Азербайджан в центре глобальной дипломатии»
Эксперты ряда стран коллективного Запада были раздражены откровенным доминированием в Давосе Президента США Дональда Трампа, хотя для Южного Кавказа напротив - фактор главы 47-й администрации Белого дома расчертил предстоящее единое пространство при лидерстве официального Баку.
В отличие от минувших лет, когда тон задавали дипломатичные иезуиты из лагеря либерал-демократов, именно нынешний Всемирный экономический форум благодаря ряду факторов стал площадкой для откровенных искренних диспутов. А поспорить было о чем - и на панельных заседаниях, и при выступлении Дональда Трампа, и на церемонии подписания «Устава Совета мира»: европейцев раздражало все, что связано с главой Белого дома, называвшего вещи своими именами, хотя на прошлогодней Мюнхенской конференции по глобальной безопасности вице-президент США Джей Ди Вэнс говорил то же самое и даже жестче, чем его шеф.
Если в целом, речь идет о переформатировании миропорядка на условиях безусловного лидерства в различных регионах мира, и единственная абсолютно позитивная встреча хозяина Овального кабинета с Президентом Ильхамом Алиевым (были также диалоги с президентами Украины, Швейцарии и Польши, а также с генсеком НАТО, но при ворохе проблем) стала своего рода лакмусовой бумагой личных отношений двух глав государств. В нынешних дебатах в курортном Давосе участвовали более 60 глав государств и правительств, при этом многим хотелось удостоиться аудиенции лидера державы №1, но они не вписались в плотный график Дональда Трампа на пути реализации его лозунга «Америка - прежде всего!»
Причина особого отношения Трампа к Президенту Ильхаму Алиеву проста - достижение в его присутствии реального взаимодействия между Азербайджаном и Арменией в результате парафирования текста мирного соглашения, начало транзита и поставок потребительских товаров в соседнюю страну, без стрельбы и прочих приграничных провокаций.
Те же самые факторы лежали в основе выбора коллегиального руководства Фонда Шейха Заида (ОАЭ) при номинации главы государства на получение нынешней «Премии Заида за человеческое братство» - 2026. Примечателен в этой связи еще один момент: престижного звания ранее также были удостоены Папа Франциск в знак признания усилий и вклада в продвижение мира, с укреплением диалога между различными религиями и культурами, а также шейх Ахмед аль-Тайиб - за важную роль в укреплении толерантности в исламском мире, развитие межрелигиозного взаимопонимания и содействие диалогу между разными вероисповеданиями.
Речь идет о качествах, не культивируемых в Стране огней, а естественным образом доминирующих в толерантном азербайджанском обществе - это как раз тот тренд, который составляет основу внутренней и внешней политики официального Баку, являясь цивилизационным преимуществом на долгосрочной основе. К этой оценке можно лишь добавить, что престижная международная награда отражает не только личные лидерские качества Президента Ильхама Алиева, но и является наглядным показателем того, что сформированная главой государства по итогам Отечественной войны 2020-го и точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года мирная повестка получила глобальное признание, особенно 8 августа в стенах Овального кабинета. Исторический саммит в Вашингтоне с участием президентов Азербайджана и США: Ильхама Алиева и Дональда Трампа, а также премьер-министра Армении Никола Пашиняна окончательно закрепил в сознании мировой общественности тезис о том, что официальный Баку окончательно закрепил государственный суверенитет на каждой пяди земли, полностью восстановил территориальную целостность, наглядно продемонстрировав всем, что даже самые застарелые территориальные споры могут быть решены на основе норм и принципов международного права. Именно после рукопожатия трех лидеров даже ярые реваншисты вынуждены были принять новую реальность - позиции национального правительства и всего азербайджанского народа укрепились не только на Южном Кавказе, но и в гораздо более обширном ареале, где сформировались предпосылки для установления атмосферы сотрудничества.
Кстати, после августовского успеха состоялся октябрьский Саммит мира в египетском Шарм-аль-Шейхе, где опять же конкретный вклад в мирный процесс главы государства был многократно отмечен Дональдом Трампом. О том же свидетельствует несколько его писем благодарности, адресованных главе нашего государства.
И все же апогеем признания является личная встреча двух лидеров по итогам подписания Устава Совета мира в швейцарском Давосе, сам факт которой заслуживает отдельного описания. Весь мир стал свидетелем того, что искренний диалог глав государств стал показателем уровня равноправных отношений между Баку и Вашингтоном, включая признание и отражением роли Страны огней в более широкой архитектуре внешней политики, как заокеанской державы, так и нарастающей прикаспийской умной наступательной внешней политики. Дональд Трамп, будучи деловым человеком до мозга костей, давно заслужил репутацию «мастера сделки», который ценит прямоту, силу и предсказуемость. Он не склонен к дипломатическим церемониям и приличию ради проформы и предпочитает иметь дело только с теми лидерами, которые способны принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. В этом смысле Президент Ильхам Алиев самым естественным способом вписывается в ближний круг тех, кого глава Белого дома и его команда воспринимают как честных, искренних, а главное самостоятельных игроков, не подверженных веянию конъюнктуры.
Не случайно глава азербайджанского государства пользуется огромным уважением среди наиболее влиятельных политиков, как лидер, держащий слово, последовательно отстаивающий интересы своей страны и нации, при этом умеющий находить баланс между разными центрами принятия решений. Именно это качество при сочетании твердости воли и гроссмейстерской рациональности ходов становится ключевым для самих американцев в регионах, где пересекаются интересы всех крупных держав.
