Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Возможности по умолчанию

Политика
19 Январь 2026
15:40
52
Возможности по умолчанию

Азербайджан начал поставлять природный газ в 16 стран

 

Поставки природного газа из Азербайджана в Германию и Австрию по Трансадриатическому газопроводу (TAP) не просто расширили географию экспорта «голубого топлива», но и гораздо усилили энергетическую безопасность Европейского континента.

 

С выходом на новые рынки число стран, импортирующих топливо из отечественного сектора Каспия выросло до 16, и это - не предел, судя по возможностям ТАР, который идет от турецкой границы через Грецию и Албанию в южную часть Италии, а оттуда через интерконнекторы транспортируя газ дальше на север - в том числе, в Австрию и ФРГ.

Президент Ильхам Алиев, будучи особым гостем на Международных форумах в итальянском Черноббио, где ежегодно собирается цвет политиков и экспертов для оценки стратегии европейских процессов, в своих выступлениях не раз предупреждал о недопустимости разделения сотрудничества по надуманным признакам. По словам главы государства, партнеры бывают либо честные и искренние, либо прочие - с двойными стандартами.

Так, выступая 6 сентября 2024 года перед уважаемой аудиторией на сессии под названием «Роль Азербайджана в новых геополитических условиях», Президент Ильхам Алиев сказал: «В современных реалиях поставки энергоносителей являются наглядной демонстрацией того, что национальная безопасность не может быть отделена от энергетической безопасности. Маршрут Южного газового коридора, с расширениями и интерконнекторами, охватывает широкую евразийскую и в частности европейскую географию с большим потенциалом роста, поскольку сегодня мы находимся в процессе переговоров о поставках газа с целым рядом европейских стран».

И Германия с Австрией, как оказалось, также активно включились в переговорный процесс. В июне прошлого года государственный концерн SOCAR заключил десятилетний контракт на поставку 1,5 млрд кубометров газа в год с немецким энергетическим холдингом Sefe (бывший Gazprom Germania был переименован, тем самым спасен от банкротства местным правительством в самый разгар цивилизационного кризиса четырехлетней давности). Понятно, что и географическое положение Австрии, граничащей с Италией, делало поставки азербайджанского газа естественными и оправданными, как финансово, так и с точки зрения логистики.

В этой связи вспоминается история, когда некоторые страны сорвали в 2013 году строительство газопровода Nabucco из Страны огней через братскую Турцию, и далее по укороченному участку Nabucco-West от болгарской границы до Австрии. Однако принципиальность национального правительства позволила реализовать планы наращивания поставок газа в то время, как потерпели крах попытки тех геополитических сил, которые превратили энергетику в элемент политического давления.

Кроме того, с поставками газа в Австрию и Германию кратно возросли возможности газопровода ТАР, который технически способен поставлять в Старый Свет более 13 млрд кубометров газа в год. Именно эта инфраструктура становится сегодня основой для расширения географии поставок каспийского газа в страны - члены Евросоюза. Судя по официальной статистике, по итогам прошлого года совокупный объем экспорта «голубого топлива» из национального сектора Каспия вглубь континента составил 12,8 млрд кубометров, следовательно, дальнейшее увеличение поставок будет зависеть от инвестиций и расширения пропускной способности трубопроводной инфраструктуры.

Альтернативный экспорт экологически чистого топлива не просто расширяет географию присутствия каспийского газа на континенте, но и становится частью более широкой стратегии диверсификации источников и маршрутов энергоресурсов.

Есть еще один момент - Еврокомиссия решила полностью отказаться от российского газа к 31 октября 2027 года, а это значит, что новые направления сыграют ключевую роль в укреплении энергетической безопасности, снижении зависимости от когда-то доминировавших поставщиков и минимума рисков, связанных с масштабной нестабильностью. На фоне ускорившихся изменений официальный Баку выступает не просто надежным, но и все более значимым партнером для европейцев - в прошлом году более 25 млрд кубометров газа было отправлена за рубеж, половина которых составила удельный вес Старого Света.

