Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Баку выступает за содержательные переговоры, а Иреван играет на противоречиях ЕС и России
МИД РФ, не дождавшись итогов брюссельской встречи Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева с президентом Совета Европейского Союза Шарлем Мишелем и премьер-министром Республики Армения Николом Пашиняном, в спешном порядке выступил с заявлением, которое вызвало неоднозначную реакцию Баку.
В заявлении МИД АР по этому поводу говорится о недопустимости того, чтобы МИД РФ интерпретировал и обуславливал территориальную целостность и суверенитет Азербайджанской Республики в контексте того факта, что Армения, оккупировавшая наши территории почти 30 лет, признает Карабах частью Азербайджана.
Позднее на встрече с новоназначенным послом России по случаю вручения копии верительных грамот глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов обратил внимание дипломата на то, что утверждение в заявлении российского МИД о том, что функционирование Лачинского погранперехода якобы привело к «напряженной гуманитарной ситуации» в регионе, искажает реальность. Министр напомнил о фактах использования Лачинской дороги для незаконной деятельности, перевозки военной техники и мин из Армении на территорию Азербайджана в течение длительного периода времени вопреки трехстороннему заявлению, стороной которого является и Россия. Создание Лачинского погранперехода является суверенным правом Азербайджана и направлено на предотвращение противоправных действий, обеспечение прозрачности, подчеркнул министр.
Относительно вопроса «прав и безопасности» армянских жителей, упомянутого МИД РФ, министр пояснил, что этот вопрос будет решаться в рамках национального законодательства Азербайджа
на, и с этой целью был инициирован диалог с армянскими жителями.
Свою оценку прошедшим в Брюсселе переговорам, позиции Запада и России в отношении переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» изложил известный российский политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
- Как в целом вы оцениваете прошедшую в Брюсселе встречу? Стала ли она прорывной, удалось ли сторонам добиться прогресса в переговорах?
- Хотя встречу в Брюсселе нельзя назвать прорывной, но несколько шагов вперед по разным направлениям предприняты. Во-первых, стороны в очередной раз подтвердили территориальную целостность друг друга с точным указанием площади территории обеих республик. Для Азербайджана это важно тем, что Карабах признается исконно азербайджанской территорией. Во-вторых, стороны подтвердили готовность продолжать диалог. В-третьих, Баку и Иреван подтвердили возможность разблокировки транспортных коммуникаций.
Важным шагом вперед на этих переговорах стало также заверение со стороны ЕС в том, что он готов играть более активную роль в разблокировке транспортных коридоров, и Евросоюз даже готов частично профинансировать строительство транспортных коммуникаций. Кроме этого ЕС хотел бы участвовать в обеспечении безопасности и администрировании этих транспортных коридоров, в первую очередь, конечно же, Зангезурского. Разумеется, такое усиление ЕС вызвало жесткую реакцию российской стороны и в заявлении МИД РФ было специально отмечено о недопустимости участия третьих стран в реализации договоренности, достигнутой Азербайджаном и Арменией при посредничестве России на переговорах в Сочи.
- Насколько реально заявление ЕС оказать реальную помощь сторонам в строительстве железной дороги и разблокировании транспортных путей?
- ЕС действительно может оказать реальную помощь благодаря наличию крупных финансовых средств. Тем более что Азербайджан и Армения не такие большие страны и для них помощь ЕС не была бы лишней. В большей степени это касается Армении, которая намного беднее Азербайджана, и без европейской помощи армянам будет очень сложно построить свою часть Зангезурского коридора.
Что касается помощи в разблокировке транспортных коммуникаций, то тут роль ЕС не так велика. В этом вопросе Баку и Иреван должны прийти к согласию в вопросе функционирования Зангезурского коридора, и вот тут между сторонами имеются существенные противоречия. Суть этого противоречия заключается в том, что Армения хотела бы полностью сохранить свой суверенный контроль над коридором, в то время как Азербайджан предлагает, чтобы Зангезурский коридор работал в некотором смысле по экстерриториальному принципу. То есть, Баку и Анкара хотели бы, чтобы грузы и люди, проходящие по этому коридору, не зависели от прихотей Иревана и провокаций, как со стороны властей, так и неформальных националистических полувоенных организаций. В настоящее время между этими двумя подходами существует дистанция большого размера. И пока трудно представить то, как ЕС может помочь преодолеть эту дистанцию.
Возможный компромисс между сторонами может быть достигнут в случае выхода за рамки этой замкнутой системы, состоящей только из двух подходов, вовлечения каких-то других факторов. В частности, уступка одной из сторон в вопросе Зангезурского коридора может быть компенсирована уступкой другой стороны в ином вопросе.
- Стоит ли ожидать жесткой конкуренции между Россией и ЕС, учитывая, что Москва также плотно занимается вопросом разблокировки траспортных путей и по этому вопросу сформирована специальная комиссия в составе вице-премьеров трех стран?
