Как двойные стандарты стали нормой жизни целой страны
В ряду «горячих тем», обсуждаемых сейчас во всем мире, на первом месте, пожалуй, стоит военная операция, осуществленная США и приведшая к захвату президента Венесуэлы Николаса Мадуро.
И тут надо отметить явные «противоречия», возникшие не между кем-нибудь на бытовом уровне, а между президентом и министром иностранных дел Франции, а именно Эмманюэлем Макроном и Жан-Ноэлем Барро.
По мнению последнего, военная операция, приведшая к захвату Мадуро, нарушает принцип неприменения силы, лежащий в основе международного права. Как следует из его речей, «Франция напоминает, что никакое прочное политическое решение не может быть навязано извне и что суверенные народы сами решают свое будущее». В таком случае, о чем же тогда свидетельствуют протесты, к примеру, в Новой Каледонии? Но сейчас не об этом.
«Неоднократные нарушения этого принципа странами, на которые возложена главная ответственность как на постоянных членов Совета Безопасности ООН, будут иметь тяжелые последствия для мировой безопасности, которые не пощадят никого. Зная историю, Франция готовится к этому, но не может смириться с этим. Она подтверждает свою приверженность Уставу ООН, который должен и впредь направлять международные действия государств всегда и везде», - добавил глава МИД страны.
Внешнеполитическое ведомство, таким образом, однозначно осудило произошедшее. Но тут в «обсуждения» вступил сам президент страны, из уст которого вместо осуждения прозвучало… одобрение (ни больше ни меньше). Он заявил, что венесуэльский народ сегодня избавлен от диктатуры Николаса Мадуро и может только радоваться этому. «Захватив власть и попирая основные свободы, Николас Мадуро нанес серьезный удар по достоинству своего собственного народа. Предстоящий переход должен быть мирным, демократическим и уважающим волю венесуэльского народа», - слова не мальчика, но мужа.
Выходит, и не было никакого нарушения принципа неприменения силы, который лежит в основе все того же международного права. И про Устав ООН Макрон ни словом не обмолвился. Впрочем, это и неудивительно. В новогоднем обращении к гражданам страны он сообщил, что не будет баллотироваться на предстоящих президентских выборах. А, значит, может говорить не боясь, что общество, грубо говоря, не разделит его мнение и уж тем более не поддержит. Так что можно вовсю разглагольствовать о действиях сильных мира сего.
А как же понять действия того же Макрона, который с пеной у рта защищал «несправедливо обиженных» армянских агрессоров, десятилетиями оккупировавших исконные территории Азербайджана? И тогда же он самым что ни на есть активным образом игнорировал все возможные нормы международного права.
В ходе Отечественной войны 2020 года Макрон без конца названивал Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву в надежде (хотя о какой надежде может идти речь), пытаясь остановить (!) победный марш нашей Армии. Ничего, естественно, не вышло.
Уже после исторической Победы Азербайджана в 44-дневной войне Франция в лице все того же Макрона и иже с ним осуществила ряд дешевых и бесполезных провокаций против нашего государства.
Сначала Сенат Франции принял «умное» решение о признании «независимости» так называемого «арцаха». И именно партия Макрона была инициатором данного позорного решения, обеспечив максимально возможное число голосов за принятие этой резолюции. Но блестяще проведенная однодневная антитеррористическая операция в Карабахе в сентябре 2023 года стала показательным ответом на все эти, с позволения сказать, решения.
Азербайджан полностью восстановил свою территориальную целостность, действуя в строгом соответствии с Уставом ООН и нормами международного права. А что же Франция? Вместо того чтобы поразмыслить и трезво оценить ситуацию, родина круассанов предприняла попытку осудить нашу страну на полях Совбеза ООН. Но и там Париж потерпел сокрушительное фиаско, явно недооценив силу и влияние Азербайджана.
Это поведение и поступки явно продемонстрировали всему миру полное игнорирование Францией тех самых норм международного права, о которых вдруг вспомнил глава МИД Барро. А в бытность Франции страной -сопредседателем канувшей в Лету Минской группы ОБСЕ, на которую возлагалась особая ответственность за содействие мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, именно она игнорировала вопиющие нарушения всех возможных норм международного права со стороны Армении. И длилось это безобразие десятилетиями.
В те годы 20% международно признанной территории Азербайджана было оккупировано и сотни тысяч граждан нашей страны стали вынужденными переселенцами. Это была прямая военная оккупация, четко зафиксированная авторитетными международными структурами. Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции, требующие безоговорочного и немедленного вывода армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана. Армения проигнорировала все эти документы. А Франция, как постоянный член Совета Безопасности ООН, не только не добивалась их исполнения, но и не инициировала никаких санкционных механизмов. Никакого осуждения, никакого давления, никакой «приверженности Уставу ООН», о которой сегодня так охотно говорит Жан-Ноэль Барро.
Отдельного упоминания заслуживает геноцид в Ходжалы, в ходе которого были убиты мирные азербайджанские жители, включая женщин, детей и стариков. Этот трагический эпизод давно задокументирован, однако Франция и тогда предпочла сохранить гробовое молчание. Город Агдам, превращенный в руины и получивший название «Хиросима Кавказа», также не стал поводом для французского морального или политического осуждения.
Разрушение азербайджанских городов, этнические чистки, многолетнее лишение азербайджанцев права на возвращение домой - все это не вписывалось, да и не вписывается в повестку Парижа. Азербайджан сам добился торжества международного права, сам реализовал прописанное в четырех резолюциях Совбеза и Генассамблеи ООН. И именно поэтому любые речи на тему международного права, звучащие из уст Барро или Макрона, вызывают в Баку ироническую насмешку. Ведь как бы они ни маскировали свои предпочтения, истинных намерений скрыть не удастся. И тут на первый план выходят попытки Франции действовать вопреки нормам международного права. Особенно когда дело доходит до Азербайджана.
Ольга КОТОВА,
«Бакинский рабочий»