Азербайджан сумел перевести в практическую плоскость единение Евразии
Мюнхенская конференция по безопасности в последние годы отличается договоренностями о более надежной транспортной связке и энергетической устойчивости на всей территории Евразии, что показал ход нынешних обсуждений с участием Президента Ильхама Алиева, а также ряда ведущих европейских и китайских политиков.
Примечательно, что модератором панельных дискуссий на тему «Политика открытых коридоров? Углубление Транскаспийского сотрудничества» была бывший генсек ОБСЕ Хельга Мария Шмид, которая в прежней должности занималась продвижением связности через цифровизацию торговых путей от Атлантики до Тихого океана.
На нынешних дебатах помимо высшего политического руководства Азербайджана обстоятельно были представлены два основных бенефициара Среднего коридора: Китай и Евросоюз - от имени первого выступал основатель и председатель Центра глобализации КНР Ван Хуэйяо, от имени второго - комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения Марта Кос, что само по себе придало вес диалогу. Причем обе стороны были объективны в оценке роли официального Баку.
Так, один из главных идеологов Поднебесной открыто заявил: «Китай предпринимает эффективные шаги для сокращения препятствий, формирования возможностей транспортной связности материка, в центре которого расположен Азербайджан - прекрасная страна, где я бывал неоднократно, и мы всегда восхищаемся ее «мягкой силой», реализующей любые инициативы». Не менее важная оценка была дана министром Еврокомиссии: «Мирный процесс между Арменией и Азербайджаном открыл новые возможности, и то, что ранее казалось невероятным для реализации, сегодня уже вселяет в нас уверенность. Мы выражаем благодарность Президенту Алиеву за то, что он всегда оказывал поддержку связанным с этим планам Евросоюза».
Правда, если быть более объективными, планы и инициативы неизменно исходили от высшего политического руководства Азербайджана, и именно глава государства не мытьем, так катаньем реализовывал их, невзирая на законодательные запреты Евросоюза и резолюции Европарламента, нацеленные против официального Баку.
Господь им судья - для нас главное, чтобы проекты Среднего и Зангезурского коридора были в полной мере реализованы, а как их назовут, какому главе государства припишут - вопрос десятый.
Впрочем, важен еще один аспект - если во время прежнего миропорядка политики коллективного Запада изощрялись в нарративах против нашей страны, применяли недопустимые для дипломатов выражения, полные искажения действительности, а кое-кто даже вводил санкции, сейчас ситуация изменилась. Сегодня негатив если и витает в воздухе, только на уровне парламентов, исполнительная же власть, как в Брюсселе, так и в разных государствах Старого Света, предпочитает тесное сотрудничество. Все это по причине того, что национальное правительство без чьей либо поддержки создало современную инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, воздушные и морские гавани, нефтяные и газовые проводы), которая позволяет выводить на мировые рынки десятки миллионов тонн грузов в год, с тенденцией к росту товарооборота между многими странами Евразии. А это значит, что благодаря политической воле Президента Ильхама Алиева в мировой политике смещаются прежние центры силы, меняется международная архитектура безопасности при том, что максимально ужесточилась конкуренция стратегий и моделей развития.
Как правило, в таких сложных геополитических условиях значимость обретают страны, способные не только адаптироваться к глобальным переменам и отстаивать свою внешнеполитическую повестку на международной арене, но и «диктовать моду» и новые тренды. На сегодняшний день первым среди первых таких государств является Азербайджан, к мнению лидера которого прислушиваются самые состоятельные центры принятия решений.
Участие Президента Ильхама Алиева в работе Мюнхенской конференции традиционно носило не протокольный характер в рамках дипломатического этикета, а являлось показателем устойчивого роста политического веса нашей страны в системе международных координат. Примем во внимание еще одну константу - в административном центре Баварии каждый февраль обсуждаются самые ключевые вопросы, начиная с нерешенных экономических проблем в швейцарском Давосе до европейской, а сейчас и евразийской, безопасности, трансатлантических отношений (то, что мы называем глобальным Севером или коллективным Западом) до формирования нового миропорядка. В этом плане весьма примечательно, что в актуально звучащем серьезном диалоге современных цивилизаций твердо звучит голос официального Баку - это и есть индикатор того, что независимая Азербайджанская Республика еще более укрепила свои позиции в региональной и мировой политике, чему во многом способствовали, как последовательная и разнонаправленная внешнеполитическая стратегия Баку, так и его роль в обеспечении энергетической безопасности Европы.
Сегодня без колебаний можно утверждать, что Страна огней обладает статусом надежного друга, которая не подведет ни при каких обстоятельствах, причем не только как поставщик энергоресурсов или транзитная территория, а как партнер в применении «зеленых» и иных новейших технологий, и это усиливает ее роль, как независимого политического субъекта на всем евразийском пространстве. Параллельно молодое государство на западных берегах Каспия демонстрирует высокую активность в продвижении транзитных инициатив, примером чему являются развитие Среднего коридора, соединяющего Азию и Европу, а также реализация проекта TRIPP - «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (проще, Зангезурского коридора), что в своей совокупности повышает значимость Азербайджана как стратегически важного логистического узла между Востоком и Западом.
