Тофик АББАСОВ

Тофик АББАСОВ

Кавказ - не периферия, а центр притяжения

Политика
02 Февраль 2026
15:45
103
Кавказ - не периферия, а центр притяжения

Быть первым в благородном порыве и совершении добрых дел всегда приятно и почетно. Но это не только честь - это еще и поучительно, особенно когда речь идет о будущем и возможных процессах, связанных с рисками. С ними необходимо справляться рассудительно, используя конструктивные алгоритмы, вытекающие из здравого смысла.

 

В момент, когда мир переживает переломный этап, а актуальных вопросов гораздо больше, чем вразумительных ответов, рациональные начинания играют решающую роль. Примером тому является урегулирование ситуации вокруг завершившегося армяно-азербайджанского конфликта.

Официальный Баку выступил инициатором всеобъемлющего миротворческого процесса на Кавказе, обозначив генеральную линию для восстановления чувствительного и стратегически важного региона. Таким образом, он привлек внимание международного сообщества к необходимости значимых и востребованных преобразований.

Если говорить о сути происходящих перемен, необходимо учитывать, что у истоков процесса стоит концепция Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Она уникальна, поскольку превращает драму, а порой и трагедию двух народов, в общее стратегическое преимущество.

Да, были попытки внешних сил взять управление процессом под свой контроль. В начале, когда азербайджанский лидер впервые публично призвал к поддержке этого важного направления, некоторые европейские и другие международные лидеры относились к инициативе скептически. Цена вопроса для них определялась не тем, что они подходили к Южному Кавказу, как к мировой периферии. Проармянский настрой отдельных политиков и сил не давал им возможности трезво оценить голос и позицию Баку, увидеть в инициативе Ильхама Алиева то большое начало, которое впоследствии вызвало в сообществе большой эмоциональный подъем и даже восторг. 

Азербайджанская политическая элита, в отличие от внешних центров, не испытывала стеснения или раздражения из-за их скованности и недальновидности. Напротив, с выдержкой и убежденностью она продолжала работать над собственным планом оздоровления ситуации, осознавая, что истинная сила заключается в стратегическом терпении и последовательных действиях. Каждый шаг был тщательно просчитан, а каждая инициатива - направлена на укрепление стабильности и создание условий для долгосрочного прогресса. Автор уникального проекта видел его контуры в завершенном виде, предугадывая последствия и реакции различных внешних и внутренних акторов. Он понимал, что мир часто оценивает события по внешним признакам, не замечая скрытой логики и глубинной сути происходящего. Это давало возможность действовать проактивно, а не реагировать на обстоятельства, превращая сложные вызовы в управляемые процессы.

Такой подход позволял азербайджанской элите сохранять высокую степень независимости и автономии в принятии решений, не поддаваясь на давление извне. Она демонстрировала зрелость и мудрость, опираясь не на импульсивные реакции, а на продуманные механизмы, которые обеспечивали устойчивость и эффективность реализуемых стратегий. В итоге, именно эта способность видеть цель в целом, а не отдельные её фрагменты, стала ключевым фактором успешного продвижения национального интереса на международной арене.

Разворот американской дипломатии к Южному Кавказу после возвращения Дональда Трампа в Белый дом словно заставил мировой политический кластер осознать глубину и значимость запущенного Ильхамом Алиевым мирного процесса. Трезвый взгляд из Вашингтона стал сигналом для международного сообщества о том, что на стыке Европы и Азии начинается долгожданный переломный момент, способный стать примером и для других турбулентных регионов глобальной системы.

США всерьез взяли под контроль перезапуск примирения между Азербайджаном и Арменией. Этот процесс перестает быть объектом критики даже для тех сил, которые не способны действовать в духе здравомыслия. Внимание американского президента к политике азербайджанского коллеги, его ясное понимание роли и потенциала азербайджанской дипломатии, а также личные симпатии к Ильхаму Алиеву позволяют говорить о важности уверенных и точечных действий ради достижения реального результата.

С лета 2025 года по сей день Дональд Трамп и Ильхам Алиев несколько раз имели личные контакты. Историческая трехстороння встреча в Белом доме 8 августа 2025 года, встреча на высшем уровне в Шарм-эль-Шейхе 13 октября 2025 года, а также Давосский раут свидетельствуют о том, что Вашингтон и Баку проводят постоянную сверку часов в контексте мирного переустройства глобальной системы. В том, что американский лидер всецело полагается на позицию и видения азербайджанского коллеги Ильхама Алиева, сомнений не остается.

Февраль 2026 года откроет новую страницу в истории двусторонних отношений. Предстоящий визит в Южный Кавказ американского вице-президента Джей Ди Вэнса следует рассматривать в контексте политики определенности, которую совместно реализуют Вашингтон и Баку в логике геополитического оздоровления. При этом стоит признать, что участие Армении в этом процессе стало возможным благодаря здравому подходу Президента Ильхама Алиева к региональной проблематике. Именно он является инициатором концепции прорыва.

