Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Дружба дружбой,а денежки врозь

Экономика
30 Ноябрь 2022
09:29
559
Дружба дружбой,а денежки врозь

Коммерческим вопросам по транзиту газа отводится важная роль

Потребность в азербайджанском газе в Европе, где на данный момент наблюдается острый энергетический кризис, стремительно растет. В этом году экспорт газа из Азербайджана составит примерно 22 млрд кубометров, более 50% которого будет поставлено в европейские страны.

Как сказал Президент Азербайджана Ильхам Алиев 25 ноября на международной конференции «Вдоль Среднего коридора: геополитика,  безопасность и экономика», после начала войны между Россией и Украиной были получены заявки от более чем 10 европейских стран с просьбой либо увеличить, либо начать поставки газа.  На данный момент поставки азербайджанского газа осуществляются по уже подписанным контрактам, в которых указаны конкретные объемы. Для того чтобы удовлетворить растущие потребности на рынке, необходимо увеличить добычу газа, что невозможно без новых соглашений.  

Азербайджан имеет большой потенциал для увеличения добычи газа с таких месторождений, как «Абшерон» «Умид», «Бабек», «Асиман», «Шафаг» и др. 

Для расширения географии поставок азербайджанского газа требуется строительство дополнительных трубопроводов, один из которых, интерконнектор Греция-Болгария (IGB), был сдан в эксплуатацию 1 октября 2022 года.

Благодаря запуску данной инфраструктуры оптовая цена на газ в Болгарии снизилась сразу на 34%. И это наглядный пример того, как поставки газа из Азербайджана, помимо удовлетворения потребностей, усиливают конкуренцию на рынке, тем самым способствуя снижению цен, что на данный момент так важно для европейского потребителя.

Интерконнектор между Болгарией и Сербией планируется запустить в 2023 году, что позволит Сербии получить доступ к азербайджанскому газу. Примечательно, что Сербия хочет подписать контракт с Азербайджаном, не дожидаясь готовности соответствующей инфраструктуры.  

Албания также в числе стран, которые заинтересованы в импорте азербайджанского газа, и на данный момент является транзитером для Трансадриатического трубопровода.  

В центре внимания находится и Ионическо-Адриатический трубопровод, который должен быть подключен к TAP и довести газ до Боснии и Герцеговины, Монтенегро и Хорватии. В азербайджанском газе также заинтересованы Венгрия, Северная Македония и другие страны, которые более уязвимы перед проблемой дефицита энергоносителей.

Но самый важный вопрос, который нужно решить для того, чтобы увеличить поставки азербайджанского газа в Европу, это, конечно же, расширение пропускной способности Южного газового коридора.

Президент Ильхам Алиев в своем выступлении на упомянутой конференции подчеркнул, что для этого потребуются консолидированная позиция и инвестиции всех владельцев долей: «Мы должны расширить совершенно новую систему действующих трубопроводов. Два года назад мы завершили строительство Трансадриатического трубопровода, являющегося заключительным сегментом Южного газового коридора. Однако уже сегодня мы видим потребность в увеличении объема вдвое - с 10 млрд до 20 млрд кубометров. В ТАР Азербайджан владеет всего лишь 20% долей. Поэтому надеемся, что мы с партнерами достигнем этого, а также расширения TANAP с 16 млрд до 32 млрд кубометров, так как мощности TANAP, можно сказать, почти полностью загружены. Конечно, все это потребует дополнительных инвестиций. Для этого у нас, разумеется, должны быть договоренности с турецкими коллегами о транзите. Без этого невозможно будет обеспечить возрастающие потребности европейских, а также турецких потребителей».

О решении вопроса касательно расширения ЮГК и прочих проблемных моментах, связанных с увеличением экспорта азербайджанского газа, в эксклюзивном интервью газете  

«Бакинский рабочий» рассказал известный отечественный эксперт в сфере энергетики, руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.  

- Когда все-таки будет решен вопрос расширения ЮГК?

- Вначале я хотел бы упомянуть те страны, которые в этом году обратились к официальному Баку с просьбой увеличить объемы поставок газа либо с желанием начать его получать. К ним относятся: Турция, Италия, Греция, Болгария, Албания, Румыния, Венгрия, Сербия, Монтенегро, Хорватия и Молдова - всего 11 стран.  

Что касается расширения газопровода, то перед этим должны быть уточнены объемы газа, которые согласны импортировать европейские потребители, а уже на их основе будет происходить поэтапное расширение Южного газового коридора.  

Ожидается, что в начале 2023 года станет предельно ясно, какая страна, в каком объеме и на какой срок намерена импортировать из Азербайджана газ. После чего должно быть подписано коммерческое соглашение между поставщиком газа и его покупателями, а также по инфраструктуре.  

Как известно, компания TAP AG, являющаяся оператором Трансадриатического газопровода (TAP), уже сообщила, что собирается в январе будущего года начать принимать коммерческие предложения и объявила тендер на прокачку газа, то есть, какие компании и сколько газа собираются закупать.  

Кроме того, перед расширением ЮГК Азербайджан еще должен подписать соглашение с Турцией о транзите дополнительных объемов азербайджанского газа в Европу. Дело в том, что подписанное между нашими странами в 2013 году соглашение предусматривало прокачку 10 млрд кубометров транзитного газа в год. Сейчас же Азербайджан собирается прокачивать транзитом через турецкую территорию в Европу 20 млрд кубометров газа в год. Соответственно, требуется новое коммерческое соглашение по условиям транзита.  

