Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Новые коалиции vs исламская солидарность

Политика
05 Февраль 2026
12:53
71
Новые коалиции vs исламская солидарность

Турция и Азербайджан надеются примирить страны Ближнего Востока

 

Визит Президента Ильхама Алиева в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) помимо торжественной церемонии вручения главе азербайджанского государства почетной «Премии Заида за человеческое братство», включал в себя и важные двусторонние переговоры.

 

Лидеры двух государств обсудили практически весь спектр двусторонних отношений - от политики и экономики до энергетики, от обороны до гуманитарного взаимодействия. Особое внимание привлекла к себе военная сфера, в ходе визита оба президента наблюдали за совместными учениями военных Азербайджана и ОАЭ.

Намечающееся сотрудничество между Баку и Абу-Даби в сфере обороны и безопасности возникло не на пустом месте, тем более, со стороны арабов, обычно очень осторожных в этих вопросах. Но тут, что называется, припекло.

 

Межарабское противостояние

 

Дело в том, что многолетнюю дружбу ОАЭ и Саудовской Аравии накрыла медным тазом эпоха перемен. Еще какие-то 10 лет назад саудиты и эмиратцы совместно бились с йеменскими хуситами, за которыми стоял Иран. Также совместными усилиями Эр-Рияд и Абу-Даби поддерживали сирийскую оппозицию и хозяйничали в Бахрейне, выступали с инициативами, направленными на создание единой арабской валюты и военного блока. Однако, недавно между ними возник конфликт интересов, вылившийся в открытую вражду между двумя монархиями. Они такую личную неприязнь друг к другу испытывают, что халяльные продукты в рот не лезут.

Между тем конфликт далеко не случаен. Сейчас именно ОАЭ и Иран контролируют судоходство через Ормузский пролив, так как владеют берегами этого пролива. Но эмиратцам этого показалось мало, и они решили перехватить контроль заодно и за выходом в Красное море, путем подчинения Йемена.

Обвинять в этом ОАЭ сложно. Абу-Даби вовремя и главное правильно сориентировались в современном раскладе сил на международной арене, когда происходит передел сфер влияния и рушится старый миропорядок. Эмиратцы просто решили застолбить за собой в новом миропорядке одну из важнейших функций - контроля за ключевыми транспортно-логистическими артериями в регионе Ближнего Востока.

Однако, богатые нефтью саудиты этому всячески сопротивляются, боясь оказаться дойной коровой. В результате на Ближнем Востоке появилась еще одна линия противостояния - довольно перспективная в деле организации большого пожара в регионе. И хотя пока до прямого военного столкновения между ОАЭ и Саудовской Аравией в этом споре за овладение Йеменом дело не дошло, но имели место локальные боестолкновения проксигруппировок на йеменской земле. По итогам 6-дневной войны победу одержали саудиты, соответственно, первая попытка создания государства Южная Аравия провалилась. Большая часть Йемена осталась под контролем Саудовской Аравии, а его западная часть - за движением «Ансарулла», более известным под брендом - хуситы.

Но на этом саудиты не успокоились и, ожидая реванша со стороны эмиратцев, продолжают усиленно вооружаться. В частности, они закупают у Пакистана партию истребителей $JF-17 на 4 млрд. Следует отметить, что это истребители четвертого поколения, которые были совместно разработаны Пакистаном и Китаем. Кстати, Азербайджан еще ранее успел оценить их качество и закупил партию данных истребителей у Пакистана.

 

Новые коалиции

 

По мере приближения эпохи Ближнего Востока без военных баз США, о чем достаточно четко было указано в обновленной Стратегии национальной обороны США, нарастает региональная конфронтация и формируются новые блоки. В частности, ОАЭ все больше склоняется в сторону израильской военной коалиции.

Как отмечает официоз саудитов Ajel: «Власти ОАЭ намерены разместить на своей территории израильскую военную базу. На ней будут проходить службу более 800 израильских солдат. Базу планируется разместить в районе Арада, неподалеку от границы ОАЭ с Саудовской Аравией».

Примечательно, что на карте, опубликованной саудовским государственным медиа, спорные и стратегически важные острова Большой Тунб, Малый Тунб и Абу-Муса, расположенные между Ираном и ОАЭ, отмечены уже как иранские. Ранее такого никогда не было. Впрочем, ранее армия Саудовской Аравии также не воевала с прокси-структурами ОАЭ за контроль над Йеменом.

Надо сказать, что несмотря на недавно одержанную победу в конфликте с ОАЭ за Йемен, саудиты, не на шутку сцепившись с Израилем и ОАЭ, а также опасаясь будущих аппетитов проголодавшегося Ирана и при этом, оставаясь по-прежнему достаточно слабой с военной точки зрения страной, надеются только лишь на внешнюю военную помощь. Они готовы щедро платить за поддержку турецких войск и страшилку в виде пакистанской ядерной дубинки.

Также саудиты ведут переговоры с Сомали и Египтом. Недавно сомалийцы разорвали контакты с ОАЭ за их поддержку Израиля в проекте Сомалиленда.

Ответом ОАЭ на альянс враждующей с ней Саудовской Аравии с Пакистаном и Турцией стал военный союз и соглашения об экономическом сотрудничестве с Индией. В свою очередь, Индия традиционно враждует с Пакистаном и совместно с Израилем противостоит Турции в борьбе за контроль над торговыми маршрутами. Недавно в Нью-Дели был подписан контракт о закупке индусами сжиженного природного газа из ОАЭ на $3 млрд, а также о сотрудничестве в других сферах.

Таким образом, на давно уже подожженном Ближнем Востоке сколачиваются новые военные альянсы.

 

Исламская солидарность

 

В то же время Турция, и так будучи большим и сильным государством, хотела бы упрочить свое влияние в качестве регионального лидера - ведущего государства на всем Ближнем Востоке. С этой целью Анкара выступает с разными инициатива. В частности, недавно в своем интервью телеканалу Al Jazeera министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил о необходимости Турции, арабским и исламским странам создать собственную архитектуру безопасности и сформировать между собой атмосферу безусловного доверия.

«Посмотрите, как Европейский союз сумел с нуля выстроить свое сообщество. Почему мы не можем сделать то же самое? У нас нет цели создавать новый блок или лагерь. Мы хотим сформировать платформу региональной солидарности. Можно начать с двух или трех стран, но, если со временем она превратится во всеобъемлющую структуру, охватывающую большинство государств региона, это было бы идеальным вариантом», - отметил Фидан.

Глава турецкого МИД считает, что при отсутствии региональной солидарности всегда возникает потребность в гегемоне: «Гегемон приходит, чтобы решить ваши проблемы, но когда уходит - оставляет после себя еще более тяжелое наследие. Во-вторых, гегемон всегда требует плату. Мы видели это на примере США и других гегемонов в регионе. Поэтому мы должны уметь решать собственные проблемы самостоятельно. Для этого необходимы определенный уровень солидарности и институционализация».

С этой точки зрения, Азербайджан, как братская Турции страна и стратегический союзник, намерена помочь в укреплении региональной стабильности и безопасности, внеся свой посильный вклад. Принимая во внимание тот факт, что Баку развивает отношения не только с Абу-Даби и Эр-Риядом, но также с Тегераном и Тель-Авивом, у нашей страны имеются хорошие шансы выступить в роли надежного посредника, которому доверяют все стороны и примирить враждующие государства региона.

Экономика
Новости