Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Силовой месседж Баку услышан в Иреване
С окончания второй Карабахской войны проходит почти два года и после того сокрушительного поражения, которое потерпела в этой войне Армения, казалось, что мирные перспективы уже замаячили на горизонте.
Верилось, что после унизительной капитуляции официальный Иреван придет в себя, покончит с прошлым, откажется от бессмысленных идей «миацума», расового превосходства армян, территориальных притязаний ко всем соседям и Армения наконец-то заживет как нормальное государство в мире с соседями.
С этой целью Баку разработал и представил Иревану пять базовых принципов мирного договора, основанного на взаимном признании суверенитета и территориальной целостности. Казалось, что теперь обе страны начнут работу над мирным договором, согласуют границы, разблокируют транспортные коридоры. Однако военно-политическое руководство Армении оказалось не в состоянии перевернуть страницу истории и зажить с чистого листа. С упорством, достойным лучшего применения, они стали осуществлять провокации, как в Карабахе, руками остающихся там сепаратистов, так и на границе Армении с Азербайджаном.
В частности, последняя подобная провокация, приведшая к большим жертвам с обеих сторон, имела место 12-13 сентября. Однако, как и прежние провокации, данная попытка силовым путем дестабилизировать ситуацию провалилась. Вооруженные силы Азербайджана решительно пресекли эту провокацию, нанеся врагу очередное тяжелое поражение.
Как заметил Президент Ильхам Алиев в своем выступлении на саммите ШОС в Самарканде: «Эта провокация является огромным ударом по процессу нормализации отношений между двумя странами. Вся ответственность за это лежит на военно-политическом руководстве Армении».
Свою оценку армянской провокации, ее целям и последствиям в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» дал российский политический аналитик и эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
- Почему ВС Армении именно сейчас пошли на вооруженную провокацию, причем на армяно-азербайджанской границе?
- Военно-политическая элита Армении категорически не желает урегулирования ситуации, сложившейся после второй Карабахской войны, отказывается выполнять трехсторонние соглашения и последующие договоренности. А после Брюссельского саммита и достигнутой принципиальной договоренности о том, что Президент Ильхам Алиев и премьер Никол Пашинян согласовали общее положение мирного договора на основе пяти принципов, предложенных лидером Азербайджана, соответственно и возникла нынешняя ситуация.
С другой стороны, в этом заинтересованы внешние силы. Как известно, мирное урегулирование и мирный договор между Баку и Иреваном предполагает, в том числе и разблокировку транспортных коммуникаций. Запуск Зангезурского транспортного коридора и бесперебойное функционирование маршрута Север-Юг, проходящего через территорию Азербайджана и Ирана, чрезвычайно важен для России, которая сегодня сталкивается с беспрецедентными санкциями со стороны коллективного Запада, которые делают невозможным пользоваться прежними транспортно-логистическими путями, которые, как правило, шли через европейские порты. Поэтому в условиях разворота на Восток и соответственного выстраивания всей цепочки экспорта-импорта, для Москвы критически важен сейчас маршрут Север-Юг, равно как и запуск Зангезурского коридора. Естественно, что имеются силы, выступающие против этого. Прежде всего это такие страны, как США и Франция, которые однозначно заинтересованы в том, чтобы мирное урегулирование в регионе было сорвано. Также известно стремление Армении реанимировать «Минскую группу ОБСЕ», что, в целом, соответствует политике Вашингтона и Парижа. А нынешняя вооруженная провокация - лишний повод в очередной раз апеллировать к этим странам, чтобы еще раз поставить вопрос об «МГ ОБСЕ» и пресловутом «статусе» сепаратистского образования в Карабахе. Потому мирный договор не устраивает армянские власти.
Также не будем забывать о том, что вооруженная провокация последовала буквально на следующий день после того, как министр обороны Армении Сурен Папикян посетил США. В большой политике, как известно, совпадений не бывает. Поэтому все указывает на то, что именно Иреван был инициатором провокации. Азербайджан соответственно должен был ответить, что и произошло в логике операции «Возмездие».
- Есть мнение, что армянская провокация специально была приурочена к дате проведения саммита ШОС в Самарканде…
- Если мы говорим о глобальных геополитических игроках, то, естественно, что для ЕС и США возобновление масштабных боевых действий в регионе - это попытка, если не сорвать саммит ШОС, то сделать так, чтобы он проходил на фоне серьезных обострений. Главы Турции и Азербайджана участвуют в саммите, и раскачка ситуации была попыткой сделать так, чтобы оба президента ввиду осложнившейся ситуации остались бы в своих столицах, что, кстати говоря, сделал Пашинян.
