Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Баку укрепляет трек межрегионального развития

Политика
09 Февраль 2026
15:36
51
Баку укрепляет трек межрегионального развития

Безопасность и устойчивый мир - в тренде

 

Умная разнонаправленная внешняя политика Азербайджана является гарантом не только внутренней, но и региональной безопасности, что стало очевидным по итогам визита в Баку иранской делегации во главе с министром обороны Азизом Насирзаде.

 

Президент Ильхам Алиев в ходе приема визитеров из соседней страны сразу же выразил обеспокоенность ситуацией, возникшей в регионе, заявив о готовности официального Баку внести вклад в устранение напряженности и подчеркнув, что наша страна является сторонницей решения подобных вопросов путем переговоров и взаимопонимания. Глава государства напомнил и о недавнем важном телефонном разговоре с иранским коллегой Масудом Пезешкианом, дав понять, что только региональное развитие во благо общих интересов может привести к прочной предсказуемой долгосрочной безопасности. Это к вопросу о том, что совместная выгода никогда не было любимым «коньком» южан, сконцентрированных исключительно на себе ввиду санкций.

Однако позитивный пример, демонстрируемый официальным Баку (включая прошлогодние апрельский и июльский визит президента Ирана в Баку и Ханкенди), вынуждает и самого Пезешкиана, и его команду умеренных реформаторов быть на одной волне со стратегическими инициативами Президента Ильхама Алиева, буквально со дня первой инаугурации 31 октября 2003 года ориентированного на межрегиональное развитие. И это не случайно, так как ввиду турбулентности на Ближнем и Среднем Востоке интенсивность дипломатической активности южан в направлении Южного Кавказа с начала прошлого года заметно возросла.

Помнится, год назад, а затем в середине мая Тегеран посещал помощник Президента Азербайджана - завотделом по вопросам внешней политики Администрации главы государства Хикмет Гаджиев. Параллельно с этим 17 февраля прошлого года состоялся рабочий визит премьер-министра Али Асадова в Иран, который эксперты восприняли не просто как протокольную поездку - его встреча с первым вице-президентом Ирана Мохаммадом Резой Арефом, отвечающим за экономический блок, стал сигналом, отражающим новые реалии двусторонних связей, охватывающих широкий спектр вопросов - от экономического и инвестиционного партнерства до энергетики и гуманитарных проектов. Но ключевой акцент был сделан на инфраструктурные инициативы, которые стали мостами не только в буквальном, но и в политическом смысле. Проект транспортного коридора из Агбенда Зангиланского района в Нахчыванскую автономию через территорию Ирана - не просто логистическая артерия, но и демонстрация стратегического подхода официального Баку, который умеет работать даже в самых сложных внешнеполитических условиях.

В этом контексте особое значение приобретают также проекты по расширению коридора «Север-Юг», где национальное правительство сумело представить нашу страну не просто как транзитную территорию, а как самого ключевого игрока, связывающего любые евразийские маршруты. А потому в условиях удушающих санкций Тегеран объективно заинтересован в том, чтобы наладить прочное сотрудничество со Страной огней, которая призвана стать естественным окном на новые рынки.

Статистика двустороннего товарооборота с Ираном показывает позитивную динамику. Так, по итогам прошлого года объем торговых операций с этой страной составил $644,1 млн, с тенденцией к росту - циклом ранее данный показатель был на уровне $580 млн. Но экономика - это не только цифры, а проекты, меняющие ландшафт региона.

Строительство железной дороги Решт-Астара, моста через Астарачай - это не просто инфраструктурные объекты, а элементы новой архитектуры региональной безопасности, где Азербайджан становится все более значимым узлом в транспортной сети единой Евразии. А потому все соседи суверенной независимой Страны огней понимают, что с ней лучше выстраивать отношения на основе прагматизма. Даже если исходить из последних наблюдений, официальный Баку продолжает демонстрировать свою силу и волю, становясь естественным проводником между глобальными и региональными интересами.

Иран оказался в ситуации, когда ему необходимо не только искать новых партнеров, но и переосмысливать свои подходы к соседям. Южане уловили еще одну тенденцию - в сухом остатке оказалось, что несмотря на религиозные нарративы, время от времени слышные с минаретов мечетей и в стенах иранского парламента, обе стороны являются единомышленниками с точки зрения действий по нейтрализации внешних вызовов и угроз, особенно на региональном уровне.

Именно в ходе памятного визита Масуда Пезешкиана в Баку было наглядно доказано, что конфронтация с возможным конфликтным сценарием никогда не приносила реальных бонусов в первую очередь шиитскому режиму. Напротив, по мере усиления геополитических позиций независимой Страны огней муллы и тем более, сторонники «принца» из династии Пехлеви утратили «вес» в собственном обществе. Апрельский трек (декламация стихов Шахрияра, диалог глав государств не на фарси, а исключительно на азербайджанском языке, что случилось впервые после того, как общенациональный лидер Гейдар Алиев вынудил 19 мая 2002 года верховного рахбара Али Хаменеи заговорить на родном языке) еще раз показал справедливость сказанного - приезд президента южан ознаменовал собой начало нового этапа в развитии двусторонних и субрегиональных связей.

Наконец, 29 апреля минувшего года впервые в истории двусторонних связей на берегах Каспия прошел азербайджано-иранский бизнес-форум, в работе которого приняли участие более 120 бизнесменов из числа наших соплеменников в Тебризе, Ардебиле, Урмийе и прочих городов по ту сторону Араза, с преимущественным проживанием тюркского этноса. А в рамках мероприятия лидеры двух стран обозначили совпадающие взгляды на перспективы межрегиональной интеграции и развитие устойчивых логистических и энергетических цепочек на огромном пространстве большого Каспия. 

