Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Идеальный шторм

Экономика
20 Октябрь 2022
11:09
665
Идеальный шторм

Цена на нефть может возрасти до $140 за баррель 

Мировой нефтегазовый рынок в последнее время серьезно лихорадит. С одной стороны, мы видим колебания цен на нефть, ввиду чего ОПЕК+ вынужден был, несмотря на сопротивление США, сократить квоты на ее добычу на 2 млн баррелей в сутки. С другой стороны, нельзя не заметить серьезные скачки цен и на газ, что вызвано продолжающейся войной в Украине и сокращением поставок российского газа в Европу.

Все это усугубляется разговорами официальных представителей ЕС о введении потолка цен не только на российские энергоносители, но также на нефть и газ из других стран, импортируемые Евросоюзом.    

Свою точку зрения на происходящее в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков.  

- Недавно ОПЕК+ приняла решение о сокращении добычи нефти на 2 млн баррелей нефти в сутки. К чему может привести данное решение?  

- В этом решении имеется как экономическая, так политическая и в какой-то степени эмоциональная составляющие. С экономической точки зрения ОПЕК+ пытается поддержать цены на нефть на существующем уровне. Ранее на протяжении нескольких месяцев Федеральная резервная система (ФРС) США поднимала ставку рефинансирования, что означает подорожание кредитов для всей экономики: кредитов берут меньше, соответственно денежная масса сокращается. Это делается с целью побороть инфляцию, которая как раз и развилась не только в США, но и во всем мире по причине высоких цен на энергоносители. Однако сокращение денежной массы происходит и на товарно-сырьевых биржах. Как следствие, падают покупки фьючерсов, сокращается спрос на нефть и следом падает цена на нефть. Принимая также во внимание появившиеся риски глобальной рецессии, когда производится меньше продукции, соответственно сокращаются перевозки и меньше потребляется нефти. С целью предотвращения переизбытка нефти на мировом рынке и поддержания цены на «черное золото» ОПЕК+ пошла на сокращение квот по добыче нефти.  

А далее подключилась эмоционально-политическая составляющая. Американцы прекрасно понимают, что даже одно лишь сообщение о готовящемся сокращении квот приведет к повышению цен на нефть, что в свою очередь вызовет подорожание топлива внутри США. Для администрации Байдена это крайне невыгодное и несвоевременное решение.  

Дело в том, что у американцев через месяц состоятся выборы в Конгресс. И если топливо в США в очередной раз подорожает (весной оно уже дорожало), то это катастрофически скажется на поддержке населением демократов, а республиканцы на грядущих выборах их просто вынесут в одни ворота.  

Как только появились первые сообщения о сокращении квот на добычу, в Вашингтоне это было воспринято в штыки, как и открытая поддержка Саудовской Аравией России, и сговор двух стран по доведению цен на нефть до $100 за баррель. При этом никакие попытки саудовцев объяснить чисто экономическую подоплеку своего решения американцами всерьез вообще не воспринимались.  

Что же касается России, то это решение, безусловно, крайне позитивное для нее. Большинство членов ОПЕК+, включая Азербайджан, и так не выполняют соглашение, то есть не выбирают определенные им квоты на добычу нефти. Такая ситуация начала складываться еще летом 2021 года и с тех пор только усугублялась. В итоге сейчас недовыполнение квот уже составляет порядка 3 млн баррелей в сутки. К примеру, в сентябре текущего года Азербайджан имел право в рамках соглашения ОПЕК+ ежесуточно добывать 718 тыс. баррелей нефти, а в реальности добывал 543 тыс. (недобор составил 145 тыс. баррелей в сутки).  Поэтому даже нынешнее сокращение добычи на 2 млн баррелей не приведет к тому, чтобы все страны - участники соглашения ОПЕК+ стали добывать нефть строго в соответствии с определенными им квотами.  

До сих пор реальная добыча нефти соответствовала квотам только у Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирака и еще нескольких стран. Таким образом, реально понижать добычу нефти придется именно тем странам, которые до сих пор полностью выполняли соглашение по добыче в рамках квот. Для них ничего не меняется, кроме того, что цена на нефть станет выше и, соответственно, вырастут доходы этих государств.            

- Накануне ЕС ввел уже 8-й пакет санкций против России, предусматривающий введение потолка цен на российскую нефть. Чем это грозит самой России, ЕС и всему миру?