Южный Кавказ превратился в узловую точку, где сходятся энергетические маршруты, транспортные коридоры и вопросы безопасности, и Страна огней, в этой конфигурации занимает центральное место не только географически и геополитически - для Вашингтона Баку интересен не как абстрактный партнер с выгодной дислокацией, каковых хоть пруд пруди, а как реальный лидер региона.
Если раньше Азербайджан был мостом между континентами, этносами и конфессиями, сейчас он последовательно реализует проекты на основе инициатив высшего политического руководства, имеющие значение далеко за пределами известных регионов Евразии. Это и энергетическая инфраструктура, связывающая Каспий с Европой, ставшая частью системы общеевропейской безопасности, и транспортные инициативы, проходящие через территорию Страны огней, формирующие альтернативные маршруты между Востоком и Западом, что не выпадает из поля зрения аналитических центров и правительств, включая нынешнюю администрацию Белого дома.
Встреча Трампа и Алиева в Давосе наглядно продемонстрировала, что Вашингтон рассматривает именно Баку, а не Париж, например, как столицу, с которой имеет смысл говорить уважительно и напрямую. Обмен мнениями о перспективах двусторонних связей, акцент на значении взаимных визитов и контактов на разных уровнях - все это указывает на желание сохранить и углубить политический диалог. И для Белого дома подобные формулировки никогда не бывают случайными.
Впрочем, для любителей теории заговоров есть цепь информаций о том, что с тем же Николом Пашиняном Дональд Трамп либо не общается, либо делится парой фраз на ногах, как то было в Париже или в Давосе, а единственный их диалог состоялся 8 августа прошлого года, когда при этом глава Белого дома счел уместным подчеркнуть, что личными усилиями Президента Ильхама Алиева открыта новая глава, как в истории единения Южного Кавказа, так и двусторонних отношений с США. Кстати, армянское экспертное сообщество тоже задалось вопросом, по какой причине контакты армянского и американского лидеров в Давосе ограничились протокольной совместной фотографией и участием Пашиняна в церемонии подписания Устава Совета мира. Их понять можно, хотя для озабоченности почвы нет - вспомним, как администрация Джо Байдена исключительно из «христианских чувств» в недавнем прошлом приглашала армянское правительство в «саммит демократии», игнорируя более устоявшиеся союзные государства, подписывала абстрактную хартию о стратегическом партнерстве, обещала в Брюсселе 5 апреля 2024 года «молочные реки с кисельными берегами». В результате получился обратный эффект - ввиду избирательного подхода и глупого водораздела, без учета явного лидерства Азербайджана отношения с Баку были безнадежно испорчены, а регион еще более фрагментирован.
Именно новая администрация Белого дома сделала важную поправку на фундамент, перевернув геополитическую пирамиду с головы на ноги, потому при полном уважении к территориальной целостности и суверенитету Армении, Дональд Трамп, в отличие от предшественника, имеет четкое видение о локомотиве и вагонах, прицепленных к поезду регионального развития.
Конечно, будучи примерным христианином, он тоже мог бы ходить с хоругвями и плясать с бубнами вокруг нарративов про «неприкосновенность музейных экспонатов многострадального народа с древнейшей историей», однако политиков отличает, в том числе, прагматизм, где нет места идеологическим шорам и лозунгам, типа «ударим автопробегом по бездорожью».
Именно в силу такого расклада сразу после завершения церемонии подписания Устава Совета мира была проведена отдельная двусторонняя встреча президентов: Ильхама Алиева и Дональда Трампа, в ходе которой лидеры вновь выстраиваемого глобального миропорядка затронули вопросы экономического взаимодействия Баку и Иревана, отметив развитие торговых связей и логистических маршрутов, значение Зангезурского коридора и инициативы TRIPP с точки зрения укрепления региональной взаимосвязанности и экономического сотрудничества.
Понятно, что глава Белого дома мог в силу тактичности пригласить Никола Пашиняна тоже, но не счел нужным - послевоенная история показала, кто ведущий и ведомый, кто реально вкладывается в возрождение региона, а кто выступает с трибун с вербальными «инициативами», перепевая проекты, давно реализуемые официальным Баку.
Есть еще одна немаловажная деталь - совпадение личной химии лидеров Страны огней и заокеанской державы, дипломатия которых во многом строится вокруг прямого общения, где доверие формируется пошагово, но не через длинные меморандумы с обтекаемыми оговорками, а через личные договоренности. В этом формате Президент Ильхам Алиев для всех выступает надежным партнером: за ним стоит вполне состоявшееся государство с устойчивой политической системой и четко обозначенными приоритетами, и данный выбор автоматом подчеркивает статус собеседника. Для Страны огней это означает признание авторитета, политического веса и самостоятельности - в условиях, когда многие государства продолжают искать внешних «спонсоров безопасности», с альтернативной опорой в Вашингтоне, Париже, Тегеране и Нью-Дели, Баку демонстрирует способность вести диалог на равных со всеми глобальными центрами силы, не будучи склонным к резким внешнеполитическим зигзагам.
Вложив десятки миллиардов в создание современной транспортной и энергетической инфраструктуры, национальное правительство сумело создать связующее звено между различными геополитическими пространствами - от западных границ Китая до восточного Средиземноморья, включая в перспективе северную и центральную Африку (нефтяные и газовые контракты SOCAR лишь усиливают ощущение устойчивости и предсказуемости). А поскольку идеологические лозунги и популистские страшилки повсюду уступают место конструктивизму и прагматике (согласно пословице «жить в дружбе можно, когда она не ложна»), в данной парадигме стратегические партнеры оцениваются по способности обеспечивать стабильность и продвигать по всему миру взаимовыгодные инициативы.