Иными словами, исполнительная власть по ту сторону Араза, прагматично развивая экономическую и дипломатическую повестку предшествовавших ей условных наращивает собственную значимость и возможность не только продолжить реализацию двусторонних проектов, но и переход к формированию более масштабной архитектуры сотрудничества - от Персидского залива до Кавказа и от Пакистана до России. 

И эта линия соблюдается четко - не случайно Президент Ильхам Алиев во время приема делегации Минобороны Ирана заверил гостей, что отношения двух стран после визитов его коллеги в Баку, а затем и в Ханкенди его коллеги получили дополнительный импульс. Подчеркнув, что в настоящее время во многих частях мира продолжаются войны и конфликты, глава государства особо отметил, что мир на Южном Кавказе по инициативе официального Баку уже установлен, заверив гостей в том, что это имеет большое значение не только для региона, но и для Ирана, граничащего как с Азербайджаном, так и с Арменией. «Мы хотим, чтобы во всем мире был мир, чтобы не проливалась кровь, не было войн», - сказал Президент Ильхам Алиев, дав понять, что комплексный подход и образцовый пример Страны огней продемонстрировал единственно верную модель перехода от войны к миру.

Глава азербайджанского государства, как никто другой, имеет моральное право на высказывание подобных сентенций, так как буквально на днях авторитетным жюри в Абу-Даби ему была вручена «Премия Заида за человеческое братство» - за то, что он сумел подвести весь Южный Кавказ к необходимости развития в русле стратегически необратимого, устойчивого и предсказуемого мира. Этот момент заслуживает отдельного анализа, так как региональная безопасность - это не просто слова на брифингах, а кодовое обозначение всех сложностей, которые стоят перед Баку и Тегераном.

Ситуация на большом Ближнем и Среднем Востоке по соседству с нами становится все более напряженной, а потому иранское руководство пристально следит за процессами, особенно теми, которые связаны с Арменией, где сосредоточена «наблюдательная» миссия НАТО. Азербайджан, в свою очередь, осознает важность баланса в отношениях с крупными соседями, однако главная интрига остается неизменной: готов ли официальный Тегеран к тому, чтобы видеть в Стране огней равноправного партнера, а не просто стратегическую переменную в своих региональных расчетах? В парламенте южан хоть и возникают перепалки между депутатами из условных лагерей «голубей» и «ястребов», но в сухом остатке они понимают, что Баку - единственная столица, которая рассматривает окружающую географию, включая Каспий и Южный Кавказ, Центральную и Переднюю Азию, не как арену соперничества, а как территорию дружбы и сотрудничества. Эта дипломатическая формулировка, безусловно, важна, но реальность куда сложнее - упомянутый широкий регион давно стал «стендом для испытаний» и пространством для сложных маневров - от вопросов раздела природных ресурсов до геополитической борьбы за влияние.

У Азербайджана есть собственные интересы на этом пространстве, и способность Баку не лавировать между столицами, а объединять их выгоду - это искусство, которое требует тонкого политического чутья. К сожалению, вертикаль власти по ту сторону Араза (там президент отнюдь не первое лицо, подчиняющееся клерикальной ветви) не позволяет говорить о стабильности в отношениях с соседями, тем не менее, наши взаимоотношения с Иранской теократией невозможно рассматривать сквозь призму обычной дипломатии. Это не просто соседство двух государств, а глубоко въевшаяся в общественное сознание историческая драма соплеменников, растянувшаяся на века, в которой перемешались судьбы народов, имперские амбиции, религиозные традиции и политические расчеты.

Именно здесь, на южных рубежах Кавказа национальная идентичность разъединенных азербайджанцев столкнулась с геополитическими реалиями, а историческая память превратилась в фундаментальный фактор, определивший прошлое и настоящее. Поэтому теократия традиционно видит в Азербайджане накапливающего глобальный авторитет важного, но сложного партнера, в то время как наше светское государство традиционно придерживается взвешенной политики, стремясь использовать экономические рычаги для сохранения устойчивого диалога между всеми центрами силы, помогая слабым соседям поднять собственную значимость для роста регионального рейтинга. А потому главный вызов для официального Баку - не допуская давления со стороны более крупных региональных игроков, сохранить внешнеполитическую автономию.

В Тегеране тоже прекрасно осознают, что Страна огней на заре независимости и современного образца - две несопоставимые величины, о чем свидетельствует формат С6 (Центральная Азия + Азербайджан) и крайняя заинтересованность в услугах этой связки, как Китая, так и США с Евросоюзом, являющихся основными конкурентами за влияние над «мягким подбрюшьем» постсоветского пространства.

Итоги визита делегации Минобороны Ирана также наглядно свидетельствуют о том, что двусторонние отношения между странами, более тысячи лет входившими в единое цивилизационное пространство, зависят от способности южан находить компромиссы, не переступая через ключевые интересы в стремительно меняющемся геополитическом ландшафте. А это значит пересмотр адресатов заявленных теократией «красных линий» - вопрос с проблемами безопасности для Страны огней не так актуален, как на иных направлениях.

 

 

 

 

 

Президент Ильхам Алиев поблагодарил за приветствия, попросил передать и его приветствия Президенту Ирана.

В ходе беседы было отмечено развитие двусторонних отношений, основанных на принципах дружбы, братства и добрососедства между нашими странами, состоялся обмен мнениями о перспективах сотрудничества в оборонной сфере.

Экономика
Новости