Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Руководящая деятельность Гейдара Алиева достойна эпоса
В частности, высокопоставленный московский гость, отмечая явные преимущества Гейдара Алиева, подчеркнул его кадровую зрелость в сочетании с молодостью, политическую грамотность, наличие недюжинных организаторских способностей, энергичность, умение работать с людьми, требовательность к себе и другим.
Возглавлявший до этого парторганизацию республики десять лет Вели Ахундов также сказал замечательные слова: «Гейдар Алиев будет достойным руководителем, так как достаточно образован, всесторонне подготовлен, обладает высоким интеллектом, занимает верную кадровую позицию, потому что является объективным, честным и достойным человеком. Дзержинский говорил, что у чекиста должны быть горячее сердце, ясный разум и чистые руки. Все эти качества присущи Гейдару Алиеву, и я уверен, что он будет использовать их и достойно продолжит прекрасные традиции республики».
Однако за блестящей характеристикой скрывался целый пласт глубоких смыслов исторического выбора народа, которому в течение десятилетий только предстояло сформироваться в качестве нации, пройдя через горнило испытаний. Именно Гейдар Алиев за время работы в карательных по сути органах госбезопасности защитил многих глубоко преданных Родине людей от репрессий по сфальсифицированным обвинениям безродных большевиков, спас их от ссылки и смерти, не позволил преследовать и изолировать от общества представителей интеллигенции, ведущих работу в сфере национального возрождения народа. Более того, республика нуждалась в серьезных переменах, но бурные овации уважаемых делегатов и народных депутатов не позволяли проявлять каких бы то ни было инициатив, решительно нацеленных на ускорение социально-экономического развития и дальнейший рост благосостояния населения.
Азербайджан той поры и особенно его периферия намного отставали от славянских союзных образований по всем основным показателям устойчивости - это касалось и сельского хозяйства с низким уровнем мелиорации и механизации, сказывавшимся на урожайности и развитии средних и малых городов, так как большинство крупных предприятий строились в Баку, Гяндже и Сумгайыте, что препятствовало процессу пропорциональной урбанизации. С другой стороны, в республике широко распространились коррупция и теневая экономика, ослабло внимание к соблюдению законности и культурному строительству, а потому и морально-психологический климат был направлен в нездоровое русло. Разумеется, для изменения крайне тяжелой и сложной ситуации был необходим сильный и умелый организатор, отважный лидер, обладающий аналитическим мышлением и четко представляющий тактическую последовательность шагов, ведущих к стратегическим преобразованиям.
Мало кому могло прийти в голову в самый разгар безбожного «строительства коммунизма», что лидер социалистической республики питает огромное почтение к мировым религиям, придерживаясь духовных ценностей ислама. Это для нас с высоты прожитых лет, с учетом анализа его озвученных мыслей и идей, очевидно, что великий сын азербайджанского народа и выдающийся государственный деятель, достигший самых высоких ступеней политической власти и посвятивший свою жизнь процветанию родной страны, был не только глубоко осведомлен об истории религии и ее постулатах, опирающихся на общечеловеческие ценности и мировую духовность, но и сделал немало для утверждения фундаментальных постулатов в общественном сознании. Гейдар Алиев, неоднократно со знанием дела ссылаясь на аяты священного Корана, неизменно отмечал факт отвержения исламом любых форм зла, насилия и несправедливости, и это была достойная отповедь тем, кто до сих пор пытается обвинять мусульман в радикальном фундаментализме, терроре и экстремизме. Более того, это он сразу после возвращения во власть в июне 1993 года инициировал реставрацию мечетей, православных церквей и еврейских синагог, а также строительство католического костела, где мессу отслужил сам папа римский.
Общенациональный лидер, обладавший недюжинной кипучей энергией, уже в августе 1969 года, буквально через месяц после избрания лидером парторганизации, провел внеочередной пленум ЦК, где выступил с поистине неожиданным революционным докладом, впервые в истории советской власти заявив о существовании в обществе указанных негативных явлений и о необходимости борьбы с ними, как в центре, так и на местах, призвав все организации к укреплению государственной и трудовой дисциплины, оздоровлению морально-психологического климата. И никто тогда не смел даже и предположить, что целенаправленные меры по усовершенствованию системы государственного управления, созданию строгого порядка и дисциплины, осуществлению кадровых изменений, оздоровлению делового климата были направлены на создание предпосылок устойчивого существования независимого государства.