- Президент Ильхам Алиев как раз заметил в своей речи, что переговоры о новом транзитном соглашении с Анкарой идут, но пока договориться не удается. В чем причина?

- Я не вижу здесь проблемы. Достаточно вспомнить, что нынешнее соглашение, подписанное в 2013 году, потребовало гораздо больше времени на согласование. Главную причину таких задержек я вижу в том, что, несмотря на то что сейчас Турция является президентской республикой, дух парламентаризма в этой стране все еще очень силен. Тем более что все межправительственные соглашения проходят утверждение в турецком парламенте. Поэтому, несмотря на прекрасное отношение к Азербайджану, коммерческим вопросам отводится важная роль. Как говорится, дружба дружбой, а денежки врозь. Поэтому договориться с Анкарой будет сложно, но необходимо. Тем более что Турция в следующем году собирается начать добычу собственного газа, а также желает стать газовым хабом. Таким образом, Анкара станет еще важнее для Баку.  

Более того, когда речь заходит о расширении ЮГК, понятное дело, в первую очередь все имеют в виду азербайджанский газ с месторождения «Шахдениз-2». Однако к этому магистральному газопроводу можно будет подключить газ из Ирака, Израиля и Туркменистана. Кроме того, соглашение о транзите будет подписываться не на 5-10 лет, а на куда большие сроки - до 2050 или даже 2060 года.  

Таким образом, сторонам следует обсудить множество нюансов и прийти к взаимовыгодному соглашению.    

- 15 ноября начались поставки российского газа в Азербайджан по новому договору купли-продажи. Документ был подписан между ООО «Газпром экспорт» и SOCAR. Поставки общим объемом до 1 млрд кубометров газа будут осуществляться по март 2023 года. Зачем Азербайджану закупать в России газ?

- Во-первых, хочу обратить внимание на объем поставок. Это не обязательно будет 1 млрд, в документе указано - до 1 млрд. То есть может быть и меньше. Все будет зависеть от потребностей Азербайджана.  

Во-вторых, касаясь добычи газа в Азербайджане, следует признать, что если к 2018 году объемы добычи товарного газа в Азербайджане не превышали 19 млрд кубометров, то в этом году составят свыше 34 млрд кубометров (рост -  примерно 45%). Тем самым Азербайджан показывает очень хорошую динамику в добыче газа с месторождений «Шахдениз-2» и «Умид». Как раз на днях сообщалось, что ежесуточный объем добычи на месторождении «Умид» достиг 5 млн кубометров, что приравнивается к 1,8 млрд кубометров в год. Ранее с этого месторождения добывалось не более 1 млрд кубометров газа в год.  

Однако на фоне роста добычи природного газа в Азербайджане растет спрос на наше «голубое топливо» за рубежом, и не только в далекой Европе, но даже среди ближайших соседей. К примеру, ожидается, что в этом году Азербайджан экспортирует в Грузию на 300-350 млн кубометров газа больше, чем в прошлом году. Что касается европейского рынка, то рост экспорта азербайджанского газа составит примерно 3 млрд кубометров по сравнению с прошлым годом.  

В отличие от предыдущих лет, начиная с 2019 года, все больше газа потребляет газовая промышленность Азербайджана. Особенно тут следует отметить два крупных объекта: заводы по производству метанола и карбамида. Ожидается, что в этом году на нужды газовой промышленности уйдет до 1,3 млрд кубометров газа. Тем не менее развитие газовой промышленности очень выгодно нашей стране, так как ее продукция в виде метанола, карбамида и азотных удобрений приносит государству намного больший доход, чем торговля обычным метаном. Так, только карбамидный завод по итогам 10 месяцев этого года реализовал своей продукции на $190 млн.  

Таким образом, российский газ будет частично покрывать наши внутренние потребности. И ничего плохого в импорте российского газа нет. Это совершенно не говорит о нехватке газа в Азербайджане. К примеру, та же Россия в свое время импортировала из стран Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана и Туркменистана) до 50 млрд кубометров газа в год, экспортируя при этом в Европу 170 млрд кубометров ежегодно. Но это вовсе не означало, что России не хватало газа.  

Другой пример, на протяжении более чем 20 лет Иран закупал в Туркменистане 8 млрд кубометров газа в год и примерно столько же ежегодно экспортировал в Турцию. Но при этом ни у кого не возникало мысли о том, что Ирану не хватало газа.  

Поэтому этот момент с закупкой Азербайджаном газа используется недружественными нам силами с целью антиазербайджанской пропаганды. К примеру, недавно во французской прессе была опубликована статья, полная различных домыслов и инсинуаций о том, что якобы у Азербайджана не хватает ресурсов, потому он решил закупать газ в России и под видом собственного газа поставлять его в Европу. Но при этом авторы сего опуса забыли отметить тот момент, что еще в начале 2019 года, согласно ранее утвержденному расписанию, с месторождения «Абшерон», где оператором является французский энергетический гигант Total, должно было добываться до 1,5 млрд кубометров газа в год. Но ничего подобного не было достигнуто. Как следствие недополучения на внутреннем рынке Азербайджана 1,5 млрд кубометров газа ежегодно, мы вынуждены были заключить контракт о закупке газа с Россией для удовлетворения нужд нашей газовой промышленности.        

- Благодарю за беседу.

 

Роман ТЕМНИКОВ,  

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости