Азербайджан в Давосе делом подтвердил нацеленность на региональное развитие
Швейцарский курортный городок Давос после церемонии подписания документа «Устав Совета мира» (Board of Peace Charter) перестал быть символом либеральной политэкономии и дипломатической деликатности, столкнувшись с прагматизмом принимаемых решений во имя более предсказуемого будущего.
Хюгуг САЛМАНОВ,
«Бакинский рабочий»
Мероприятие, в котором принимал участие Президент Ильхам Алиев, личной подписью подтвердив членство Азербайджана в международной организации под председательством президента США Дональда Трампа, запомнилось нам многими моментами.
И прежде всего, искренним диалогом двух надежных друзей на церемонии подписания, что видно и по тексту пригласительного письма руководителя 47-й администрации Белого дома главе государства: «Для меня огромная честь пригласить Вас - Президента Азербайджанской Республики присоединиться к моей исторически значимой инициативе по укреплению мира на Ближнем Востоке, а также приступить к осуществлению нового и смелого подхода к решению глобального конфликта. Благодаря нашим усилиям будет собрана воедино почтенная группа государств, поддерживающих благородную миссию по установлению прочного мира - честь, которая выпадает на долю тех, кто готов продемонстрировать умение руководить на деле и внести яркий вклад в обеспечение безопасности и процветания будущих поколений!»
Официальная встреча глав государств также была призвана подчеркнуть особый уровень личных отношений Президентов: Ильхама Алиева и Дональда Трампа, что вполне логично. Мировоззрение главы государства и его личный опыт направлены на создание надежного заслона против угрозы глобальной катастрофы, которая ставит под вопрос само существование человечества.
Расширение фронта сопротивления на фоне усиливающейся агрессии деструктивных сил сегодня является задачей исторического масштаба, так как поле борьбы света с тьмой нельзя отдавать тем, кто олицетворяет ось зла. Президент Ильхам Алиев, поставив свою подпись под текстом Устава, обозначил судьбоносную линию фронта, где столкнулись противоборствующие силы, и его инициативы свидетельствуют о решимости идти до конца ради защиты справедливости и кое-где подзабытых норм международного права.
Встреча в Давосе даже со стороны выглядит как продолжение диалога после исторического саммита 8 августа в Вашингтоне, наглядно свидетельствуя о накоплении значительного политического ресурса, необходимого для доведения начатого процесса до логического конца. Президент Ильхам Алиев при этом мастерски демонстрирует высокий уровень изобретательности и прагматизма, постоянно выискивая новые возможности для продвижения миротворческих инициатив, а потому вполне естественно, что влиятельные игроки признают гроссмейстерские возможности и выражают солидарность с лидером нового глобального поколения в его востребованных усилиях.
Очевидная креативность официального Баку и его неформальные инициативы не только заставляют считаться с его позицией, но и превращаются в стратегический ресурс, формирующий основу нового мирового порядка.
Но вернемся в недавнее прошлое - июльское выступление Президента Ильхама Алиева в Ханкенди на III Шушинском Глобальном медиафоруме напомнило, что современное время требует новых инициатив.
Поделившись своими взглядами на складывающуюся ситуацию, глава государства подчеркнул, что сохранение стабильности остается главной заботой человечества, при этом особо подчеркнув достойную позицию американского коллеги Дональда Трампа в деле защиты мира, дав понять мировой общественности, что линия борьбы за межрегиональное развитие в условиях стабильности не имеет географических границ, пролегая через все пространства и широты. «Он - единственный президент США, который не начинал войн. И видно, что он человек, который их заканчивает. Несмотря на более глобальные вызовы, он держит Южный Кавказ в поле зрения. Мы благодарны ему за стремление помочь Азербайджану и Армении. Надеемся, он доведет дело до конца», - этот выдержанный в духе конструктивизма фрагмент выступления главы государства уже стал настоящим воззванием и манифестом для реальных свершений.
Кстати, американский лидер отреагировал сразу в социальных сетях, высоко оценил позицию главы государства, буквально за две недели до вашингтонского прорыва выразив готовность продолжать усилия на судьбоносном треке. Белый дом без колебаний подтвердил поддержку проекта мирного соглашения, выдвинутого азербайджанским руководством. В столь ключевой момент важно было, чтобы армянское руководство, не уходя в новую волну обструкции и не теряя времени, поддержало позицию Баку, что подтверждено прибытием в Давос премьер-министра Никола Пашиняна. А это значит, что Вашингтон намерен поддерживать усилия обеих сторон на пути к ожидаемому результату.