Вот конкретные цифры воистину революционного рывка во всех жизненных сферах республики. Если за предыдущие 50 лет (1920-1970 гг.) советской власти в экономику были вложены в целом 14 млрд деноминированных рублей, то за время первого правления общенационального лидера (1970-1982 гг.) сумма прямых инвестиций выросла десятикратно в годовом исчислении. А это значит, что если в 1969 году в республике были 73 промышленных объекта, то в 1982-и эта цифра достигла… 1050. Более того, если раньше производство было ориентировано исключительно (нефть не в счет) на внутренний спрос, за счет введенных в эксплуатацию сотен заводов, в том числе, бытовых кондиционеров им.лейтенанта Шмидта, НПО «Озон», заводов ЭВМ, глубоководных оснований, компрессорного завода, фабрики верхнего трикотажа, Гянджинского завода по переработке цветных металлов, Нахчыванского стеклотарного завода, Али-Байрамлинского завода бытовых приборов, Шекинского шелкопрядильного комбината и многих других детищ Гейдара Алиева, намного вырос экспортный потенциал Азербайджана. Иными словами, промышленная и сельскохозяйственная продукция 350 наименований, выпускаемая в те годы, была востребована в 65 странах мира.
Реализация упомянутых мер привела к тому, что за небольшой по историческим меркам период времени ВВП республики вырос почти втрое, с пропорциональным ростом производительности труда и потребительских услуг. Таким образом, Азербайджан вошел в тройку лидеров, став передовой аграрно-промышленной державой, не только обеспечивающей себя, но и являющейся донором центрального бюджета. Кстати, именно этот потенциал, в частности, нефтегазоперерабатывающие, машиностроительные и прочие ведущие предприятия, в дальнейшем стали базовыми для реконструкции национальной экономики в первые годы государственной независимости.
Вопреки всем нормам, господствующим в советской и партийной жизни, требованиям идеологии марксизма-ленинизма, Гейдар Алиев умел выходить за рамки стандартных стереотипов, вносить новшества, формально не нарушая правил существующей системы. Такой стиль управления был неведом кондовым мозгам сидельцев в Кремле и на Старой площади, что позволяло азербайджанцам вариться в плавильном котле единого советского народа, но вместе с тем обретать новую суть, переосмысливая и переоценивая разнообразие и многосторонность родного языка и литературы, истории, богатой национальной культуры. Именно поэтому первый период руководства Гейдаром Алиевым республикой нужно воспринимать как начало нового этапа в пробуждении национального самосознания.
Видевший в любом вызове распахнутые двери возможностей гений глобальной геостратегии именно в непростой советский период идеологической мнительности использовал наиболее действенные средства для реализации своей концепции национально-духовного возрождения в русле практической политики. В качестве одного из таких эффективных способов можно указать пропаганду жизни и творчества выдающихся исторических личностей - практически про всех гениев нации сняты художественные фильмы, регулярно проводились их юбилеи, в полном объеме изданы их произведения, созданы дома-музеи. Это позволяло выявлять и систематизировать их наиболее важные концептуальные мнения, связанные с судьбоносными проблемами народа, его прошлым и будущим, что в конечном счете послужило укреплению национального мышления, формированию мировоззрения подрастающего поколения.
Интересно, что до Гейдара Алиева тоже несколько азербайджанцев руководили республикой, были среди них и представители академических кругов, однако никто не задумывался над тем, чтобы открыть музеи в домах, где жили Джалил Мамедгулузаде, Мамед Саид Ордубади, Узеир Гаджибейли, Муслим Магомаев (дед и тезка знаменитого певца), Джафар Джаббарлы, Самед Вургун, Юсиф Мамедалиев и другие великие деятели науки и культуры. Можно найти немало частично правильных ответов на вопрос, почему раньше никому из «хозяев» не приходило на ум столь простое решение, но самый верный ответ - миссия великих людей пишется в небесной администрации, и только общенациональному лидеру была открыта великая цель повлиять через творчество гениев на укрепление и фиксацию национального сознания, исторической памяти и духовного мира азербайджанцев, не позволить угаснуть их чувству преданности государственности, независимо от места проживания.
Возьмем хрестоматийный пример, связанный с поиском могилы репрессированного и расстрелянного в Архангельской области великого поэта тюркского мира Гусейна Джавида - для Политбюро ЦК КПСС он был «националистом» и «пантюркистом», и этот ярлык с него никто не снимал, хотя произведения его уже печатались, а драмы ставились в театрах. И Гейдар Алиев принял единственно правильное решение - вначале открыл в отдаленном от Баку Нахчыване его дом-музей, а после того, как существование гения стало легитимным, его останки были перевезены туда же, а над ними возведен достойнейший мавзолей, не хуже, чем святилища Низами в Гяндже и Вагифа в Шуше.
