Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Формализм Баку не по нраву

Политика
02 Май 2023
12:41
1109
Формализм Баку не по нраву

Азербайджан предпочитает конкретику, как в словах, так и в делах

Глава МИД Франции Катрин Колонна, на прошлой неделе посетившая в ходе Южно-Кавказского турне вначале Баку, на переговорах со своим азербайджанским коллегой высказывалась в поддержку плана мирного договора, предложенного Азербайджаном, и всячески старалась избегать спорных моментов.

Но стоило ей оказаться в Иреване, как тут же она раскритиковала Баку за установку пограничного контрольно-пропускного пункта в начале Лачинской дороги. Официальный представитель Парижа гранитной колонной встала на защиту позиций Иревана, обвиняя Азербайджан во вмешательстве на территории Армении, забывая при этом, что именно армянские войска в течение 30 лет удерживали под оккупацией азербайджанские земли, проводили политику этнической чистки и грабежа.

Свою оценку визита главы французского МИД в Баку, а также сложившейся ситуации в армяно-азербайджанском переговорном процессе в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» изложил российский эксперт-международник Григорий Трофимчук. 

- В чем причина визита главы МИД Франции в Азербайджан, удалось ли достигнуть позитива на переговорах в Баку и Иреване?

- «Париж приветствует мирные инициативы Баку» - наверное, для самого Баку это главные слова, прозвучавшие из уст министра иностранных дел Франции. Ни о каких претензиях или требованиях и не упоминалось. И это после того, как Азербайджан решил применить более активный вариант разрешения конфликта осенью 2020 года. То есть, главный союзник Иревана не стал идти на обострение даже после этого, что говорит о многом: Азербайджан добивается своего и на дипломатическом поле, - добавим мы. Так как Франция является частью западных сил, у которых свои виды на дальнейший ход событий вокруг Карабаха.

Причина визита простая: Париж не хочет уходить из переговорного формата, что произойдет автоматически, если он однозначно встанет на сторону Армении.

Считаю, что это очередная дипломатическая победа Баку. Более того, Франция, как и Азербайджан, нацелена на мир в регионе, что не противоречит целям самого Баку. Париж пока что не может оторваться от привычного формата канувшей в Лету Минской группы ОБСЕ, а как действовать по-новому, с учетом складывающихся в регионе поствоенных реалий, он еще не знает. Франция не ведет наступательную политику даже после введения азербайджанских методов мониторинга в Лачинском коридоре, за исключением простой констатации фактов, и это тоже говорит о многом. Париж опасается сказать в глаза Баку что-то более-менее острое, «дискуссионное», и это тоже крайне показательно. Парижу было бы намного легче, если бы не Армения, а Азербайджан был его базовым союзником. Но, повторюсь, пока обольщаться не стоит.

- Катрин Колонна в ходе визита в Баку заявила, что Франция поддерживает план мирного договора, предложенный Азербайджаном. То есть, если главный союзник Армении поддерживает азербайджанский проект, тогда в чем причина упорства официального Иревана?

- Скорее, это не упорство, а попытка потянуть время, насколько это возможно. Никол Пашинян готов, на словах, подписывать все что угодно, хоть договор с Марсом или Юпитером, в том числе о границах. Но раз Иреван не лимитирован какими-то конкретными сроками, то этим он и пользуется в полной мере. И если Катрин Колонна заявила, что поддерживает план мирного договора, предложенный Азербайджаном, то самому Баку не остается ничего иного, как «дожимать», вводить теперь в конкретные календарные сроки и сам Париж. Полагаю, что это просто внешнеполитический подарок для Азербайджана, которым он может воспользоваться в полной мере, имея дело уже не столько с «ветреной» Арменией, сколько с самой Францией.

- В последнее время в своих выступлениях Пашинян неоднократно выражал готовность подписать мирный договор по признанию территориальной целостности, как Азербайджана, так и Армении. Означает ли это, что армянский премьер действительно готов к миру?

- Вопрос в том, что подразумевает Пашинян по «территориальной целостностью». Со стороны Баку здесь нет никакой проблемы, а есть упор на весь свод договоренностей и законов, которые безоговорочно поддерживают все участники переговоров в том числе и Франция. Проблема в Иреване, который должен внести ясность в то, какую целостность он конкретно имеет в виду. И тогда за нее придется «потеть» Парижу. Но поскольку нет конкретики, то нет и предметного разговора.

- Бытует мнение, что Пашинян не против отказаться от Карабаха, но при этом Карабахский регион лишь де-юре станет частью Азербайджана, а карабахские армяне получат такую статус автономии, что де-факто регион будет «независимым». В реальности же Карабах будет находиться под полным контролем международных западных структур. В этом позиция Иревана пользуется поддержкой многих стран ЕС, в первую очередь Франции. Насколько осуществим такой сценарий под давлением Запада?

