Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Пашинян в роли Ван Дамма

Позиция
10 Август 2023
10:10
2824
Пашинян в роли Ван Дамма

Армения растянулась в шпагате между Россией и Западом, пытаясь найти спонсоров

После установки нашими пограничниками пограничного контрольно-пропускного пункта (ПКПП) «Лачин» армянская сторона неоднократно выступала против этого, заявляя о некой «блокаде» карабахских армян, что якобы привело к гуманитарной катастрофе в той части Карабахского региона, где компактно проживают армяне. 

В последние дни сепаратисты стали уже открыто угрожать Азербайджану. Все началось с интервью СМИ уездного предводителя команчей, вождя карабахских сепаратистов Араика Арутюняна, который заявил, что не собирается отступать и соглашаться с требованиями Баку. 
Вслед ему выступил некий Саргис Погосян, называющий себя командиром вооруженного формирования под названием «Крестоносцы». Его заявление было более жестким и фактически содержало в себе угрозу, что если «дорога в Карабах не будет открыта и население не будет обеспечено продовольствием, мы откроем дорогу силой».
Об угрозах сепаратистов Карабаха, ситуации вокруг переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией и многом другом мы беседуем с отечественным экспертом Тофиком Зульфугаровым. 

- Следует ли теперь, после угрозы карабахских сепаратистов, ожидать вооруженной провокации в отношении Лачинского ПКПП?
- Сразу хочу отметить, что представленные в зоне ответственности российских миротворцев в Карабахском регионе различные «деятели» вовсе не сепаратисты, так как получают зарплату в Армении и являются по сути госслужащими этой страны. То есть все эти действия скоординированы и управляются из Иревана. Смысл их заключается в том, что эти силы, в том числе и находящаяся у власти в Армении кучка людей, хотят продолжить политику попыток аннексии территории Азербайджана. 

