Баку открыл эпоху взаимного мира и уважения на Южном Кавказе
Общества Азербайджана и Армении уже ощущают реальные выгоды от стартовавшего в Вашингтоне мирного процесса, и это не только материализация в виде транзита в соседнюю страну российской и казахстанской пшеницы, вкупе с поставкой бензина азербайджанского производства, но и проклевывающиеся элементы обоюдного доверия.
Хюгуг САЛМАНОВ,
«Бакинский рабочий»
Встреча Президента Ильхама Алиева с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в столице ОАЭ городе Абу-Даби подтвердила оптимизм наблюдателей на данном треке, хотя после саммита 8 августа с участием главы администрации Белого дома Дональда Трампа прошло не так уж много времени.
Сам факт парафирования текста мирного соглашения и подписания трехсторонней Совместной декларации без колебаний можно считать началом новой эры межгосударственных отношений на Южном Кавказе - регион впервые за 200 с лишним лет вновь становится единым целым, несмотря на желание некоторых вновь фрагментировать его.
Новый хозяин Овального кабинета вместе со своей командой, в отличие от предыдущей, продемонстрировала однозначную приверженность к установлению мира в регионе, сделав ставку на взаимодействие с «компактными» странами, которые раньше считались периферией национальных интересов заокеанской державы. В результате плотный диалог между Баку и Вашингтоном получил наиболее осязаемый и существенный импульс, что явилось очередным дипломатическим успехом Азербайджана в системе международных координат.
Президент Ильхам Алиев настолько все просчитал, что образцово использовав возросший интерес заокеанского коллеги, сумел доступно и дипломатично разъяснить американской стороне мирную повестку, которую Страна огней настойчиво продвигает с момента установления постконфликтного периода в регионе. Поэтому без преувеличения можно констатировать, что в стремлении Вашингтона довести мирный процесс до логического завершения наибольшая заслуга принадлежит именно главе государства.
В выстраивании трека предсказуемого сотрудничества крайне важна событийная «перекличка» между столицами США и ОАЭ - так уж случилось, что в начале июля прошлого года лидеры двух государств впервые в истории провели переговоры с глазу на глаз, подведя к кульминации процессы, которые развивались в отношениях Баку и Иревана, начиная с 10 ноября 2020 года, когда было подписано трехстороннее соглашение о прекращении огня. Правда, тогда центральным фигурантом была Россия, чей миротворческий контингент некоторое время «разводил» стороны в зоне конфликта, дислоцируясь в бывшей НКАО. При этом видны преимущества отечественной умной наступательной дипломатии в течение 5 последних лет, которые проявились в том, что новые правила игры в области безопасности Южного Кавказа удалось зафиксировать без острого военно-политического кризиса (исключая вовремя погашенные вооруженные провокации противной стороны) и за столом переговоров.
Одним из ключевых моментов обоюдного понимания важности мирного процесса стало совместное обращение к руководству и лично генсеку ОБСЕ об упразднении Минской группы, что было встречено одобрительно и с пониманием всей мировой общественностью. Понятны причины, по которым правительство Пашиняна противилось этой инициативе Президента Ильхама Алиева - во-первых, оно рассчитывало на заступничество извне, могущее нарушить баланс на земле, а во-вторых, мешала позиция стран - сопредседателей, для которых приоритетом было не решение конфликта, а собственная геополитическая выгода, потому они вплоть до прихода в Белый дом команды Дональда Трампа старались разыграть битую карту, с целью оставить некое международное модерирование карабахского конфликта.
Можно констатировать, что как в Абу-Даби, так и в Вашингтоне глава государства добился ключевых решений по всем вопросам, исходящим из национальных интересов.
Например, официальный Иреван хоть и опосредованно, но все же согласился на внесение изменений в основной закон своей страны - так, в Декларации от 8 августа прошлого года специально оговорено, что «стороны признают необходимость продолжения дальнейших действий и дополнительных мер для достижения окончательной ратификации и подписания мирного Соглашения». Дипломаты подтвердят, что «дополнительные меры» не препятствуют, а способствуют взаимопониманию, что играет на пользу новым реалиям на Южном Кавказе.
Ровно об этом, в том числе, говорил Президент Ильхам Алиев в своей речи на юбилейной 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября минувшего года: «Сразу после победоносной войны мы заявили о готовности открыть новую страницу в отношениях с Арменией на основе взаимного признания территориальной целостности и суверенитета - несмотря на ряд провокаций, итоги переговоров были положительными ввиду двустороннего диалога без какого-либо вмешательства извне. Достижения последних лет - это не только история успеха, но и доказательство того, что международное право в конечном итоге преобладает. Давайте вместе построим мир, устранив двойные стандарты, где справедливость не будет избирательной, а верховенство закона обязательным, а мир будет обеспечиваться не только на словах, но и практическими шагами».
И человечество, похоже, начало прислушиваться к голосу разума, ведь Азербайджан сегодня - единственная страна, которая не просто одержала военные победы, но и успешными масштабными проектами возрождает с нуля территории, освобожденные от оккупации, при этом протягивая руку помощи поверженному противнику, на глазах меняя его статус и представление о перспективах всего региона. А все потому, что мирный процесс вышел за рамки вербальности, дав тем самым возможность перехода от обсуждений к практической реализации достигнутых решений.
