Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Иреван получает боевые и технические нокдауны со стороны Баку, от которых впадает в кризис
Проходит без малого две недели со времени операции «Возмездие», проведенной Азербайджанской армией в ответ на очередную провокацию, учиненную армянскими вооруженными формированиями. В результате этой операции были взяты под контроль высоты Гырхгыз, Сарыбаба вдоль Карабахского хребта Малого Кавказского хребта и ряд других господствующих высот. Однако перестрелки на границе продолжаются.
Мы решили провести политологическую рефлексию недавних событий. Почему армяне пошли на очередное обострение ситуации в Карабахе, чуть было не спровоцировав новую войну? Чего они хотят добиться?
На эти и другие вопросы в интервью газете «Бакинский рабочий» отвечает доцент кафедры политологии Академии государственного управления при Президенте Азербайджана Елена Касумова.
- На мой взгляд, это не очередное столкновение, а самая серьезная эскалация в зоне ответственности российских миротворцев после окончания второй Карабахской войны. Глубоко символичное название «Возмездие» напрямую коррелирует с блестящим военно-политическим уроком, преподанным армянским реваншистам. На примере полученного болезненного опыта, который, как известно, «хорошо учит, но дорого берет», стоило бы сделать логический вывод: азербайджанское политическое руководство не намерено бесконечно ждать, когда Иреван соберется выводить свои незаконные вооруженные формирования с территории Азербайджана, где временно дислоцированы миротворцы Российской Федерации. Если у Пашиняна нет стратегического видения, политической воли и мужества вывести армянских боевиков из Карабаха, то Азербайджан в очередной раз самостоятельно с помощью собственных вооруженных сил решит эту проблему - в этом можно и не сомневаться.
Ответ на ваш вопрос - почему армяне решились на провокацию - содержит несколько пластов политического айсберга. Премьер Армении находится в ситуации, которую глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу метафорично охарактеризовал так: «Пашинян находится под постоянным давлением диаспоры снаружи, группы фанатиков изнутри» и, добавим от себя, несогласованности действий с секретарем Совета безопасности. В течение двух с половиной недель делаются противоречивые утверждения об армянских вооруженных формированиях на территории Азербайджана. Секретарь СБ утверждает, что и после ноябрьского соглашения они продолжают размещаться на азербайджанской территории и процесс вывода должен завершиться в сентябре. Пашинян же настойчиво заявляет обратное, обвиняя миротворцев в поддержке азербайджанских военных. Внутриполитическая ситуация в Армении настолько взрывоопасная, что российская сторона даже обратилась к Иревану, предложив повести запланированное заседание ОДКБ в какой-либо другой стране.
Со стеклянной ясностью просматривается провокационная попытка армянского руководства вызвать жесткое боевое столкновение между азербайджанскими вооруженными силами и российскими миротворцами. Безусловно, такое экстраординарное событие могло бы быть поводом к войне. И тогда, по логике армян, основанной на печальном грузинском опыте «нападения на российских миротворцев», именно РФ должна была бы ответить Азербайджану отнюдь не дипломатическими нотами. Армения при этом осталась как бы ни при чем, потому что «защитники родной земли действуют по зову патриотического сердца» и не подчиняются ни генштабу, ни главнокомандующему.
Теперь о скрытой части айсберга, которая в течение трех июльских дней сделала Армению «почтовым ящиком спецслужб США и РФ». Неожиданный визит 15 июля в Иреван директора ЦРУ Роберта Бернса, закрытость переговоров и уровень, на котором он был подобострастно принят, дают основания предположить, что обсуждаемые проблемы носили не только геополитический характер, но и касались армянских интересов. Через три дня в Иреван прибыл Сергей Нарышкин, чей визит и в Армению, и в Азербайджан был заранее официально запланирован. На пресс-конференции в Иреване глава службы внешней разведки России иронично заметил, что не исключает, что именно с его поездкой был связан стремительный приезд Р.Бернса. Иронию Нарышкина можно понять, так как Армения, в январе 2022 года наградила Нэнси Пелоси орденом Почета. Красноречивая деталь - это награда вручается иностранным гражданам за исключительные заслуги по защите государственных и национальных интересов Армении!
В отличие от Р.Бернса, С.Нарышкин на следующий день был в Баку, где, как вы знаете, между службами внешней разведки РФ и Азербайджана было подписано соглашение о сотрудничестве, которое, по словам Нарышкина, носит базовый характер и направлено на защиту территориальной целостности обеих стран. Характерно, что после визита
Р.Бернса в лексикон премьера Армении, и так ранее не раз выражавшим недовольство «бездействиями» миротворцев, вошел многозначительный пассаж о необходимости «искать альтернативу российским миротворцам, если они не выполняют свою миссию». Мягко говоря, это вызов лично президенту России, ведь всем известно, как Путин высоко оценивает свою посредническую миссию в заключении Соглашения от 10 ноября 2020 года. Ответ Москвы не заставил себя долго ждать - пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заметил, что Владимир Путин не планирует посещать Иреван. Заметьте, это - важная деталь, так как в сентябре Армения сдает свое председательство в ОДКБ и на церемониальную передачу председательства еще в январе анонсировался приезд Владимира Путина.