«Мы всего лишь полгода учимся жить в условиях мира с Арменией - поверьте, это очень хорошее и особенное чувство, которое разделяет все население Азербайджана. Уверен, что народ Армении думает так же», - заявил Президент Ильхам Алиев в Мюнхене во время упомянутой панельной дискуссии, дав понять, что без диалога на равных и двусторонних договоренностей Баку и Иревана трудно представить новую реальность. Ведь именно благодаря «слоеному» процессу (согласование текста мирного договора, встреча лидеров Азербайджана и Армении в Тиране, Абу-Даби, Вашингтоне, Копенгагене, снятие запрета на транзит, поставка отечественной продукции и прочие шаги) связность и коридоры стали возможны, создав совершенно новую ситуацию на Южном Кавказе, благодаря чему все три страны региона смогут, в конце концов, начать трехстороннее сотрудничество. Более того, бизнес глобального масштаба не будет больше «хвататься за голову» в ожидании форс-мажоров и прочих рисков, напротив - с радостью начнет инвестировать большие средства в различные отрасли экономики, как то было в случае с посещением нашей страны лидеров американского бизнеса и руководства Торговой палаты США.
В данном контексте нельзя не отметить, что сегодня именно официальный Баку воспринимается в среде субъектов мировой политики, как самостоятельный центр принятия решений, чему однозначно способствовал установившийся де-факто мир на Южном Кавказе, после того как Азербайджанское государство положило конец многолетнему конфликту.
«На наших границах благодаря взаимопониманию правительств устанавливается мир, сложилась совершенно новая ситуация - нет перестрелок, никто не получает ранений, никто не гибнет», - сказал Президент Ильхам Алиев в Мюнхене. Глава государства особо подчеркнул участие грузинской стороны в преодолении препятствий в том плане, что мы уже по факту приступили к сотрудничеству с Арменией - так как у нашей страны пока нет прямого транспортного сообщения с соседями на юго-западе, именно наши друзья из Тбилиси убирают пограничные и таможенные барьеры, создавая весьма важные транзитные возможности и прецеденты, о чем раньше нельзя было подумать.
Примечательно, что страны Южного Кавказа объединяют интересы в непростое время, когда даже США и Евросоюз - вчерашние «не разлей вода» предъявляют друг другу претензии, демонстрируя различия во мнениях и подходах. Тем не менее, благодаря твердой политической воле и продуманной политике Президента Ильхама Алиева Южный Кавказ сегодня является единственным регионом планеты, где интересы всего коллективного Запада совпадают, а Азербайджан играет роль локомотива общего развития, без разделительных линий по этническому либо религиозному признаку.
Это прослеживалось и по визиту вице-президента США Джеймса Дэвида Вэнса в Иреван, а затем и в Баку. Во-первых, дипломаты уделяют особое внимание очередности региональных визитов политиков такого уровня, с учетом того, что Вэнс - вероятный преемник президента Дональда Трампа. Во-вторых, Вашингтон недавно объявил о намерении поддерживать оппозицию и свободу слова в Европе, в связи с чем сразу после Мюнхенской конференции госсекретарь Марко Рубио посетил Братиславу и Будапешт, добиваясь от них отказа от российских энергоносителей.
Зато повестка пребывания Джей Ди Вэнса в Азербайджане была гораздо шире, что означает самую важную деталь - администрация Белого дома делает ставку на Баку, при этом через нашу страну намерена активно участвовать в реконфигурации Евразии. А это значит отказ Вашингтона от былых нарративов и замашек времен Джо Байдена - разделять страны на весьма условные идеологические лагеря «либеральной демократии» и «жесткой автократии». То есть, речь идет не только о жестах и символах геополитики, но и о масштабной ревизии несостоявшихся подходов прежнего руководства заокеанской державы.
Впрочем, мюнхенский диалог тут как раз кстати, поскольку про безопасность - кто бы что ни говорил, именно мирная повестка официального Баку стала ключевым фактором региональной предсказуемости и стабильности, а также фундаментом подписания исторических договоренностей в Вашингтоне 8 августа прошлого года, которые во многом базируются на последовательно продвигаемых главой государства инициативах по открытию всех видов коммуникаций и экономической взаимосвязанности Южного Кавказа. Тем самым, исходя из мюнхенских обсуждений, можно с уверенностью утверждать, что Страна огней фактически конвертировала собственную региональную повестку мира в международный формат урегулирования, что стало сигналом для всех внешних игроков: в становлении архитектуры безопасности Баку занял важную нишу, доказав, что без его участия никакие договоренности в регионе не реализуемы.
Как следствие, благодаря Президенту Ильхаму Алиеву мы окончательно закрепили за собой репутацию сильного поистине суверенного государства, умеющего переводить политические декларации в практическую плоскость, что по своей сути является одним из ключевых критериев доверия в современной дипломатии.