Развитие TAP не только усилило стабильность энергетических рынков Европы, но и снизило их зависимость от политически рискованных вентилей, создав тысячи новых рабочих мест, способствуя экономическому росту той же Турции и Италии за счет транзита и повышению региональной интеграции. В этой связи поставки газа в Австрию и Германию наглядно показывают, как энергетическая альтернатива снижает системные риски.

Впрочем, круг заинтересованных стран ширится: так, месяц назад SOCAR и венгерская компания MVM подписали двухлетнее соглашение, предусматривающее возможность закупки дружественной страной до 800 млн кубометров газа, об интересе к каспийскому «голубому топливу» официально заявила и Чехия ввиду разницы в цене (она обеспечивается трубопроводными поставками из Норвегии и сжиженным природным газом из различных источников, что «влетает в копеечку»).

Если мыслить в среднесрочной перспективе, ключевой вопрос заключается не только в поддержании объемов поставок, но и в развитии инфраструктуры в рамках гибкости и устойчивости поставок. И это крайне важно в условиях усиливающейся конкуренции за энергоресурсы и изменяющихся климатических требований при отказе от нефти и угля, что может открыть новые возможности для увеличения доли каспийского газа, укрепляя позиции транзитных дружеских стран на энергетическом рынке. Главное - официальный Баку не только расширяет географию поставок, но и укрепляет доверие конечных потребителей как надежный поставщик товара №1, способный адаптироваться к быстро меняющейся рыночной и геополитической конъюнктуре. В принципе, это вполне ожидаемо, так как благодаря инициативам Президента Ильхама Алиева начиная с 2014 года Азербайджан шаг за шагом превращался из регионального игрока в одного из ключевых поставщиков газа для целого ряда стран Европы, а теперь еще и Сирии. И это не просто история о разветвленных трубопроводах, задвижках и переходниках, а наглядное свидетельство долгосрочного стратегического мышления, выверенного экономического планирования и взвешенной дипломатии высшего политического руководства Страны огней, которая сегодня поставляет наиболее востребованный товар в 16 государств, с тенденцией к росту, что обещает значительные экономические, геополитические и социальные выгоды всем нашим партнерам.

Помнится, долгие годы товаром №1 для экспорта была нефть, а газ поставлялся в Грузию и Турцию, плюс частично РФ и Иран в рамках обмена. Стабильные поставки в Евросоюз обеспечили внутренние энергетические потребности и способствуют формированию надежной региональной взаимозависимости более широкого круга стран: Италии, Греции, Болгарии, Румынии, Венгрии, Сербии, Словении, Хорватию, Северную Македонию, Словакию и Украину. И это уже не цифры, а тенденция, отражающая, как технические возможности Южного газового коридора и его ответвлений, так и способность национального правительства выстраивать собственную стратегию в соответствии с растущими потребностями континента, который все активнее ищет надежные и устойчивые источники газа.

Речь тут идет о системном характере экономических последствий для Страны огней - увеличение числа импортеров естественным образом ведет к диверсификации доходов, снижая зависимость от одного конкретного рынка и стабилизируя финансовые поступления от относительно новой статьи бюджетных доходов. И если раньше экспорт «голубого топлива» занимал не первое место в структуре ВВП страны, с выходом на новые рынки его вклад будет только расти.

Что касается диверсификации, она, кроме прочего, снижает риски, связанные со скачками цен на энергоносители или региональной нестабильностью, обеспечивая устойчивость отечественного энергетического сектора в условиях быстро меняющейся мировой конъюнктуры.

Немаловажен еще один срез - расширение сети потребителей создает долгосрочные экономические возможности, выходящие далеко за рамки энергетики, так как страны, импортирующие каспийский газ, как правило, проявляют интерес к более широкому спектру торгово-экономического сотрудничества, инвестиционным проектам и совместному развитию инфраструктуры в том же Карабахе и Восточном Зангезуре (примером служат турецкие и итальянские компании, задействованные на всех направлениях возрождения освобожденных земель).

