Армения полностью согласилась со всеми принципами, заявленными США и Азербайджаном
Как уже сообщалось (//br.az/politics/84817/chernym-po-belomu/), Государственный секретарь США Марко Рубио и глава МИД Армении Арарат Мирзоян накануне в Вашингтоне подписали рамочный документ о реализации программы «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP).
Начальник Управления пресс-службы МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде отметил, что принятие рамочного документа по реализации TRIPP вновь демонстрирует приверженность американской стороны договоренностям, достигнутым в рамках Вашингтонского саммита 8 августа, а также является важным шагом для начала их практической реализации в данной сфере. В то же время данный документ имеет существенное значение с точки зрения выполнения Арменией взятых на себя обязательств. «Обеспечение беспрепятственного сообщения между основной частью Азербайджана и его Нахчыванской Автономной Республикой является одним из ключевых приоритетов нашей страны. Маршрут TRIPP, наряду с этим, также имеет важное значение для диверсификации торговли и связности в более широком региональном масштабе», - подчеркнул А.Гаджизаде.
Свою оценку подписанному документу в интервью газете «Бакинский рабочий» дал руководитель аналитического центра 3rd View, востоковед Рауф Раджабов.
- Как вы оцениваете подписанный между США и Арменией документ по реализации проекта TRIPP?
- На мой взгляд, это очередная победа Азербайджана и США, продвигающих проект «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания», несмотря на наличие некоторых вопросов, не затрагивающих напрямую интересы Баку и Вашингтона.
Азербайджанская сторона полностью удовлетворена этим документом, поскольку все поездки граждан Азербайджана и перевозка азербайджанских грузов по маршруту будут осуществляться без участия представителей Армении. Все проверки будут проводить технические работники TRIPP Development Company.
Именно это условие изначально было ключевым для Баку: на коротком участке армянской территории (около 44 км) пересечение людей и грузов должно происходить без вмешательства армянских представителей. Таким образом, Азербайджан защищает свой суверенитет, который незыблем и никем не может быть нарушен. Баку последовательно отстаивал эту позицию и добился ее реализации.
- Участие России и Турции в проекте «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» не обсуждалось, об этом заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян. Означает ли это, что обе страны оставлены за бортом проекта?
- Турция никак не может остаться за бортом данного проекта, так как TRIPP представляет собой всего лишь небольшой отрезок, размером всего лишь в 44 км на огромном Среднем коридоре, протянувшемся с Востока на Запад, от Китая до Европы на тысячи километров. Ключевую роль в создании и деятельности этого коридора играют тюркские государства (Азербайджан, Турция, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан) и Грузия, по территории которой проходит железнодорожный путь Баку-Тбилиси-Карс. Средний коридор объединяет крупнейшие регионы Евразии: Азиатско-Тихоокеанский регион, Европу, Ближний и Средний Восток и даже Северную Африку. То есть, данный маршрут уже работает через Грузию и потому заявления представителей официального Иревана о том, что Армения посредством проекта TRIPP сделает все возможное, чтобы связать между собой вышеперечисленные регионы являются ничем иным как блефом. Роль армянской стороны ограничивается тем, что благодаря им уже существующий Средний коридор станет просто несколько короче по своей протяженности. Тем самым, более короткий путь будет влиять на рентабельность проекта в целом, его безопасность. Ведь TRIPP, где совладельцем выступает американская сторона, будет соответствующим образом и охраняться. В частности, в СМИ распространена информация о том, что США привлекут для охраны TRIPP (44 км отрезка) около тысячи военных специалистов в составе частной военной компании.
Турция, в свою очередь еще летом прошлого года начала у себя строительство соответствующей дорожной инфраструктуры по направлению к Нахчыванской автономии и к границе с Арменией. Так что, Анкара полностью при делах и отодвинуть ее от участия в Среднем коридоре, а следовательно, и в проекте TRIPP, просто невозможно.
Что касается России, то, несмотря на недавнее заявление премьер-министра Армении Никол Пашиняна после встречи с Владимиром Путиным в конце декабря, о том, что при реализации Зангезурского коридора будут учтены интересы Москвы, события развивались иначе. Уже через две недели в Вашингтоне глава МИД Армении подписал документ, включающий все принципы, декларированные США и Азербайджаном.
Таким образом, Россия фактически остается вне проекта TRIPP. И это неудивительно: страна никак не участвует в маршруте физически, что подтверждает ее ограниченное влияние на реализацию соглашения.
В перспективе, если Россия активизирует торговые связи с Азербайджаном и Арменией, российские грузы вполне смогут транзитом через Азербайджан поступать в Армению и Турцию.
Однако изначально Москва планировала не просто использовать этот маршрут для перевозок, а напрямую контролировать его через пограничную службу ФСБ. Армения же пошла другим путем: Иреван стремится к большей независимости, снижению зависимости от России и расширению сотрудничества с соседями - Азербайджаном и Турцией.
В Армении понимали, что передача контроля над Зангезурским коридором ФСБ РФ была бы ошибочной и чреватой последствиями. В итоге, осознав отсутствие собственной выгоды, Иреван отказался от российского контроля и сохранил возможность управлять маршрутом самостоятельно.
- Но если Россия не граничит напрямую с этим маршрутом, то Иран имеет прямой выход на TRIPP. Остается ли и Тегеран за бортом данного проекта?
- Не думаю, что Иран остается вне проекта. Исходя из последних событий можно сделать вывод, что политика официального Тегерана будет меняться. В ней будет больше прагматизма, конструктивизма, чем оголтелого теократического шиизма. Поэтому, на мой взгляд, Иран вполне может вписаться в TRIPP, если будет выстраивать взаимовыгодные отношения, как с Азербайджаном, так и с Арменией.
К примеру, возьмем Аразский коридор. Азербайджану он также выгоден с точки зрения диверсификации маршрутов. Зависеть от одного маршрута нельзя. Недавно возникшая коллизия вокруг высоких пошлин на провоз грузов по БТК, потребовала внимание официального Баку, грузинская сторона вовремя одумалась и все было решены к взаимному удовлетворению сторон.
Никто не застрахован от возникновения подобной коллизии в будущем уже в Армении на TRIPP. С этой точки зрения Аразский коридор также необходимо иметь в виду. Тем более, что разница с TRIPP там очень маленькая - всего около 17 км. То есть, если протяженность TRIPP - 44 км, то Аразского коридора - 61 км. А принимая во внимание взвешенный подход Президента Ильхама Алиева к такого рода вопросам с учетом долгосрочной перспективы, всех рисков и угроз, я полагаю, что иранская сторона примет участие в реализации проекта TRIPP, но в исключительно в контексте Аразского коридора. И это полностью отвечает национальным интересам Азербайджана.