- Пашинян готов с удовольствием отказаться от Карабаха, дав прорубить хоть три дополнительных транзитных коридора по всей Армении. Лишь бы ему дали гарантию, что его не тронут. Но Пашинян зажат в суровые рамки общественно-политических обстоятельств, косых взглядов в его сторону чуть ли не всех армян. Поэтому он не может рубить сплеча. Да и вообще, как я уже говорил весной 2018 года по поводу политики нового на тот момент премьера Армении, в его задачу входит всеобщая дестабилизация Южного Кавказа, и Карабах в этом деле лучшая «бомба». Армянское общество снести его после войны оказалось не в силах, что придало ему еще больше уверенности.

Что касается Запада, он ждет удобного момента, чтобы: убрать из региона РФ; самостоятельно регулировать взрывной механизм Карабаха, давя и на Баку, и на Иреван, и даже на Анкару. Признать суверенитет оставшегося куска территории Запад пока не готов, но ситуация стремительно развивается, и завтра может оказаться, что в самый раз. Тем более что за проблемами Москвы Запад следит очень внимательно, учитывая весь спектр тенденций. Установка азербайджанского таможенного поста на Лачинской дороге явилась, с точки зрения США, хорошим тестом для проверки реакции и возможностей РФ. Карабах - курок США, нравится нам это или нет.

- Почему установка в начале дороги Лачин-Ханкенди пограничного контрольно-пропускного пункта вызвала негативную реакцию в Европе?

- Появление ПКПП на Лачинской дороге - естественный процесс. Срок действия миротворческих сил в Карабахе перевалил за экватор, стало быть нужны и географические изменения. И здесь уже сложно предъявить Азербайджану какие-то претензии. Есть основополагающее - трехстороннее Заявление, а Баку очень ценит конкретику не только на словах, но и на деле, формализм ему не по нраву. Вступая с Азербайджаном в договорные отношения, с вытекающими отсюда конкретными юридическими межгосударственными обязательствами, надо это учитывать. Баку по-другому не играет, за стол не садится. И Западу это надо однозначно освоить. Поэтому сначала появился экологический контроль, а потом уже более серьезная контрольная мера - таможенный пост. А до этого была долгая дискуссия о Зангезурском коридоре. Армянская сторона утверждала, что о коридоре с таким названием в соглашении не упоминается, и Москва против этого не протестовала. Но 2025 год не за горами.

Что касается Европы, то ей пришлось это все принять к сведению, так как западных участников в списке подписантов трехстороннего Заявлении от ноября 2020 года не было. Но негативная реакция Европы по поводу КПП тоже должна восприниматься всерьез: там попытаются найти ответ на активность Азербайджана. Однако у Баку, помимо прочного союза с Анкарой, есть достаточно действенные рычаги воздействия. Азербайджан является важным участником Движения неприсоединения, одной из авторитетных глобальных организаций. Как бы подкрепляя свой принцип неприсоединения на практике, Баку всегда выступал с независимых позиций и в отношениях с Евросоюзом, и в отношениях с США - это всем известно. С учетом роста международной напряженности в целом этот инструмент, направленный на уважение интересов Азербайджана, явно ему поможет. Баку не позволит лишить себя самостоятельности в любом случае, особенно в карабахском вопросе. Азербайджан, безусловно, адекватно оценивает все проекты, предлагаемые ему Западом, включая даже такие, казалось бы, правильные и безобидные, как «зеленая» энергетика, система госуправления, тем более, все, что касается прав гражданского общества, с точки зрения европейских ценностей. Но Баку прочно стоит на своих исторических ценностях и традициях, отдавая приоритет национальной идентичности и культуре. Поэтому использовать против Азербайджана маргинальные слои населения, чтобы облегчить себе контроль над Карабахом, у Европы вряд ли получится. Баку регулярно дает понять, что наилучшим форматом внешнеполитического курса страны неизменно остается многостороннее взаимовыгодное партнерство.

- Мария Захарова на днях заявила о достигнутой договоренности по поводу встречи глав МИД Азербайджана и Армении в России. Удастся ли Москве активизировать свое участие в переговорном процессе в качестве посредника или ее поезд уже ушел, а инициативой окончательно завладел Запад в лице ЕС и США?

- Такая встреча не станет сенсацией, а будет звеном традиционных встреч высоких представителей Азербайджана и Армении, с участием России. Будет плохо, если такая встреча вдруг станет «сенсацией». Это будет означать, что Москва заволновалась. Запад и, прежде всего, США пока не могут вплотную заняться карабахским вопросом в силу сложившихся в мире обстоятельств. Но насторожиться по этому поводу России давно уже надо, пока ее поезд не ушел.

 

Экономика
Новости