Иллюзорные видения политики покорности и элиты зависимости
В годы правления Сержа Саргсяна Армения не предложила миру ни одной идеи, кроме просьб сохранить статус-кво. Страна была тенью, и именно это состояние представители старых сил сегодня пытаются выдать за «золотую эпоху», хотя имя ей «эпоха застоя».
Не мытьем, так катаньем. Именно это выражение как нельзя кстати отражает суть происходящего в стране камней. Как черти из табакерки выскакивают и без конца представляют «идеи» одну лучше другой так называемые «бывшие», которые никак не могут забыть о сытой жизни у кормушки. Мечты вернуться во власть постоянно будоражат их умы, а потому что ни день появляются «умные рассуждения» о происходящем.
И хоть сам народ отправил их в отставку еще в далеком 2018-м, они, пользуясь моментом, продолжают подавать голос. Как очередной пример - член исполнительного органа саргсяновской РПА, бывший вице-спикер НС Эдуард Шармазанов.
Так, на своей странице в Facebook (куда же без него) он написал: «Во времена правления Сержа Саргсяна требовательность армян была государственной политикой. С Арменией считались мировые державы. Армения под руководством президента Сержа Саргсяна диктовала повестку в регионе. Мы не оценили этого… А теперь Армения стремительно катится вниз, отрекаясь и от «арцаха», и от армянской политики требовательности, и от национальных традиционных ценностей, ведя страну к превращению в вилайет».
Что ж, нам предстоит разобрать по полочкам это умозаключение и отделить, так сказать, зерна от плевел. Слова Шармазанова о том, что во времена Сержа Саргсяна «Армения диктовала повестку в регионе» и что «с ней считались мировые державы», - это мало того, что несусветная глупость, так еще и сознательная подмена понятий. И на какую только аудиторию рассчитаны столь пафосные речи? Ведь все хорошо помнят (прошло не так много времени, чтобы не осталось свидетелей) то время.
А реальность такова: налицо явная попытка выдать политическую немоту своего босса за влияние, зависимость Армении от России - за стратегическую мудрость, а отсутствие воли у Саргсяна - за государственную «требовательность». Подобные тексты пишутся не для анализа прошлого, а для того, чтобы хоть как-то заработать себе очки перед судьбоносными выборами грядущего лета.
Мы же прекрасно знаем, что Армения при Кочаряне и особенно при Саргсяне не была субъектом международных отношений. Она, как бы это обидно ни звучало, была объектом - послушным, как малое дитя, аккуратным, без всяких там амбиций. Главные приоритеты тогда обозначались так: во всем потакать Москве, не раздражать ее и не выходить за рамки дозволенного.
Результат не заставил себя ждать: страна превратилась в геополитическую периферию, лишенную собственной внешней (да и внутренней тоже, по большому счету) политики и собственной инициативы.
Это был далеко не союз двух равноправных государств, а самые что ни на есть вассальные отношения, которые преподносились на блюдечке с голубой каемочкой, маскируемые под риторику «вечной дружбы».
Но никто с Арменией не считался, ее мнением никто не интересовался и, конечно, не учитывал. Ни одна серьезная международная площадка не рассматривала Иреван как самостоятельного игрока. В лучшем случае - как региональное приложение к российской политике, в худшем - как территорию с застывшим конфликтом и коррумпированной элитой, не способной к стратегическому мышлению.
Миф Шармазанова о том, что Армения «диктовала повестку», рассыпается при первом же столкновении с фактами. Какие такие инициативы? Какие форматы? Какие проекты? Какие коалиции? За годы правления Саргсяна страна не предложила миру ни одной идеи. Нет, простите, одна просьба все-таки была - сохранить статус-кво. Куда отправился это самый статус-кво, все наглядно увидели, там ему самое место. Громкими фразами невозможно прикрыть страх, как его ни маскируй.
По аналогии со статус-кво на свалку истории также отправился вопрос «арцаха». При прежних властях он был не национальным приоритетом, а инструментом внутренней консервации власти. Обществу годами вырисовывали иллюзию неизменности, обещая «непоколебимый военный баланс» и «контроль над ситуацией». В реальности шла деградация дипломатии, стагнация и ослабление армии.
Когда осенью 2020 года «баланс» рухнул, оказалось, что за громкими речами не было ни плана, ни союзников, ни ресурсов. И пришлось выходить из положения самим, без какой-либо помощи. Результаты очевидны, и они не в пользу тех, кто сегодня опять рвется к власти, «забыв» или перекладывая вину на кого угодно, только не на себя.
Особый цинизм заключается в том, что сегодня Шармазанов и Ко обвиняют нынешнюю власть в утрате субъектности. Субъектности, которой у страны никогда не было при них. Армения десятилетиями существовала в режиме управляемого покоя, где суверенитет считался риском, а самостоятельность - угрозой стабильности. Страна была тенью, и именно это состояние сегодня пытаются выдать за «золотую эпоху».
Сейчас наступил ответственный момент. Надо признать, что это тяжелый и опасный процесс, но он принципиально отличается от прежнего состояния политической спячки. Субъектность - это не комфорт и не аплодисменты. Это ответственность и цена, которую приходится платить за право быть услышанным.
При Кочаряне и Саргсяне страна этой цены не платила - она предпочитала иллюзию безопасности и отказ от выбора. И сегодняшней Армении приходится платить по счетам прошлого.
Разговоры Шармазанова о «вилайете» особенно показательны. Если отбросить истерику и лозунги, именно прежняя система власти последовательно превращала страну в зависимую территорию - экономически, политически и институционально.
Стратегические активы сдавались, экономка оказалась в чужих руках, элита обслуживала внешние интересы. Армения периода Кочаряна и Саргсяна не была страной, задающей тон, формирующей правила или влияющей на региональные процессы. Она была государством, которое согласилось на внешнее управление.
С Иреваном не спорили, не торговались, не договаривались - его просто ставили перед фактом. Это и есть цена той самой «стабильности», которой сегодня пытаются торговать бывшие власти.
Такие, как Шармазанов, всячески отнекиваются о былых «подвигах», одновременно бросаясь фразами типа «те, кто пытается исказить реальность (от кого мы это слышим) и бросить тень на Республиканскую партию Армении и Сержa Саргсяна, нагло лгут».
Но наступили другие времена, одними речами и пустыми обещаниями народ не проведешь. А потому таким, как Шармазанов вместе с Кочаряном и Саргсяном, о власти остается только мечтать.
Ольга КОТОВА,
«Бакинский рабочий»