Однако быстрые и решительные действия ВС Азербайджана поставили Армению на место. Иреван получил предметный, четкий урок, не первый и думаю не последний. Тем не менее Пашинян заявил, что альтернативы нет и после этого вооруженного инцидента необходимо выходить на мирное соглашение с Азербайджаном. Таким образом, силовой месседж был послан и услышан в Иреване.
- В связи с сложившейся ситуацией Армения обратилась за помощью в ОДКБ…
- Данное обращение неправомерно по нескольким причинам. Во-первых, как таковая граница между Арменией и Азербайджаном не делимитирована. То есть, по сути, это серая зона. Во-вторых, это фактически линия боевого соприкосновения. Соответственно речь идет о пограничном инциденте в серой зоне, где границы еще не определены. Поэтому для ОДКБ и для России в том числе нет никакого основания для военной вмешательства. В-третьих, не будем забывать, что именно Иреван предпринял агрессивные действия. Поэтому логика ответных шагов Баку укладывалась в такое понятие, как самооборона, и полностью соответствовала нормам ООН и международного права. В-четвертых, все прекрасно видят и понимают как в ОДКБ, так и в российском руководстве, чем занят сегодня Азербайджан - масштабным возрождением освобожденных земель: прокладываются новые дороги, строятся тоннели, аэропорты, восстанавливаются населенные пункты, проводятся коммуникации, в целом возрождается жизнь. То есть налицо масштабная созидательная работа. А чем занята Армения? Как и два года назад - реваншизм, ненависть к соседям и территориальные претензии. Исходя из вышеперечисленных пунктов, совершенно очевидно, что предложение Иревана прислать войска и вмешаться военным способом, не было поддержано ни одним из членов ОДКБ. За основу были приняты политико-дипломатические меры для урегулирования конфликта, соответственно была сформирована группа экспертов, которая будет работать на месте.
Вместе с тем необходимо максимально интенсифицировать процесс делимитации границы между Азербайджаном и Арменией. Поэтому соответствующая двусторонняя группа должна незамедлительно приступить к практической работе.
Но главное - это все же мирный договор на основе пяти принципов, выдвинутых Президентом Ильхамом Алиевым. Основная цель данного договора - признание со стороны Армении территориальной целостности Азербайджана и отказ от территориальных претензий. Это базовые вещи, претворение в жизнь которых важно для дальнейшего выполнения всех пунктов трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года и последующих договоренностей, пока остающихся нереализованными.
- Также Армения обратилась к Франции, которая собрала заседание СБ ООН...
- Принимая во внимание обращение Иревана к Парижу, а также активное вмешательство Вашингтона в процессы, причем с обвинительным уклоном в адрес Баку, становится понятно - кто заинтересован в дестабилизации ситуации в регионе. Макрон почему-то не озабочен территориальной целостностью Азербайджана, но зато, судя по его заявлениям, озабочен территориальной целостностью Армении. Это выглядит несколько странно и смехотворно. Понятно, что политика Франции определяется не объективностью, не честностью в подходах, а влиянием армянского лобби в этой стране, которое, очевидно, подкармливает правящую элиту. Коррупционные скандалы периодически сотрясают Францию, даже президенты не брезгуют брать взятки у иностранных государств. К примеру, Саркози, который брал деньги у диктатора Каддафи, которого затем бомбил. Это показывает, насколько «надежным партнером» является Париж. То есть сегодня Франция обслуживает интересы Армении, а завтра может запросто бросить ее. С этой точки зрения французы абсолютно беспринципны, для них главное - нажива и выгода.
Поэтому Париж, сразу же после обращения Иревана, бросился созывать заседание СБ ООН, чтобы заклеймить Азербайджан за мнимую агрессию.
Позиция США в этом вопросе также необъективна и продиктована, с одной стороны, влиянием армянского лобби, которое также влиятельно, как и во Франции, а с другой стороны, не будем забывать, что геополитические интересы Парижа и Вашингтона совпадают в том, что они заинтересованы в дестабилизации в регионе с целью создания проблем России по ее южному контуру и не дать возможности разблокировать транспортные коммуникации в регионе. Когда идет дестабилизация, складывается напряженная ситуация, то явно становится не до транспортных коридоров.
- Как вы считаете, не пытается ли таким образом Армения втянуть Россию в войну против Азербайджана и Турции…
- Правящая верхушка Армении, если посмотреть их биографические данные, ранее была связана с различными зарубежными фондами. Понятно, что деятельность армянской оппозиции финансировалась Западом и лица, занимающие сейчас первые посты в руководстве Армении, - западные креатуры. Возьмем того же министра обороны Папикяна. Это учитель, примкнувший к движению Пашиняна, и в начале был у него на побегушках. Потом случилось чудо - и Папикян за очень короткий срок превратился в министра обороны, имея за спиной оппозиционную деятельность. То же касается и секретаря Совбеза Армении.