- Безусловно, жесткая конкуренция между Россией и ЕС в вопросе разблокировки транспортных артерий и в целом в модерации армяно-азербайджанского диалога обязательно будет. К тому же недавняя активизация США и ЕС на переговорном треке нацелена на выдавливание России из этого процесса. Как известно, на протяжении многих лет и даже десятилетий американцам и европейцам было абсолютно наплевать на то, что происходило между Азербайджаном и Арменией. В итоге США и ЕС в рамках МГ ОБСЕ просто саботировали миротворческий процесс. Но как только Москва добилась определенных успехов на стезе миротворчества, Вашингтон и Брюссель одновременно вступили в конфликт с Россией, внезапно озаботившись тем, что происходит между Азербайджаном и Арменией. С точки зрения Москвы ни США, ни ЕС не нужен мир на Южном Кавказе. Им в первую очередь необходимо вытолкнуть из региона Россию. После чего самим залезть в регион, а позднее, используя свое влияние поставить Баку и Иреван в полную зависимость от себя.
- В последнее время мы видим, что переговорный процесс в основном проходит на западных площадках - на территории ЕС и США. Шарль Мишель уже анонсировал новые встречи, которые также пройдут совсем скоро. Означает ли это, что Россия утратила инициативу в переговорном процессе и ею полностью завладел Запад?
- США и ЕС действительно резко усилили свою активность на переговорном треке. Однако, как я уже отметил, главная их цель заключается не в достижении мира между Азербайджаном и Арменией, а в выдавливании России из переговорного процесса. Поэтому конкуренция между этими силами, Западом в лице США и ЕС с одной стороны и Россией - с другой, носит базовый характер. Потому конкуренция будет довольно жесткой и чем она завершится, пока не совсем ясно.
Баку и Иреван пока что выступают за использование всех имеющихся переговорных площадок. При этом для азербайджанской стороны главное - содержательное продвижение в переговорном процессе, а потому совершенно не имеет значение то, где будет подписано мирное соглашение. К сожалению, Армения придерживается иной позиции. Она пытается стравить Россию и ЕС в первую очередь, чтобы привлечь Евросоюз на свою сторону, так как решающее влияние на формирование внешнеполитической позиции ЕС оказывает Франция. Будучи проармянской, антиазербайджанской, антитурецкой, антиисламской страной, Франция в большей степени формирует политику ЕС, и потому политика Евросоюза в перспективе неизбежно будет отличаться своей проармянскостью. Но при этом Брюссель всячески желает навязать себя Баку как независимого модератора.
Что касается Армении, то она с одной стороны пытается затащить в регион ЕС, а с другой - шантажирует ею Россию. Тем самым, Иреван пытается заставить Москву занять более проармянскую позицию. И, надо сказать, отчасти это удается Пашиняну. Характерно, что Россия долгое время никак не высказывалась по поводу пограничного контрольно-пропускного пункта (ПКПП) на Лачинской дороге и занимала относительно нейтральную позицию. В то время как США и ЕС высказывались в поддержку Армении и требовали от Азербайджана ликвидировать этот ПКПП, а также несправедливо обвиняли Баку в создании гуманитарного кризиса в Карабахском регионе.
Но сейчас, когда возникла реальная угроза интересам России, когда Брюссель может занять ее место в модерации сферы безопасности и управлении Зангезурским коридором, Москва заняла проармянскую позицию в вопросе ПКПП «Лачин». Таким образом, Москва в этом вопросе фактически солидаризовалась с позицией Брюсселя и Вашингтона. Налицо действие армянской стратегии, реализуемой с помощью различного рода интриг.
Заявлением своего МИД Россия как раз и пытается сохранить свою переговорную площадку. Ведь если Армения будет и далее демонстрировать свой явный приоритет по отношению к Брюсселю, тогда действительно роль главной переговорной площадки перейдет к ЕС. Тем более что именно на переговорной площадке ЕС Иреван впервые заявил о признании территориальной целостности Азербайджана и точной площади обеих стран. Фактически Иреван тем самым и обозначил ЕС как главную переговорную площадку.
- Незаконные армянские вооруженные формирования на территории Азербайджанской Республики, где временно дислоцируется российский миротворческий контингент, применяют радиопомехи против спутниковых навигационных GPS систем пассажирских самолетов местных и иностранных авиакомпаний, совершающих полеты через воздушное пространство Азербайджана по маршрутам Зангилан-Физули и Физули-Баку. Чего хотят добиться своими действиями армяне?
- Когда армянские военные применяют радиоэлектронные средства борьбы, то они прежде всего борются против боевых дронов Азербайджана. Также они занимаются разведкой на азербайджанской территории. Но при этом они оказывают опасное воздействие на навигацию гражданской авиации, включая как самолеты иностранных авиакомпаний, пролетающие над Азербайджаном, так и азербайджанские самолеты, летающие в Физули и Зангилан из других городов, прежде всего из Баку. Они не учитывают того, что своим поведением принуждают Баку применить военную силу с целью предотвратить дальнейшее негативное воздействие армян на гражданские авиационные объекты.