Одним из главных вопросов, которому общенациональный лидер уделял внимание в тот период, была подготовка высококвалифицированных кадров. Так вот, до 1970 года из республики в ведущие советские вузы отправляли по разнарядке 50 студентов в год, причем большинство были представителями других народов, лишь малая часть которых после окончания университетов возвращалась назад. Гейдар Алиев, взяв проблему под личный контроль, поручив помощникам проследить, чтобы число молодежи, направляемой конкретно в вузы Москвы, Ленинграда, Киева и Минска, ежегодно росло, причем большинство составляла титульная нация. В результате в 1975 году в различные города СССР были направлены 400 студентов, а три года спустя и эта цифра была превзойдена вдвое, причем двери для нас распахнули вузы более чем 50 крупных советских городов. Многие выпускники тех лет помнят, как общенациональный лидер ежегодно в конце августа проводил встречи с ними, при непременном участии партактива республики, выступал с докладами, особо подчеркивая роль образованных соотечественников в развитии будущих достижений. Не оставалась в стороне и местная сеть - за годы правления Гейдара Алиева были открыты пять новых вузов и десятки, в том числе, индустриальных техникумов во всех крупных городах.
Особое внимание уделялось общенациональным лидером развитию военного образования, и только два десятилетия спустя мы начали осознавать важность подготовки высококвалифицированных офицеров, когда во время первой фазы карабахского конфликта ощутили преимущество врага, помноженное на однозначную поддержку Москвы и ряда прочих европейских столиц.
Помнится, в самом начале 1970-х годов трудно было найти офицера-азербайджанца, чтобы отправить его в районы республики хотя бы на должность военного комиссара, на всем постсоветском пространстве не было ни одного генерала из наших соотечественников. Гейдар Алиев прилюдно возмущался столь вопиющей несправедливостью: «Как получается, что во времена царской России мусульман не призывали в армию, но даже в то время в ней служили такие прославленные генералы, как Алиага Шихлинский и Самедбек Мехмандаров. Почему сейчас другие нации имеют даже маршалов, а у нас нет генералов?»
И он деликатно и последовательно решил эту проблему, причем в расчете на дальнюю перспективу, - с подачи Гейдара Алиева было составлено письмо, с сетованием на плохое знание призывниками и абитуриентами военных вузов русского языка. Так была создана специальная школа-интернат с военным уклоном, причем большинство поступающих были азербайджанцы, - обучившись четыре года, они получали среднее образование, проходили военную подготовку, усваивали русский язык, а затем успешно поступали в военные вузы. А училищу символически было присвоено имя генерала Джамшида Нахчыванского, который был репрессирован и расстрелян в 1937 году, - тем самым была подчеркнута национальная составляющая развития военного дела в Азербайджане.
В то время в Баку были созданы два профильных вуза, кроме того, к 1981 году общенациональный лидер добился того, чтобы в высшие военные училища страны направлялись свыше 800 молодых азербайджанцев. В те же годы впервые в истории начальником Бакинского общевойскового высшего командного училища был назначен азербайджанец - генерал Валех Баршадлы, командующим Каспийской военно-морской флотилией стал вице-адмирал Гамид Гасымбеков, а ракетными войсками Бакинского округа противовоздушной обороны начал командовать генерал-лейтенант Гусейн Расулбеков, его преемником стал генерал Тофик Агагусейнов, удостоенный впоследствии высшего воинского звания генерал-полковника.
Весь спектр успехов Азербайджана был ярким настолько, что республика с 1970 по 1983 год получила 11 Красных знамен лидера всесоюзного соцсоревнования, а сам Гейдар Алиев в конце 1982 года был избран членом Политбюро ЦК КПСС и назначен первым зампредседателя Совета Министров СССР - куратором более чем 60 отраслей - от культуры до строительства и транспорта, где он также близко к сердцу воспринимал развитие своей Родины. В это время перед Госпланом СССР он поставил ребром вопрос о финансировании открытия месторождений «Чираг» и «Азери», введения в эксплуатацию завода глубоководных оснований - нынешнее поколение вряд ли увяжет эти названия друг с другом, но ведь именно эти открытия позволили Президенту Гейдару Алиеву 20 сентября 1994 года заключить «Контракт века» с ведущими транснациональными нефтегазовыми компаниями, заложивший основу поступательного развития государства и нации в целом.
Личность общенационального лидера настолько эпична, что даже многотомным произведением невозможно охватить и даже высветить все ее грани, не говоря уже о глубоком анализе всех аспектов его деятельности. Остается констатировать, что в 1969-1982 годах Гейдару Алиеву удалось через возрождение национальной культуры, науки и литературы, укрепление экономики и военно-патриотических традиций заложить надежный фундамент для восстановления государственной независимости, плоды которого пожинают и будут пожинать многие поколения граждан суверенного Азербайджана, сохраняя и приумножая богатое наследие великого Гейдара Алиева.