Да, сегодня Иреван вынужден, исходя, в первую очередь, из экономических причин, а потом уже политических, поддерживать добрые отношения с Россией. Но мы прекрасно понимаем, что если бы у Армении была какая-то безболезненная альтернатива, то армяне уже давно переметнулись бы на сторону Запада. Поэтому не исключен вариант, изложенный вами. Тем более, что в Иреване побывали директор ЦРУ, высокопоставленные представители Госдепа США. Понятно, что такого уровня люди приезжают в Армению не для установления в регионе мира, а для решения собственных проблем путем дестабилизации ситуации, подталкивания Армении к разрыву с Россией, обострения отношений с Азербайджаном. Это все отвечает политике западных стран. Поэтому то, что Иреван может действовать по наущению западных центров влияния, тоже нельзя сбрасывать со счетов.
- В эти дни в Иреване проходят акции протеста против Пашиняна, митингующие требуют его ухода. Добьются ли они своего в этот раз?
- Пашинян демонстрирует удивительный феномен политического выживания. Я был абсолютно уверен, что в рамках той ситуации, которая сложилась в Армении после 10 ноября 2020 года, Пашинян либо погибнет, будучи растерзанным толпой митингующих, либо где-то спрячется и откажется от власти. Но он не только выжил, но еще умудрился остаться у власти. Более того, провел внеочередные парламентские выборы и выиграл их. Да и на протяжении последних месяцев, несмотря на все катаклизмы, сотрясающие Армению, Пашинян сумел сохранить власть в своих руках. Поэтому, полагаю, что и сейчас больше шансов на то, что он снова выкрутиться и останется у власти. Для него сейчас самое важное не попасться в руки толпы, укрыться на время, переждать нынешнее потрясение, а потом снова стабилизировать ситуацию, теми или иными способами. Безусловно, Пашинян почувствовал вкус власти и не хочет уходить, чтобы снова становиться бородатым фриком-оппозиционером в грязной майке с перебинтованной рукой. Поэтому он будет держаться за власть зубами и ногтями.
- Данная провокация армян далеко не первая. Каков выход из ситуации?
- К сожалению, эти провокации будут продолжаться еще долго. Необходимо сочетание дипломатических и силовых методов, чтобы Армения вела себя конструктивно. Очевидно, что нынешней провокацией дело не закончится. Во-первых, до сих пор не решен вопрос вывода незаконных вооруженных армянских формирования из Карабаха, поэтому там в любой момент может произойти обострение. Во-вторых, по причине отсутствия делимитации границы между Азербайджаном и Арменией, на границе также вновь в любой момент может произойти обострение ситуации.
Уже почти два года прошло после второй Карабахской войны, а Армения за это время ничего не сделала. Азербайджан в это время много работал, как на ниве мирного строительства (построил все необходимые дороги, включая и обходную, минующую Лачин), так и на ниве разработки базовых принципов для мирного урегулирования отношений между двумя странами. То есть, Баку делал все для наступления мира, для того, чтобы перевернуть страницу прежней вражды.
Между тем, Армению постоянно сотрясали кризисы, и Иреван периодически устраивал вооруженные провокации. Очевидно, что афтершоки будут и дальше сотрясать Армению. Азербайджан же будет и дальше спокойно работать, там, где надо - применять силовые методы, где можно - дипломатические и делать все, чтобы заставить Армению вести себя конструктивно.
Кстати, аналогичную позицию занимает и Россия. Мы понимаем деструктивность армянской власти, видим все ее пороки и со своей стороны тоже делаем все возможное, чтобы Иреван вел себя конструктивно.
- Накануне провокации Пашинян отказался от реализации проекта Зангезурского коридора…
- Это эмоции. Тут работает логика политического выживания. Пашинян делает шаг вперед, два назад. То есть, он постоянно маневрирует. Пашинян похож на флюгер, поворачивается по ветру, гибко учитывая политическую конъюнктуру. В то же время, насколько мы можем судить, в ходе переговоров за закрытыми дверями Пашинян неоднократно давал согласие на запуск Зангезурского коридора. Но в публичной политике он заявляет, что «я не я, ничего не обещал и делать не буду». Поэтому я думаю, что рано или поздно эта проблема будет решена. Просто Пашинян, исходя из политического самовыживания, не может одновременно заявить о том, что и мирный договор подпишет, и Зангезурский коридор откроет. То есть, все эти заявления - не более, чем маневры Пашиняна.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»