- Тогда почему все же Москва не может или не хочет надавить на Иреван и добиться вывода вооруженных формирований, как это предусмотрено одним из пунктов Соглашения от 10 ноября 2020 года?
- Россия демонстративно презентует политику «равноудаленности», несмотря на то, что Армения, по сути, бойкотирует договоренности, достигнутые в ноябре 2020 года и последующих трехсторонних встреч трех подписантов Соглашения. Однако политика шаткого балансирования между двумя союзниками не сможет долго продолжаться. На данном этапе военных действий в Украине и в условиях санкций Россия избегает острых реакций, ограничиваясь официальными призывами к соблюдению договоренностей, которые Армения игнорирует, имея поддержку западных структур. Достаточно сказать, что после визита Бернса Армения через фонд NED, который в политической сфере называют «информационной спецслужбой гибридной войны», получила грант на $120 млн. Конечно, это не 2,6 млрд евро, которые Евросоюз планирует в ближайшее время передать Армении в качестве помощи. На фоне такой помощи в массовом сознании сформировано мнение, что только активными усилиями Евросоюза удалось снизить эскалацию вокруг села Фаррух. Шаткая позиция России обнуляет ее политическую игру в арбитра, контролирующего ситуацию в зоне ответственности миротворцев.
- Обсуждался ли вопрос армяно-азербайджанского мирного урегулирования на встрече президентов России и Турции в Сочи?
- Презентуя повестку встречи президентов России и Турции, Дмитрий Песков сделал акцент на проблеме вывоза зерна, при этом допустив, что разговор может зайти и об августовском обострении ситуации в Карабахском регионе Азербайджана. Кстати, перед предстоящей встречей с главой Турции российский президент провел оперативное совещание с постоянными членами Совбеза. Повестка заседания СБ включала два вопроса: ход операции по вывозу зерна и обсуждение ситуации, связанной с обострением ситуации в Карабахе. Совбез подчеркнул настоятельную необходимость выполнения всех положений трехстороннего соглашения. Трудно допустить, что Путин просто на всякий случай поговорил на специально созванном, внеплановом совещании конституционного государственного органа. Следовательно, на встрече в Сочи именно в направлении выполнения всех положений трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года обсуждался августовский кризис в Карабахе.
Показательно, что 4 августа Президент Франции Эммануэль Макрон позвонил Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву с предложением оказать поддержку продолжению диалога между Азербайджаном и Арменией. 5 августа государственный секретарь США Энтони Блинкин в телефонном разговоре с Президентом Ильхамом Алиевым выразил обеспокоенность в связи с возникшей в регионе напряженностью. На что Президент Ильхам Алиев дал исчерпывающие разъяснения, что Азербайджан действует в соответствии с трехсторонним соглашением и достигнутой договоренностью с Министерством обороны России. Определен маршрут уже практически построенной Азербайджаном новой дороги, альтернативной Лачинскому коридору. Как только строительные работы полностью завершатся (они уже завершены - Ред.), на новую дорогу должны быть передислоцированы российские миротворческие силы. Западные лидеры вне сомнений тоже понимали, что президент Эрдоган обязательно поднимет проблему Карабаха в Сочи, и хотели уяснить в каком ракурсе будет представлена позиция Азербайджана на переговорах в Сочи.
- Является ли приглашение лидеров Азербайджана и Армении на встречу под эгидой Евросоюза очередной попыткой застолбить за собой статус главного миротворца в пику России?
- Анонсированная через Twitter президентом Совета Европейского Союза Шарлем Мишелем встреча в Брюсселе вызвана августовскими событиями. В этой связи будут, скорее всего, обсуждаться возможные проблемы обеспечения деэскалации, которые неизбежно возникнут при демилитаризации и демаркации границ. Шарль Мишель оптимистично представляет себе достижение заявленного им конкретного прогресса по всем пунктам повестки дня. Ведь до сих пор не решен вопрос неисполнения Арменией обязательства представить технико-экономическое обоснования (ТЭО) железной дороги, которая должна быть построена на Мегринском участке Зангезурского коридора. Президент Ильхам Алиев на брюссельских встречах уже трижды поднимал этот вопрос, так как без ТЭО не может быть реализован ни один проект. По большому счету у двух конкурирующих сторон за статус главного миротворца обилие своих проблем, требующих безотлагательных и сложных решений. Главное то, что ЕС и РФ воспринимают Азербайджан как самостоятельное и самодостаточное государство в Евразии, тогда как Армения для них это дополнительное материальное бремя, так что конкурирующим сторонам предстоит немалый путь для получения статуса миротворца.
- Вы считаете, что перспективы мирного урегулирования вопроса в Карабахе представляются весьма отдаленными и Баку просто будет вынужден и далее в рамках каждой новой армянской провокации возвращать контроль над своими землями по кусочкам?
- Конечно, нет. Тактика «откусывания земли» свойственна оккупантам, что, собственно, и делала Армения в начале 1990-х. Иреван получает болезненные военно-политические уроки, своеобразные боевые и технические нокдауны, от которых впадает в кризис. Вряд ли руководство Армении не понимает, что нокаут это крайняя мера, тем более, если кулак железный.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»