Они прекрасно понимают, что пограничный и таможенный контроль, установленный на Лачинской дороге для выполнения азербайджанских законов, создает большие проблемы для претворения в жизнь их вышеуказанных планов. Поэтому пытаются такими действиями, как имитация гуманитарного кризиса и т.д., оказать давление на официальный Баку. Однако Лачинский ПКПП открыт и действует для осуществления гуманитарных целей. Что касается поставок различных грузов, в том числе и продовольствия, то азербайджанская сторона для этого определила дорогу через Агдам. Причем все сделано в соответствии с нашими суверенными правами. Таким образом, и речи не может идти о гуманитарной катастрофе. 
Полагаю, что уже сегодня силы, спланировавшие это театральное представление с целью оказания давления на Азербайджан, сами прекрасно понимают, что ничего не смогут добиться. Поэтому сейчас выдвигаются уже какие-то контрдоводы об освобождении неких военных преступников и т.п. Вероятно, уже в течение ближайших дней этот вопрос разрешится и армянская сторона осознает, что ее попытки давления на Баку бесперспективны.
- Но если армяне действительно пойдут на очередную провокацию против Азербайджана, будет ли это означать, что они не захотели услышать и понять недавнее послание Президента Ильхама Алиева, адресованное в том числе и карабахским армянам?
- В первую очередь мы должны понять, что голосов того армянского населения, которое проживает сейчас в Карабахском регионе, мы не услышим, потому что они, по сути, взяты в заложники военной хунтой, находящейся в Карабахе как недобитые остатки оккупационного режима Армении. Понятно, что люди, получающие зарплату из бюджета соседней страны, будут препятствовать любым попыткам реализации планов Азербайджана в контексте реинтеграции армянского населения Карабахского региона в азербайджанское политическое и правовое поле. Никаких других действий от них никто и не ожидал. 
Основная проблема заключается в другом. Существуют определенные силы, группы людей (об этом имеются соответствующие сигналы - Т.З.) на территории, находящейся под временным контролем российских миротворцев, которые хотят интеграции, но в условиях тотального террора - политического и даже физического - их голоса не удается услышать. 
Официальный Баку в этом плане демонстрирует политическое терпение, всячески показывая, что готов продолжить свою политику реинтеграции. А все эти проекты, начиная с плана Варданяна, сидячих и лежачих голодовок и пр., - не более чем имитация деятельности, направленной на продолжение попыток аннексии территории Азербайджана в новых условиях.        
- В настоящее время ведется работа по организации в Евлахе встречи между представителями правительства Азербайджана и армянского меньшинства, проживающего в Карабахском регионе Азербайджана. Каковы перспективы таких встреч, принимая во внимание, что до сих пор состоялась всего одна?
- Мы должны четко понимать, что те люди, которые пытаются презентовать себя в качестве представителей армянского населения Карабахского региона, не обладают мандатом от этого населения. Опять же повторюсь, эти люди получают зарплату из госбюджета Республики Армения. Азербайджанская сторона рассматривает эти контакты лишь как техническую коммуникацию, и единственная возможная классификация этих людей - претенденты на азербайджанское гражданство. Исходя из этого постулата, Баку и поддерживает эти коммуникации, чтобы сгладить весь процесс реинтеграции, сделать его безболезненным, и чтобы как можно большее число армян, проживающих в зоне ответственности российских миротворцев, имели возможность сделать выбор, о котором говорил Президент Ильхам Алиев: «Армяне, проживающие в Карабахе, должны либо принять азербайджанское гражданство, либо найти другое место жительства». Так как для пребывания иностранных граждан на территории Азербайджана существует соответствующее законодательство и никто ничего менять в угоду карабахским армянам не будет.       
- Недавно Пашинян высказался за замену российских миротворцев на территории Азербайджана международной миссией. Чего добивается армянский премьер-министр подобными провокационными заявлениями? 
- Политика премьера Пашиняна сравнима со знаменитым шпагатом, который делает Ван Дамм. Получается, что Армения, возглавляемая нынешним правящим режимом, постоянно находится в процессе исполнения этого шпагата. Эта страна на протяжении всей новейшей истории обеспечивала свою безопасность и аннексионистскую политику против Азербайджана за счет того потенциала, который был предоставлен ей со стороны России. На каком-то этапе Москва начала терять интерес к Иревану, и как следствие, если ранее Армению характеризовали в качестве форпоста России на Южном Кавказе, то стали называть чемоданом без ручки. 
Соответственно, сейчас Иреван для продолжения своей аннексионистской политики ищет новых спонсоров. Более того, армянскому руководству кажется, что кто-то на Западе действительно будет спонсировать их аннексионистскую политику. Поэтому Армения и растянулась в шпагате между Россией и Западом. Как следствие, постоянные метания Иревана то в сторону Запада, то в сторону Востока. К примеру, в мае этого года по окончании очередного раунда переговоров министров иностранных дел в Вашингтоне Пашинян срочно отправился в Россию, где во всеуслышание заявил, что их устраивает российское предложение и они готовы над ним работать. Но не прошло и двух месяцев, а армянский премьер уже говорит обратное. Уверен, что мы еще не раз увидим, как этот «политический деятель» будет метаться между Россией и Западом. Собственно, не столько мечется сам Пашинян, сколько армянская политическая элита, мечтающая за счет потенциала других стран реализовать свои бредовые идеи о «великой Армении» от моря до моря. То, что эта попытка обречена на провал, ясно сегодня всем, только не армянам, которые не хотят возвращаться в реальность.        
- Пашинян недавно заявил, что переговорная активность России в рамках армяно-азербайджанского процесса «снизилась в связи с событиями в Украине». В частности, он отметил, что в последнее время встречи на западных площадках превалируют. Прав ли Пашинян, учитывая, что буквально недавно прошла встреча глав МИД в Москве и до конца года ожидается еще и встреча глав государств?
- Мне кажется, что Пашинян говорит не о политической активности, а о том, на какой переговорной площадке будут больше, как ему кажется, удовлетворяться интересы Армении. Как только та или иная площадка, будь то Вашингтон, Брюссель или Москва, приближается к конкретике, мы видим истеричные попытки Пашиняна изменить формат и выбрать другую столицу. Таким образом, шпагат Ван Дамма может создать только иллюзии метания. На самом же деле у Иревана и выбора-то, собственно, нет, кроме как отказаться от своей аннексионистской политики.   
- Какой из переговорных треков, на ваш взгляд, в настоящее время более активный и успешный: европейский, американский или российский?
- Мы знаем позицию официального Баку, согласно которой ему, по сути, одинаково близок или одинаково далек каждый из перечисленных вами переговорных треков. Все зависит от того, насколько на том или ином треке обеспечиваются те или иные принципиальные вопросы, которые находятся на повестке дня Азербайджана. Прежде всего это вопрос границ. Понятное дело, что после того, как Армения де-факто отказалась от границ 1991 года по известной причине и выдвигает свою версию границы в соответствии с картами 1975 года, то и Азербайджан в этих условиях может выдвинуть свою версию разграничения двух стран в соответствии с административным делением, принятым в 1920 году в период оккупации большевиками Южного Кавказа. В то время, как известно, нелегитимный партийный, оккупационный орган - Кавбюро приняло решение о передачи части территории Азербайджана Армении. Почему бы нам не воспользоваться тем, что Армения сама денонсировала свою границу от 1991 года, которую все постсоветские страны взяли за основу? Если Иреван сам отказывается от прежней границы, то границу требуется определять сейчас в постконфликтный период - необходимо сформулировать новые принципы определения границы. Армения предложила в качестве принципа карту 1975 года, мы в ответ можем предложить свой принцип - карту 1920 года. И это ни в коей мере не будет территориальной претензией к Армении, потому что раз нет границы, то она должна быть определена, так как территориальная целостность соседних государств определяется соответствующими соглашениями между ними. Над этим и идет основная работа в рамках нынешнего переговорного процесса. Затем будут решены и другие вопросы: коммуникации, компенсация за оккупацию наших земель и т.д.        
- Какова ваша оценка идущего сейчас переговорного процесса, учитывая то, как его охарактеризовал министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов: «Результаты переговоров уступают динамике»?
- Полагаю, что министр прав. Ответ на вопрос о том, насколько успешен или не успешен переговорный процесс, зависит от того, насколько стороны желают продвижения вперед, прогресса на переговорах. Мы неоднократно имели возможность наблюдать, что как только начинаются субстантивные обсуждения каких-то реальных вопросов, Армения сразу же ударяется в какие-то провокации. К примеру, провокации с Лачинским ПКПП. Но есть же дорога, используйте ту дорогу, которую мы предоставили. Вы же не предоставили нам дорогу в Нахчыван. 
Другой момент: Азербайджан проявил свой гуманизм и готов дать карабахским армянам свое гражданство, но со стороны Армении мы не видим ни одного заявления о готовности предоставить свое гражданство аналогичному количеству людей из Азербайджана - беженцам из Армении. То есть мы видим, что армянская сторона всякий раз хочет поставить во главу угла некие свои инерционные хотелки, оставшиеся с 90-х годов, а может даже с 1920 года. В этом контексте я не уверен, что армянская сторона готова к миру. Наоборот, у меня создается впечатление, что они тянут время, как они это делали на протяжении почти 30 лет.   

Экономика
Новости