Если быть последовательными, то, усиливая энергетический баланс целого ряда европейских стран, официальный Баку усиливает свою геополитическую значимость, открывая возможности для инвестиций не только в традиционные сферы - торговлю, строительство, транспорт и энергетика, но и высоких технологий. То есть, по сути, каждый новый газовый контракт может стать точкой углубления двусторонних отношений с выходом на устойчивый экономический рост, который, как правило, шагает далеко за пределы энергетического сектора.

Президент Ильхам Алиев в своем интервью отечественным телеканалам точно охарактеризовал процесс: «Мы нацелены на максимальное использование природных ресурсов, включая их экспорт - потенциал одной только ветровой энергии превышает 150 ГВт, есть огромные возможности солнечной и гидроэнергетики. Это создаст дополнительные возможности для экономии и экспорта природного газа - мы расширяем газовую инфраструктуру не только у нас, но и в других странах, что позволит нам экспортировать чистую энергию в рамках различных международных проектов».

А это значит, что в условиях, когда Европа все больше стремится снизить зависимость от менее предсказуемых поставщиков энергоресурсов, стабильные поставки из национального сектора Каспия приобретают особую ценность. Такая надежность укрепляет доверие и создает основу для совместных проектов и стратегического диалога, повышая и без того солидный международный авторитет Страны огней - в «умной силе» дипломатии решающее значение имеет репутация, а потому расширяющаяся клиентская база Азербайджана отражает доверие, основанное на стабильности поставок, технической компетентности и прозрачных договоренностях.

По старой доброй традиции весь мир привык к тому, что Президент Ильхам Алиев одинаково ценит слово и дело, а потому все лидеры государств и правительств доверяют каждому абзацу его выступлений.

Не менее впечатляюща диверсификация «газовой» политики и с технической точки зрения. Так, Южный газовый коридор протяженностью 3,5 тыс. км, соединяющий газовые месторождения Азербайджана с европейскими рынками через трубопроводы TANAP и TAP, является одним из самых сложных инфраструктурных проектов последних десятилетий. Его успешная эксплуатация не только подчеркивает инженерные и логистические возможности страны, но и укрепляет позицию Страны огней в качестве связующего звена между Востоком и Западом. Последовательно расширяя круг друзей, Азербайджан на практике демонстрирует преимущества долгосрочных инвестиций в энергетическую инфраструктуру - модель, которая может служить ориентиром для стран, которые стремятся эффективно использовать природные ресурсы в интересах национального развития.

Наконец, не стоит недооценивать социальный и прочий эффект на треке внутренней политики, направленной на рост благосостояния человека и гражданина - доходы от расширяющегося экспорта газа направляются на финансирование государственных услуг, развитие инфраструктуры и социальные программы. Это формирует своего рода замкнутый позитивный цикл: энергетические доходы поддерживают национальное развитие, а оно, в свою очередь, укрепляет потенциал страны для дальнейшего расширения энергетического сектора. Увеличивая число стран-потребителей, национальное правительство многократно усиливает позитивное влияние энергетического экспорта на повседневную жизнь своих граждан.

Расширение сети потребителей «голубого топлива» с берегов Каспия - не просто статистический показатель, а показатель стратегического мышления Президента Ильхама Алиева и его надежной команды, кадровых, технических и технологических достижений и поступательного национального развития Страны огней. Каждый новый партнер означает для нас два шага вперед в диверсификации экономики, укреплении дипломатического влияния и повышении общественного благосостояния.

Думается, уже в этом году еще несколько членов Евросоюза перейдет от меморандумов к реальным договорам поставок азербайджанского газа - не в силу роста технических возможностей, а прежде всего потому, что Страна огней выступает в роли проверенного партнера, превращающего свои природные ресурсы в реальные преимущества как для собственной страны, так и для международных партнеров. И это - не просто веха, а отражение усиливающейся роли суверенного Азербайджана на глобальной арене, основанной на надежности, инновациях и взаимовыгодном сотрудничестве.

Экономика
Новости