Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Ильхам Шабан: Мы не смогли наладить производство и экспорт качественных бензина и дизеля
В рамках усиления давления на Россию недавно Совет Евросоюза согласовал и ввел потолок цен на российские нефтепродукты, поставляемые в третьи страны.
Ранее ЕС принял решение о запрете на импорт в страны Старого Света российской сырой нефти и нефтепродуктов. А начиная с 5 февраля европейские компании могут транспортировать и оказывать другие услуги, связанные с экспортом нефтепродуктов из России в третьи страны, при условии, что цена находится на уровне или ниже потолка. Более того, западным финансовым институтам также запрещено страховать такие перевозки, если их осуществляют независимые операторы.
При этом потолок цен делится на две категории: для нефтепродуктов, продаваемых ниже цены на сырую нефть, с ценовым пределом в $45, и для нефтепродуктов, продаваемых выше цены на сырую нефть, в размере $100. К нефтепродуктам, подпадающим под действие решения, относятся бензин, дизельное топливо, авиационное топливо, моторное масло. Услуги, подпадающие под действие решения, включают, например, техническую помощь, посреднические услуги, финансирование и финансовую помощь.
Тут следует отметить, что помимо сырой нефти одной из главных статей экспорта РФ были нефтепродукты: автомобильный бензин, дизельное топливо, авиакеросин, топочный мазут, сжиженные бутан и пропан, а также различные масла - всего около 130 млн тонн в 2022 году. Традиционно примерно половина российского экспорта нефтепродуктов приходилась на Европу. В частности, только дизельного топлива европейские страны импортировали свыше 30 млн тонн. В целом, российское дизельное топливо составляло половину европейского импорта этого вида нефтепродуктов, а также обеспечивало 10% внутреннего потребления дизеля европейскими странами. Теперь, после введенных санкций, Европа лишится российских нефтепродуктов, в том числе 600 тыс. баррелей (около 95 тыс. тонн) дизельного топлива ежесуточно. Все эти объемы европейцам придется возмещать из других источников или же банально сокращать потребление нефтепродуктов, как Европа уже поступила ранее с газом, резко сократив его потребление в 2022 году.
О том, сможет ли Азербайджан хотя бы частично заменить Россию по поставкам нефтепродуктов в европейские страны, в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал отечественный эксперт в сфере энергетики, руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан:
- Конечно, Азербайджан мог бы занять освободившуюся нишу на рынке нефтепродуктов Европы, если бы соответствующая отечественная продукция отвечала высоким экологическим требованиям ЕС, принятым еще в 2005 году. И это несмотря на то, что нефтепереработка в Азербайджане имеет долгую историю. Первый нефтеперерабатывающий завод заработал у нас еще в царские времена и успешно дожил до обретения Азербайджаном независимости, когда стал называться «Азернефтяг». В советские времена (в 1953 г.) у нас был создан Ново-Бакинский НПЗ, поменявший после независимости свое название на «Азернефтянаджаг». В 2004-м он был переименован в Бакинский НПЗ им.
Гейдара Алиева, а в 2014 году этот завод и «Азернефтяг» объединили. И хотя юридически завод «Азернефтяг» не существует, фактически он действует. Там в основном происходит первичная обработка нефти.
Что касается НПЗ им. Гейдара Алиева, то ему в этом году исполняется 70 лет. За все время своего существования он всего лишь однажды прошел глубокую модернизацию (в 1981 г.), после чего стал выпускать более качественный (по советским меркам) бензин.
Еще в 2008 году предполагалось демонтировать этот завод и построить новый в Гарадагском районе и тем самым вывести грязное производство, находящееся фактически в центре столицы, за пределы мегаполиса. Соответственно, к 2015 году должны были построить новый НПЗ. К примеру, НПЗ STAR в Турции был построен за 40 месяцев. К сожалению, из-за ошибок и недальновидности некоторых наших чиновников проект не был реализован. Дело в том, что как раз к тому времени - в 2014-2015 годах мировые цены на нефть резко упали, соответственно, упали доходы всех нефтедобывающих стран, в том числе и Азербайджана, и чиновники решили экономить на расходах. Хотя существует закономерность, заключающаяся в том, что цены на нефтепродукты падают меньше, чем на сырую нефть. Так, если цена на нефть падает на 50%, то на нефтепродукты - всего на 10%. Более того, цены на нефть не являются константой, то есть они не бывают постоянно высокими или постоянно низкими. Это бесконечный цикл из падений и повышений. В нефтегазовых компаниях берут средние цены на нефть за год в промежутке трех-пяти лет и, исходя из этих средних цен, определяют планы на будущее.