В рамках этой концепции проект Зангезурского коридора, ныне именуемый TRİPP, воплощает комплексную инициативу, объединяющую сегменты безопасности, устойчивого транзита, энергетики, инвестиций и долгосрочного экономического взаимодействия. Призыв азербайджанского лидера к армянскому руководству и мировым центрам перейти от слов и обещаний к конкретной реализации получил поддержку американской дипломатии.

Решение Белого дома о проведении нового раунда в трехстороннем формате с участием американского вице-президента свидетельствует о том, что вопрос возврата Баку и Иревана к конфронтации более невозможен. Это понимают не только в Азербайджан и Армении, но и в европейских коридорах. Эффективное вовлечение в региональную дипломатию Вашингтона меняет баланс сил в пользу устойчивого мирного сосуществования. Это то, о чем всегда мечтают народы.      

Следует помнить, что Азербайджан среди постсоветских государств первым дал знать, что не станет объектом чужой политики, и будет развивать свои национальные институты ради полноценной суверенизации, развития и процветания. У истоков великого перехода стоял титан большой политики, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. Он вернулся в политику по воле соотечественников в самый критический момент истории, когда перед азербайджанцами маячили не очень светлые и добрые перспективы.

В июне 1993 года, когда по зову соотечественников Гейдар Алиев возглавил парламент республики, обстановка не только в стране, но и в регионе была предельно напряженной. Азербайджан уже был во власти внешней агрессии, но даже это не было главной болезнью национального организма. Внутри страны действовали раскольники и сепаратисты, которые вынашивали страшные планы расчленения страны на несколько частей.

Гейдар Алиев понимал, что планы не дружественных сил и их внутренних пособников обращены на размен национальной идентичности в пользу своих узких корпоративных интересов. Потому он первым делом взял ситуацию под контроль и предложил дорожную карту централизации. Управление должно было вестись на единой и рациональной основе с упором на защиту хрупкой независимости.

Состоявшемуся государственнику, обладавшему огромным опытом управления, удалось навести порядок во всех эшелонах власти, несмотря на то что по-настоящему прозрачных выборов и четкого распределения функций между ветвями власти еще не было. В сложной политической обстановке ключевым и конвертируемым капиталом стал сам авторитет Гейдара Алиева - человека с великим именем и колоссальным опытом работы на высоких должностях, вплоть до руководства в органах Советского Союза. Он умел видеть проблемы и добиваться их разрешения. Познавшие его искусный стиль управления соотечественники в октябре 1993 года на президентских выборах без колебаний отдали свои голоса Гейдару Алиеву, осознав его спасительную миссию. После началась работа по восстановлению национальных институтов, общественного организма, ветвей власти и прочих составляющих, предопределяющих будущее трудных процессов.

Когда в 2003 году политическому преемнику Гейдара Алиева, нынешнему руководителю страны Ильхаму Алиеву пришлось встать у руля государственного управления, было ясно, что на первый период будет достаточно потенциала для создания режима благоприятствования. Однако было важно дополнить программу становления и управления новыми инициативами поддержки государственных программ. Вопрос диверсификации стратегического ресурса всегда актуален. 

Когда Гейдар Алиев говорил о том, что Азербайджан мы видим в ореоле самодостаточного, правового и демократического государства, он не только провозглашал стратегические цели, но и закладывал под приоритеты обоснованные ресурсные возможности. Наиболее важной и решающей в этом плане была интеллектуальная поддержка, которую ничто не в состоянии заменить.

Придав исключительное значение вопросу кадрового обеспечения институциональным реформам, Гейдар Алиев априори дал исчерпывающий ответ заглавному запросу времени. Он определил степень ответственности на предстоящий период развития, вверив бразды правления молодой поросли. В новой когорте Ильхам Алиев занял ключевую позицию, как человек новой формации, готовый продолжить реформенную стратегию предшественника. 

Время, последовавшее после 2003 года, показало, насколько патриарх глобальной политики был прозорлив и мудр. Вверив судьбу государства достойному преемнику, он предопределил будущее страны. Известно, что совершенство не знает границ, и талантливые люди подтверждают свою силу тем, что постоянно раздвигают границы возможного, видят то, чего не могут заметить современники.

Правильно замечено, что открытия рождаются в одиночестве и со страданиями, но когда становятся всеобщим достоянием, приносят радость и вожделенное успокоение. Президент Азербайджана Ильхам Алиев не на ровном месте стал одним из успешных персон мировой политической элиты. За годы деятельности на посту предводителя народа он смог преобразить облик своей страны, параллельно стал архитектором новой геополитической конфигурации, сила и актуальность которой перешагивает за пределы Евразийского континента. Его наступательная манера в мирном строительстве завоевала сердца современников. 

В его понимании, видениях и делах явно прослеживается триумфальное ядро, способствующее формированию благоприятной среды и условий определенности. Это как раз то, в чем больше всего нуждаются политические элиты многих стран.

Язык перемен, которым прекрасно владеет азербайджанский лидер, богат, разнообразен и логичен. В нынешних непростых условиях он надежно играет на пользу сообщества, превратившись в надежное средство обновления и стабилизации.

Экономика
Новости