Азербайджан видит в Совете мира гавань стабильности
Активно продвигаемая умная сила официального Баку, повлиявшая на объективное сращивание интересов стран Южного Кавказа, заложена в основу Совета мира, первое заседание которого состоялось накануне в Вашингтоне под председательством президента США Дональда Трампа.
Причина понятна - успешно заложенный внешнеполитический трек Азербайджана напрямую связан со стратегически выверенной моделью развития страны, в которой развитие и стабильность неотделимы, причем с осознанием межрегионального масштаба инициатив, реализуемых под руководством Президента Ильхама Алиева. Роль, которую молодая суверенная страна играет в предотвращении международных проблем и управлении глобальными процессами, основана на принципах конструктивного подхода, диалога, а также наступательной дипломатии, неизменно ориентированной на конечный результат.
Необходимость создания Совета мира в основном базируется на отсутствии понимания так называемыми «гегемонами» того факта, что планета Земля одна на всех. А потому необходима кардинальная трансформация системы международных отношений, поскольку существующие механизмы глобального управления типа Совбеза ООН с пятью обладателями права вето неадекватно реагируют на новые реалии, включая вызовы для глобальной безопасности и гуманитарные проблемы. Это в первую очередь ярко проявляется на фоне продолжающихся войн и вооруженных конфликтов, плодящихся словно грибы после дождя (в настоящее время в мире существует более 60 крупных очагов «выяснения отношений», включая гуманитарную трагедию в Газе и продолжающуюся четыре года российско-украинскую войну).
К сожалению, руководство ООН на фоне текущих процессов «беззубо» реагирует на массовое уничтожение, как людей, так и природы, ограничиваясь принятием резолюций и общими рекомендациями с трибуны ежегодной Генассамблеи. Потому единственный выход - наличие сильных авторитетных лидеров, заинтересованных в совместном преодолении вызовов и эффективном реагировании на существующие проблемы, что делает неизбежным формирование новых инструментов, платформ и многосторонних механизмов корректировки и регулирования конфликтов.
События последнего полугодия показали, что президенты Азербайджана и США: Ильхам Алиев и Дональд Трамп идеально подходят под определение «миротворец», потому что не на словах, а на деле создают предпосылки для партнерства даже между самыми злостными апологетами войны.
Первое заедание Совета мира выпукло обозначило справедливость тезиса, который заслуживает отдельного анализа. Вашингтон, как известно, - не место для протокольной вежливости ради галочки, а напористый в бизнесе и административном управлении нынешний глава Белого дома давно заслужил репутацию политика, который ценит прямоту, силу и предсказуемость. При этом он не склонен к дипломатическим церемониям ради формы и предпочитает иметь дело с теми лидерами, которые способны принимать решения с прицелом на перспективу и нести за них ответственность. В этом смысле глава азербайджанского государства органично вписывается в круг тех, кого прагматичное руководство заокеанской державы воспринимает в качестве самостоятельных игроков.
Ни для кого не новость, что Президент Ильхам Алиев пользуется огромным уважением даже среди наиболее влиятельных глав государств и правительств, как символ умения держать слово, последовательно отстаивать интересы своей страны и при этом иметь талант поиска нахождения баланса между разными центрами силы. Именно это качество - сочетание твердости и рациональности - становится ключевым для американцев в регионах, где пересекаются интересы крупных держав.
Нашему Президенту удалось то, что не снилось никому раньше - когда-то все эксперты дружно считали, что Южный Кавказ не на первом плане в заокеанском «пасьянсе» и вряд ли его когда-то разглядит на карте Госдеп США, а сейчас благодаря долгосрочным инвестициям официального Баку регион превратился в узловую точку, где сходятся энергетические маршруты, транспортные коридоры и вопросы безопасности всей Евразии.
Естественно, что Страна огней в данной конфигурации занимает центральное место, а это значит, что для Вашингтона Баку интересен не как абстрактный партнер, а как реальный лидер региона, который последовательно реализует проекты, имеющие значение далеко за пределами собственных границ.
За примерами далеко ходить не надо: энергетическая инфраструктура, связывающая Каспий с Европой, стала частью системы общеевропейской безопасности, а транспортные инициативы, проходящие через нашу территорию, формируют альтернативные маршруты между Востоком и Западом. А потому с какой стороны ни подойди, с какого угла зрения ни посмотри - Азербайджан «в одночасье» для сторонних наблюдателей превратился в наиболее привлекательную страну, с которой имеет смысл говорить без посредников и на равных.
Обмен мнениями о перспективах двусторонних связей, акцент на значении взаимных визитов и контактов на разных уровнях - все это указывает на желание сохранить и углубить политический диалог, а для Белого дома при любой администрации подобные формулировки никогда не бывают случайными. Наглядным подтверждением сказанному служат итоги недавнего визита в Баку вице-президента США Джеймса Дэвида Вэнса - не только номинального, но и фактурно второго человека в команде Трампа (очень вероятно, что через 3 года именно он займет должность «смотрителя» Овального кабинета). Обратите внимание на разницу, насколько грандиозной и глубокой была его программа посещения Страны огней, в которой было немало глубинных смыслов, включая даже необязательные извинения за неблагодарность и недружелюбие администрации Джо Байдена.
Приезд с конкретными планами делегации Торговой палаты США, представляющей 31 ведущую корпорацию заокеанской державы, подписание Хартии о стратегическом партнерстве - все это звенья взаимопонимания одной цепи, ставшей важным шагом в деле строительства нового Южного Кавказа, лидерская роль в котором объективно выпала на долю Азербайджана, что произошло вовсе не случайно.