Больший и наиболее непредсказуемый отрезок пути к миру пройден, оставшаяся дистанция, несмотря на свою сложность, не должна вызывать страх, а, напротив, настраивать на конструктивный и деловой лад.
Кстати, 22 января в эфире общественного телевидения соседней страны руководитель «мирной» наблюдательной миссии Евросоюза Маркус Риттер заявил, что сразу после вступления армяно-азербайджанского договора в силу необходимости в их присутствии на границе не будет, констатировав также, что после заключения соглашений в Белом доме инцидентов на границе вообще не было. С учетом реализации Зангезурского коридора в виде «Маршрута Трампа для международного мира и процветания» и роспуска Минской группы ОБСЕ теперь остается «самая малость» - речь идет о ключевом требовании Страны огней о пересмотре спорных положений законодательных актов Армении, в которых по-прежнему отражаются территориальные притязания к Азербайджану.
Официальный Баку делом доказывает, что является стратегическим партнером Вашингтона, и если бы не активность прежнего руководства заокеанской державы на «армянском поле» и не разделительные линии на Южном Кавказе, включая пресловутую 907-ю поправку, Страна огней намерена выстраивать с США устойчивое сотрудничество. Именно поэтому вполне закономерно, что Белый дом наверстывает упущенное, а потому ведет переговоры с нами более системно и основательно, чем с многими другими партнерами.
Интерес Штатов относительно привлечения стран из Организации тюркских государств (подчеркнем, что среди главных подписантов Устава Совета мира были четыре ведущих тюркских государства: Азербайджан, Турция, Узбекистан и Казахстан, плюс Венгрия, Пакистан и, как ни странно выглядело ранее, Армения, что указывает на стратегическую перспективу усиления региона) тоже вполне обоснован, поскольку это крупнейшее пространство, соединяющее Евразию больше, чем мостом, представляющее важную стратегическую значимость, в том числе и для конкурентов США, прежде всего, Китая и России.
Иными словами, американцы путем расширения и углубления отношений нацелены продвигать свои интересы не только на Ближнем Востоке, как раньше, но и в регионах, традиционно входящих в орбиту интересов основных геополитических оппонентов.
Таким образом, в условиях становления нового миропорядка Вашингтон предпринимает все меры, чтобы укрепить статус доминирующей державы, и в данном контексте присоединение упомянутых стран является одним из основных звеньев далеко идущей внешней политики Белого дома.
Но есть еще один важный момент - инициативы официального Баку не ограничиваются миром с соседями, а выходят далеко за пределы региона, причем эта география один к одному совпадает с планами Дональда Трампа. Теперь на кону мира - перезагрузка, причем не региональная, а глобальная - ведь нынешний глава администрации Белого дома единственный из всех лидеров в Вашингтоне, кто не фрагментирует, а видит единым целым и Южный Кавказ, и тюркский мир, как часть евразийского моста во имя прекращения конфликтов на самом крупном обжитом материке планеты. А потому речь идет о подписании документа, могущем задать тон отношениям между регионами по обе стороны Атлантики на годы вперед, что особенно видно по календарю, начиная с 20 января, когда республиканцы нового призыва начали осваивать, в том числе, Овальный кабинет.
Так, в поздравительном письме Дональду Трампу по случаю его избрания Президент Ильхам Алиев с уверенностью подчеркивал, что за время второй его каденции Баку и Вашингтон придадут новое дыхание всестороннему развитию связей, которые не ограничатся дипломатией. «Используя огромный потенциал взаимодействия, мы полны решимости расширять и углублять наше двустороннее партнерство во всех сферах, в том числе в политической, экономической, энергетической областях, в сфере безопасности, зеленого и цифрового перехода, на других, в том числе новых, ранее «забытых» направлениях», - отметил глава государства.
Думается, по итогам встречи двух лидеров в Давосе и подписания учредительных документов Совета мира эти ожидания оправдаются в полной мере - особенно на фоне полноценной деятельности двусторонней Стратегической рабочей группы, которая предназначена как раз для поиска новых возможностей, кроме имеющихся традиционных.
История показывает, что лидеры нового глобального поколения направляют и свои страны, и все человечество на правильный путь долгосрочного, предсказуемого и устойчивого мира, где нет места пустословию и неисполненным резолюциям. Новая «четырехлетка Трампа» уже имеет солидный мультипликативный эффект, с реальными перспективами для вступления партнерских отношений в новый этап. Думается, самому американскому правительству стратегически невыгодны геополитические и цивилизационные «качели», когда демократы по приходу во власть в ущерб национальным интересам умышленно крушили все достижения республиканской администрации.