И первое, что следует отметить в данной связи - это то, что активно продолжилась делимитация границы между двумя странами на уровне вице-премьеров, которая началась 23 апреля 2024 года с практических работ на участках в Тавушской области Армении, а в минувшем цикле продолжились двусторонние встречи по этому вопросу. Причем все контакты можно назвать историческими, особенно межправительственный диалог 28 ноября не в пограничной зоне и не на нейтральной полосе, как обычно, а в древней Габале, в ходе которого обсуждалась дальнейшая синхронизация работ, включая демаркацию, создание коммуникаций и даже совместный список экспортных товаров.
Начиналась же практическая «притирка» двух экономик с речи главы государства в Астане 20 октября прошлого года, где в ходе совместной пресс-конференции с президентом братского Казахстана Касым-Жомартом Токаевым было объявлено о снятии транзитных ограничений для Армении. Выбор места и формата был далеко не случайным, а гроссмейстерским - первым транзитным грузом в соседнюю страну стала именно казахстанская пшеница.
«Азербайджан снял все ограничения на транзит грузов в Армению, которые существовали с момента оккупации. Думаю, что это также является хорошим показателем того, что мир между нами уже не только на бумаге, но и на практике», - заявил Президент Ильхам Алиев, заинтересовав бывалых дипломатов многослойной символикой неожиданно широкого жеста.
Всему миру, в том числе, недоброжелателям, было показано, что открывая транзит, официальный Баку сделал это в формате, масштабно подчеркивающем роль тюркского мира в региональной интеграции. Тот факт, что первая поставка произведена не из Индии или Франции, а из страны - члена Организации тюркских государств - несла важное послание, прежде всего, реваншистской части армянского общества: тесное взаимодействие тюркских государств не угрожает Армении, а, напротив, открывает перед ней новые возможности. Выбор времени тоже не был случайным, так как в июне у соседей грядут парламентские выборы, где Николу Пашиняну предстоит нелегкая борьба с реваншистской оппозицией, которая критикует мирную повестку армянского премьера. Таким образом, речь главы государства в немалой степени укрепила позиции главы правительства страны камней, а поставка бензина марки АИ-95 класса «премиум» и вовсе продемонстрировала армянскому электорату реальные дивиденды от нормализации отношений с соседями.
Отдельного внимания заслуживает предложенная Вашингтоном инициатива TRIPP («Маршрута Трампа для международного мираи процветания»), которая, помимо экономической целесообразности для стран региона в перспективе, стала еще и действенным инструментом практического решения сложных вопросов мирной повестки азербайджано-армянского диалога.
Речь идет о полном разблокировании коммуникаций и создании беспрепятственного сообщения между западными районами основной части нашей страны и искусственно отделенной от нее Нахчыванской автономией. Кроме того, после ввода в эксплуатацию этот проект способен существенно изменить геополитическую карту региона, потому что, во-первых, он объединяет тюркский мир, создавая альтернативные контакты с Турцией, а во-вторых, он становится ведущим звеном Среднего коридора - от Китая до глубин Евросоюза. А поступление американских инвестиций говорит о том, что США становятся активным игроком на Южном Кавказе, создавая тем самым некую геополитическую стабильность в нашем регионе.
Не секрет, что именно гарантии и решимость Белого дома, а также заокеанское финансирование сыграли ключевую роль в согласии правительства Пашиняна на открытие коммуникаций. Следствием достигнутого согласия по этому вопросу стало то, что теперь расширяются экономические связи между странами Центральной Азии и США, что подтверждено итогами саммита С5 + 1 в Вашингтоне 6 ноября, где были достигнуты соглашения по критически важным минеральным ресурсам и другим сферам. Кстати, буквально через несколько дней формат превратился в С6 (Центральная Азия + Азербайджан), что еще больше объединило закаспийские и прикаспийские интересы, дав дополнительный шанс официальному Иревану подумать - искать себе заступников на стороне или иметь цивилизованные связи с окружающим со всех сторон тюркским миром.
Еще один нюанс дипломатической переклички между США и ОАЭ для Азербайджана и Армении - Президенту Ильхаму Алиеву и премьер-министру Николу Пашиняну вручают «Премию шейха Заида за человеческое братство - 2026», ежегодно присуждаемую авторитетным одноименным Фондом из ОАЭ, что является лучшим примером глобального признания успешного выполнения мирной миссии, невзирая на недовольство недоброжелателей. А поскольку все знают, кто ведущий игрок в «шахматной партии» Южного Кавказа, престижная награда - не только дипломатический успех, но и подтверждение глобального признания мирной повестки главы государства. Построенная на предложенных официальным Баку 5 принципах международного права, она закладывает основу для новой экономической модели, служащей благополучию всех народов региона.
Впервые с 1991 года (после распада СССР) на нашей территории не осталось ни одной «серой зоны», включая сепаратистские образования, которая была бы недоступна для государственных и правительственных структур Азербайджана. Это не только новая, но и бесценная реальность, радость познания которой все еще остается за рамками возможностей целого ряда других стран, некогда входивших в состав советской империи - таких как Грузия, Украина, Молдова, территории которых по-прежнему содержат метастазы политики «разделяй и властвуй». Более того и прежде всего, азербайджанский народ, закрывший страницы военного решения карабахского конфликта и сменивший их на процесс возрождения и восстановления, создал реальные предпосылки для превращения всего Южного Кавказа в единый транспортно-логистический центр Евразии. Такой подход демонстрирует всему миру не только мощь идей и решений национального государства, но и стратегическое видение высшего политического руководства, с приверженностью международной безопасности.
Таким образом, мирные инициативы официального Баку открывают двери новой эпохи, основанной на взаимном уважении, подавая пример созидательной перспективы прочим государствам, которые до сих пор предпочитают грубую силу в разрешении территориальных и цивилизационных споров.