Все знают, что суверенитет и достойное «место под солнцем» на международной арене обеспечиваются благодаря продуманным усилиям по защите справедливых национальных интересов, предпринимаемых Железным кулаком единства народа и власти, если нужно - силой оружия, тем не менее, направленных на достижение предсказуемого мира и долгосрочного восстановления исторического единства региона, издревле известного в качестве плавильного котла современных цивилизаций. То есть, если угодно, именно успешная внешняя политика официального Баку, сумевшая объединить целый ряд столиц вокруг геополитических проектов, позволила команде Трампа задуматься о целесообразности Совета мира, первое же заседание которого стало событием, выходящим далеко за рамки протокольной дипломатии. Оно ознаменовало формирование новой архитектуры международного взаимодействия, основанной на принципах ответственности, взаимного уважения и практического миротворчества.
Особое значение в глобальном процессе играет возрастающая роль Президента Ильхама Алиева - выдающегося политика, который возглавляет страну, пережившую ужасы этнической чистки, оккупации, десятилетий безуспешных переговоров с самонадеянным оппонентом, уверенным в «вечном» заступничестве целых трех членов Совбеза ООН, тем не менее, победившую и в боях, и в послевоенном возрождении. То есть, речь идет о лидере, который не понаслышке знает цену миру и на деле доказал приверженность принципам мирного сосуществования.
Именно поэтому позиция официального Баку в вопросах устойчивости и долгосрочного развития основана не на словах и абстрактных декларациях, а на реальном историческом опыте, что показал факт парафирования текста мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией 8 августа 2025 года в Вашингтоне, подтвердивший последовательный курс главы государства на достижение устойчивого урегулирования.
Сегодня в Белом доме, как ни в одном глобальном административном центре, умеют разглядеть нюансы искренности. А потому, когда в своем письме 47-й президент США Дональд Трамп официально пригласил Президента Азербайджана присоединиться к «Уставу Совета мира» в качестве страны-учредителя, он был крайне убедителен: «Для меня, как председателя правления Совета мира, большая честь пригласить Вас - Президента Азербайджанской Республики - присоединиться к нашей исторической и поистине грандиозной инициативе, имеющей исключительно важное значение для укрепления мира на Ближнем Востоке, а также для внедрения нового подхода к урегулированию глобальных конфликтов».
Вникая в суть письма, понимаешь, что это не рядовое приглашение, а логическое продолжение совместных августовских инициатив по достижению мира в регионе.
В ответ Президент Ильхам Алиев подчеркнул стратегическое значение своего личного участия в новом формате. «Я принимаю это приглашение как знак взаимовыгодного и основанного на взаимном уважении партнерства между нашими странами, а также как признание роли Азербайджана в продвижении мира и стабильности на региональном и глобальном уровнях», - отметил глава государства.
По ходу первого заседания Совета мира было видно, что именно эти письма задали тон взаимодействию между лидерами. На мероприятии Дональд Трамп намеренно повторил историческую значимость сотрудничества Азербайджана и Армении. «Я добился мира между двумя очень важными странами и никогда этого не забуду. Они хорошие люди, но сложные. Думаю, они стали друзьями. Это было великое дело, которое Вы, господин Президент и Ваш новый друг совершили. Мы работали 24 часа, и это был хороший результат», - сказал он.
Данная оценка продемонстрировала, что успешное разрешение регионального конфликта превратилось в практический пример, на котором строится работа новой международной организации.
В свою очередь вице-президент США Джей Ди Вэнс подчеркнул значение лидерства и партнерства: «Мы благодарны за ваше партнерство, в особенности Президенту Азербайджана и премьер-министру Армении, с которыми я встречался на прошлой неделе. Спасибо всем за то, что сделали это возможным и показали, чего может достичь настоящее лидерство. В этом и заключается, по сути, работа Совета мира - сделать так, чтобы мир стал прочным. Это невероятное достижение, которого вы все добились».
Его слова органично связывают опыт завершения «бородатого» конфликта на Южном Кавказе с главной задачей Совета мира - обеспечением устойчивости и предсказуемости мирных договоренностей, могущих обернуться сотрудничеством и даже партнерством когда-то враждовавших сторон.
Кстати, серьезность намерений подтверждена еще одним фактом - в кулуарах заседания Президент Ильхам Алиев провел неформальную беседу с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, что еще раз наглядно демонстрирует, что официальный Баку нацелен на открытый и равноправный диалог. А это признак того, что практический опыт, привитый главой государства мировому сообществу, становится примером того, как некогда отсталая страна благодаря объединению материальных и духовных ресурсов может участвовать в постконфликтный период в процессах формирования глобальной архитектуры мира. То есть, Страна огней, проделав сложный путь от конфликта к институциональному партнерству, придает особую значимость собственному участию в Совете мира, так как способна предложить миру не теоретическую модель, а проверенный практикой подход, сочетающий твердую политическую волю с готовностью к прагматичному диалогу.
Главное - личное участие Президента Ильхама Алиева в первом заседании стран-членов Совета мира - закономерное признание продуманной внешней политики и наступательной дипломатии, демонстрирующей, что мирная повестка - не тактический компромисс, а стратегическая цель лидерства государства в межрегиональном развитии. Глава государства готов поделиться успешным опытом со всеми желающими и вносить весомый вклад в формирование более устойчивого и безопасного миропорядка.