Так, в 2015 году средняя экспортная цена на нефть была $54, в 2016-м - $42, а в 2022 году выросла до $101. Так что если бы Азербайджан реализовал вышеуказанный проект по строительству нового НПЗ, который вступил бы в строй в 2015 году, то за первую пятилетку его работы доходы Азербайджана только от экспорта нефтепродуктов составили бы около $8-9 млрд. При этом он покрыл бы все расходы на свое строительство. Если на строительство НПЗ STAR мощностью переработки 10 млн тонн нефти в год ушло $6,3 млрд, то завод в Гарадагском районе, построенный с нуля и мощностью не более 7 млн тонн нефти в год, обошелся бы не более $5 млрд. Таким образом, уже через несколько лет все расходы на его строительство окупились бы и Азербайджан получил бы дополнительный источник доходов.
Без этого НПЗ мы сталкиваемся с тем, что с 2014 года начали импортировать высокооктановый бензин, на что потратили свыше $1 млрд. Более того, в последние годы мы импортируем уже и низкооктановый бензин (АИ-92). Только в прошлом году на это было потрачено около $200 млн, плюс около 100 млн на импорт в прошлом году высокооктановых сортов бензина АИ-95 и АИ-98. И данный всплеск импорта вовсе не был связан с остановкой на ремонт НПЗ им.Гейдара Алиева в апреле-мае 2022 года. Следуя таможенной статистике, импорт осуществлялся не только в апреле-мае, но и в другие месяцы. Получается, что мощности имеющегося в Азербайджане НПЗ не могут обеспечивать внутренние потребности нашей страны в нефтепродуктах. В частности, с этой целью Азербайджан начал импортировать из России и Туркменистана бензин, который у нас продается как АИ-92. И практика показывает, что качество бензина на автозаправках в нашей стране в последнее время улучшилось. А все потому, что у нас происходит смешивание бензина собственного производства с импортируемым из России и Туркменистана. В результате получается бензин, примерно равный по своему качеству Евро-4.
Таким образом, мы просто упустили свой шанс на производство и экспорт качественных бензина и дизеля, а наши соседи по ту сторону моря - Казахстан и Туркменистан своим шансом умело воспользовались и модернизировали имеющиеся у них НПЗ. В итоге сейчас туркмены выпускают бензин стандартов Евро-4 и Евро-5 на НПЗ в Туркменбаши.
- В последние годы много было информации о том, что на НПЗ им.Гейдара Алиева также проводятся работы по модернизации…
- Постановление правительства Азербайджана о модернизации НПЗ им.Гейдара Алиева было издано в 2015 году и планировалось, что первый этап модернизации завершится в 2018 году. Позже этот срок передвинули на 2019 год, затем на 2021-й, потом на 2022-й. Кстати, планировалось, что уже в прошлом году наш НПЗ начнет производить дизель по стандарту Евро-5, но его производство перенесли на текущий год, при этом не уточнив, в каком именно месяце.
Что касается бензина, то начало его выпуска запланировано на 2024 год. Ну а полная модернизация завода по новому графику должна завершится к концу 2027 года. Таким образом, модернизация, начатая в 2015 году, завершится к 2028-му. Это даже по советским меркам небывалый долгострой и мы можем попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
При этом нельзя забывать, что при строгом соблюдении графика работ по модернизации к 2030 году НПЗ им.Гейдара Алиева выйдет на проектную мощность нефтепереработки. Как раз в это время в мире появятся первые страны, которые полностью откажутся от использования нефтепродуктов, в частности моторного топлива, необходимого для двигателей внутреннего сгорания. Соответственно, начнет сокращаться рынок потребления нефтепродуктов.
- Каково влияние действующего НПЗ на экологию столицы?
- К сожалению, судя по всему, этот завод еще 20-30 лет будет существовать и продолжать наносить ущерб экологии города Баку. В то время как еще в 2016 году мы присоединились к Парижскому соглашению по климату, призывающему к сокращению вредных выбросов в атмосферу. Однако если завод убрать, то в центре столицы освободилась бы большая площадь (порядка 160-170 га). Сотка земли в поселке «8-й км» стоит 150-200 тыс. манатов. Представьте теперь, какие это деньги! На этой территории можно было бы построить коммерческую недвижимость, как это сделали в Белом городе, разбить парк. Можно было бы «Диснейленд Кавказ» построить. То есть эту территорию можно было бы обустроить для проведения досуга жителей и гостей столицы, а также получить огромную прибыль от коммерческих структур, расположившихся там. А сейчас этих прибылей нет и только огромные суммы уходят на бесконечную модернизацию.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»