- Ситуация здесь несколько абсурдная, так как ЕС вводит некий потолок цен на российскую нефть, который начнет действовать с 5 декабря этого года, но ранее, в 6-м пакете антироссийских санкций, принятом ЕС в июне, было указано, что с 5 декабря вообще запрещено импортировать российскую нефть на территорию ЕС морским транспортом вне зависимости от ее цены. Что касается поставок российской нефти в ЕС по трубопроводам, то имеется только нефтепровод «Дружба». Одна его ветка идет в Польшу и Германию, которые уже заявили об отказе от российской нефти. Остается другая ветка, идущая в Словакию, Чехию, Венгрию и Сербию. Эта ветка продолжает успешно работать. Никакие запреты ее не касаются. Более того, в вопросе имплементации восьмого пакета антироссийских санкций ничего конкретного относительно введения потолка цен на российскую нефть ЕС не указывал, но эти санкции были синхронизированы с решением G7 об установлении потолка цен на российскую нефть. А тут уже американцы постарались разъяснить, что потолок цен будет вводиться только против российской нефти, ввозимой морским транспортом, так как цены на трубопроводную нефть сложнее контролировать. Таким образом, Евросоюз лишь скопировал правовые параметры антироссийских санкций в виде потолка цен, принятых на уровне G7 и США, в частности. Поэтому я уверен, что вопрос введения потолка цен касается только российской нефти, ввозимой в ЕС танкерами. Трубопроводной нефти этот потолок цен не касается, в противном случае Венгрия наложила бы вето на подобные санкции. Достаточно вспомнить, что Венгрия в течение месяца блокировала принятие шестого пакета антироссийских санкций Евросоюзом, добившись вывода из-под действия санкций нефтепровода «Дружба».      

Так что те из европейцев, которые решили вообще не импортировать российскую нефть, так и не будут ее покупать. Заставить кого-то еще покупать российскую нефть в соответствии с потолком цен европейцы не смогут. Более того, американцы в этом вопросе даже пошли на попятную, заявив, что не будут никого штрафовать, если кто-то будет поставлять российскую нефть танкерами в третьи страны по цене выше, чем будет установлено потолком.  

В целом, по всему видно, что идея европейцев с потолком цены на российскую нефть проваливается. Но могут возникнуть проблемы с перевозкой российской нефти в третьи страны с использованием танкеров европейских компаний. Основная интрига тут кроется в том, сможет ли Россия найти достаточное количество собственных танкеров для перевозки тех объемов нефти, что шли в европейском направлении, в Азию. Если не сможет найти флот или возникнут проблемы с фрахтом судов, то России придется сокращать экспорт нефти, что усугубит и так имеющийся дефицит нефти на мировом рынке, что, разумеется, приведет к еще большему росту цен на «черное золото». От этого выиграют многие страны-производители нефти, включая Азербайджан.

- Кстати, а почему американцы, обладающие собственными запасами нефти, так боятся сокращения квот по добыче нефти в рамках соглашения ОПЕК+?  

- Все дело в том, что может произойти некий «идеальный шторм». С одной стороны, к декабрю мировой рынок почувствует, как снижается добыча нефти в рамках ОПЕК+, а с другой - Россия может начать сокращать экспорт нефти из-за того, что как раз в декабре вступают в силу решения Евросоюза о полном запрете импорта российской нефти морским транспортом и введении на нее потолка цен. Кроме того, США собираются сворачивать программу распродажи своих нефтяных резервов и, соответственно, будут их восполнять. В итоге предложение нефти на мировом рынке может сократиться, а спрос - возрасти. Естественно, такая ситуация подтолкнет цены на нефть вверх. Тут могут быть и $140 за баррель, если все вышеизложенные факторы совпадут в одно время.  

- Стоит ли в ближайшие годы ожидать введения потолка цен и на российский газ? И как это отразится на мировом газовом рынке?

- Не думаю, что такие ограничения возможны, хотя европейцы в последнее время совершают прямо-таки чудеса иррациональности. К примеру, в настоящее время европейцы обсуждают вопрос введения потолка цен не только на российский газ, но и вообще на любой газ, поступаемый к ним извне. Это очень опасная история, так как Россия и другие страны-производители газа, включая Азербайджан, будут воспринимать введение потолка цен на газ как невыполнение условий контрактов. Ведь в контрактах четко указана формула выведения цены на газ, и если страна начинает получать меньше денег, чем это прописано в контракте, то, соответственно, прекращается отгрузка газа в тех объемах, которые прописаны контрактом.  

Более того, если европейцы в своей неадекватности введут аналогичный потолок цен и на сжиженный природный газ (СПГ), то цены на этот вид газа в Азии окажутся выше, соответственно, все объемы СПГ просто уйдут в Азию, а Европа останется без газа. 

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости