцию в Газе.

Перед сложным выбором может оказаться Азербайджан и в случае масштабных военных действий в Иране - как внешней интервенции, так и гражданской войны, риск начала которой достаточно высок. В этом случае вынужденными беженцами станут сотни тысяч, если не миллионы иранских граждан. Вполне логично, что иранские азербайджанцы устремят свои взоры и стопы к Азербайджану. А его наземные границы, как известно, по-прежнему закрыты. Открыть их и подвергнуться риску впустить в страну вместе с беженцами массу агентов КСИР со всеми возможными последствиями для собственной стабильности? Или оставить закрытыми и навлечь тем самым на себя гнев мусульманского мира и претензии ведущих мировых держав?

- Какие события ожидают в этом году Южный Кавказ?

— Как я уже отмечал, в настоящее время мы наблюдаем приход, а точнее - возвращение США в регион. Впрочем, этот процесс происходит не столь интенсивно и агрессивно, как попытки восстановить утраченный контроль над Латинской Америкой. Само по себе это можно рассматривать как позитивный фактор.

Одновременно складывающаяся ситуация открывает дополнительные возможности для Китая, который последовательно и системно расширяет свое влияние. Причем делает он это заметно более напористо и эффективно, чем Соединенные Штаты.

Несмотря на то, что Южный Кавказ исторически является зоной влияния России (а также Ирана, Турции и через нее - Великобритании), Москва вроде как не противится активности здесь Пекина. По крайней мере, не делает этого публично, будучи заинтересована в его поддержке как минимум до завершения СВО и точного понимания нового формата отношений с Вашингтоном.

Вместо Москвы (что ей, безусловно, на руку) в соперничество за Южный Кавказ с Пекином вступил Нью-Дели. Одновременно, к слову, они оказались в состоянии жесткого соперничества и в Центральной Азии. Для этого Индия использует как широкие возможности международного транспортного коридора «Север-Юг», которыми она располагает как ключевой участник проекта, так и наращиваемое военно-техническое сотрудничество с Арменией. При этом важно понимать, что сотрудничество Иревана с Нью-Дели санкционировано как Москвой, так и Вашингтоном - в данном вопросе их интересы по сдерживанию влияния Пекина на Южном Кавказе совпадают.

Экономика
Новости