Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Как президент Франции пожинает плоды своей пресловутой пенсионной «реформы»
1 мая, в Международный день труда, во Франции снова состоялось самое продолжительное в Европе шоу политического недовольства. Все к этому и шло, ведь «макроновская власть» так и не прислушалась к мольбам и требованиям французского народа.
Кажется, президент Франции Эмманюэль Макрон уверен, что не доживет до своего пенсионного возраста, так как не думает сдаваться и прислушиваться к гласу своего народа.
С конца января улицы и бульвары Парижа и сотни провинциальных городов по всей Франции стали ареной массовых протестов. И хотя эти демонстрации были срежиссированы общим фронтом профсоюзов, на самом деле они были вызваны неприемлемыми шагами Макрона, его решением реформировать национальную пенсионную систему и повысить установленный законом возраст выхода на пенсию с 62 до 64 лет, вопреки общественному мнению и отсутствию особой политической поддержки.
Однако на этом фоне Франция, как и десятки других стран, отметила День труда - 1 мая. Это еще одно повторение исторической реконструкции, насчитывающей более века назад; если прошлое - это пролог к настоящему, то произошедшее в Пятой республике в этот день стало самым масштабным, если не самым жестоким, за всю историю Франции.
Мало того, профсоюзы во Франции призвали еще к одному национальному дню протеста, поскольку они пытаются оказать давление на президента Макрона, чтобы тот отозвал свою печально известную пенсионную реформу.
Решение восьми крупнейших профсоюзов страны продолжить борьбу с забастовками и демонстрациями является неудачей для Макрона, который пытался перевернуть страницу в пенсионной битве с тех пор, как закон был принят 14 апреля после получения разрешения от Конституционного совета Франции.
Этот шаг был сделан на следующий день после того, как профсоюзы провели массовые демонстрации в знак протеста против закона Макрона о повышении пенсионного возраста с 62 до 64 лет. Людей на первомайском митинге было намного больше, чем обычно. По данным Министерства внутренних дел, в тот день на улицы вышли 782 тыс. человек.
Однако профсоюзы заявили, что по всей стране маршем прошли 2,3 млн человек. В Париже было 550 тыс. человек - в десять раз больше, чем в 2022 году, и на 150 тыс. больше, чем в последний день акций в канун утверждения нового закона от 13 апреля.
Тем не менее, мирные демонстрации были омрачены нападениями анархистских групп на полицию, уничтожением имущества и поджогами в Париже, Нанте и Лионе. Полиция произвела около 540 арестов, что является одним из самых высоких показателей за один день с начала протестов в январе.
Министр внутренних дел Джеральд Дарманин сообщил местным СМИ, что во время столкновений с протестующими 406 полицейских получили серьезные ранения.
Французские медиа пишут, что демонстрации начались рано утром в городах Нант, Лион, Марсель и Страсбург, а во второй половине дня в Париже прошел крупный митинг. По сообщениям СМИ, напряженность между полицией и протестующими на митинге в Париже возросла, и полицейские применили слезоточивый газ, избили протестующих как в столице, так и в других городах Франции. Во время столкновений были выбиты витрины нескольких магазинов, испорчена уличная мебель и подожжены мусорные баки.
Вместе с тем, правительство неоднократно заявляло и еще раз подтвердило свою позицию о том, что не намерено возвращаться к пенсионной реформе, которая, по его словам, необходима для укрепления финансов дорогостоящей и сложной пенсионной системы Франции по мере старения населения. В Елисейском дворце официальные лица делают ставку на то, что протесты в конечном счете стихнут. И все пойдет своим чередом.
Но оппозиционные партии, такие как крайне левая «Непокоренная Франция», и профсоюзы продолжают использовать разные тактики, чтобы сорвать то, что Макрон назвал флагманской реформой своего второго срока.
Стремясь успокоить общественный гнев, Макрон попросил своего премьер-министра Элизабет Борн реализовать его «100-дневный» план действий правительства, направленный на улучшение государственных услуг и принятие других мер в таких секторах, как «зеленые» инвестиции и образование.
Усилия правительства не остановили наиболее решительных противников пенсионной реформы, которые нашли новые способы выразить свое недовольство. Их новейшая тактика - la casserolade, также известная как стук в кастрюле и сковородке всякий раз, когда Макрон или его министры появляются на публичных мероприятиях. Левые партии тоже пытались добиться проведения еще одного референдума об отмене повышения пенсионного возраста, который рассматривается Конституционным советом страны, перед принятием им решения 3 мая.
Время следующего протеста под руководством профсоюзов было выбрано так, чтобы предварить начавшиеся еще 8 июня прошлого года дебаты по поводу предложения, внесенного в Национальное собрание небольшой группой парламентариев-центристов, об отмене повышения пенсионного возраста. Профсоюзы заявили в совместном заявлении, что забастовка 6 июня была призвана «позволить всем рабочим быть услышанными депутатами». Правда, эта инициатива имеет мало шансов стать законом, потому что ей также потребуется одобрение Сената. Верхняя палата ранее поддерживала повышение пенсионного возраста и находится под контролем консервативной партии Les Républicains.
Однако это может позволить Национальному собранию впервые публично голосовать по основным мерам пенсионного закона Макрона, который также требует, чтобы люди проработали не менее 43 лет, прежде чем они смогут получать полную пенсию. Хотя в феврале и марте в парламенте проходили дебаты, депутаты не голосовали по самому закону, потому что правительство прибегло к его принятию, используя особые полномочия, предоставленные исполнительной власти в соответствии со статьей 49.3 французской Конституции.
Правительство Пятой республики пережило два вотума недоверия, которые были инициированы оппозиционными партиями после того, как оно использовало статью 49.3.
Таким образом, мнимый оплот демократии - Франция, которая всячески пытается утвердиться в дальних геополитических регионах, в Африке, Азии, на Южном Кавказе, благодаря своему неудачному руководству, погрязшему во всем, в чем можно было погрязнуть, принимая разного рода резолюции, порой противоречащие не только справедливости, но и логике, столкнулась с самым беспрецедентным народным сопротивлением, которое позволяет квалифицировать происходящее в Пятой республике как начало новой Французской революции.