Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Смелее смотрим в будущее

Политика
13 Май 2023
01:28
1141
Смелее смотрим в будущее

Нахчыванская автономия получит коридор с выходом на основную часть Азербайджана 

Когда армяне на полном серьезе говорят о блокаде Карабахского региона Азербайджана, людям, пережившим настоящую безысходность вместе с общенациональным лидером Гейдаром Алиевым в начале 1990-х годов во время Нахчыванского периода его руководящей деятельности, становится грустно от сравнения. 

Молодое поколение бакинцев, да и жителей абсолютного большинства населенных пунктов страны керосиновую лампу и примус видело разве что в сувенирных лавках либо в музеях, а многочасовое ожидание в очереди открытия хлебного магазина при полной неизвестности, есть там продукт №1 или нет, оно не может представить себе даже в кошмарном сне. Зато в 1990-1993 годах в Нахчыванской автономии образ жизни без света и газа, горячей воды и продуктов питания при полной блокаде дорог был нормой как для обычного селянина, так и для председателя Верховного Совета республики Гейдара Алиева. 
Сам Михаил Горбачев и его многочисленные армянские помощники и советчики на закате «строительства коммунизма и всеобщего братства» ошибочно думали, что, отправив на пенсию титана мировой геополитики, положат начало долгожданному с их стороны воссоединению Армении и НКАО, - иными словами, очередному расширению территорий агрессивной республики за счет соседей. Даже термин для этого подобрали - «миацум», и все вроде как шло по их плану, но трагедия 20 января 1990 года, когда советская военная машина перестреляла ночной Баку, убив по меньшей мере полторы сотни и покалечив тысячи ни в чем не повинных людей, стала последней каплей в чаше терпения общенационального лидера. 
Будучи убежденным коммунистом, он тем не менее счел своим долгом дать отповедь центральным советским властям, на глазах у многочисленных иностранных журналистов прямо обвинив Политбюро и лично Горбачева в массовых преступлениях против человечности вообще. Понятное дело, после этого ему было небезопасно дальше жить в Москве, и он 20 июля 1990 года вылетел в Баку, лелея надежду на то, что благодарная власть Азербайджана даст вдохнуть полную грудь свободного воздуха. 
Впрочем, великий политик, знавший не понаслышке кремлевские приемы, предполагал, что местная партийная номенклатура сделает все для того, чтобы угодить ЦК КПСС и КГБ СССР, и не ошибся. В результате произошел один из позорнейших фактов нашей современной истории: строителю нового типа республики и человеку, спасшему лицо народа на упомянутой пресс-конференции, власти не позволили остаться в столице, в свое время благоустроенной им, чтобы в судьбоносные времена вместе с населением добровольно нести бремя тягот. 
Президент Ильхам Алиев в обращении к народу в связи со 100-летним юбилеем общенационального лидера Гейдара Алиева, описывая тот период его всеобъемлющей деятельности, так вкратце обрисовал ретроспективу: «Нахчыван в ту пору находился в полной блокаде. И в целом существовали большие угрозы, связанные с будущим автономной республики, - армяне планировали оккупировать ее так же, как и захватить Карабах, объявив по лживой традиции «своими историческими территориями». Гейдар Алиев, которому местное население доверилось абсолютно во всем, уберег родной край от возможной оккупации - врагу был дан достойный отпор, после чего Нахчыван, как бы трудно ни приходилось в условиях блокады, не только выжил, но и не прогнулся, не сломился, выстоял».

Вот она, по-настоящему объективная оценка, и если добавить к сказанному, что в родном городе ему поначалу пришлось ютиться у сестры в ее неказистой квартире, картина все равно будет неполной. Не любящий вспоминать о тех днях, Гейдар Алиев впоследствии говорил для будущих поколений: «Нас полностью лишили поставок продовольствия, нефти, отключили всю энергетику, после чего начался холод и голод. Младенцы умирали в больницах, люди вырубили три четверти ухоженных фруктовых садов на топливо, чтобы обогреть жилища, и мы выжили. Я жил очень скромно, умеренно, в тяжелых бытовых условиях, как и мой народ, но мы сохранили достоинство и благополучие. Ко мне часто приезжали люди из Баку, уговаривали вернуться, но я не хотел ввязываться в политику Народного фронта, которая вела к катастрофе...». 
Обычно в трудные времена человек думает о себе и близких, о тепле, еде, минимальном хотя бы комфорте, но это не про Гейдара Алиева, который после январских событий был убежден, что советская тоталитарная система, которая не оставила ни следа от былой хваленой дружбы народов, рухнет, условно говоря, не сегодня завтра. И в то время, когда другие пеклись о заготовке дров, муки, спичек, керосина, общенациональный лидер решил баллотироваться в депутаты на фоне предложения, поступившего от коллектива трикотажной фабрики, что в Неграмском районе. Местное население вначале не поверило в реалии, думая, что Гейдару Алиеву самое место в Москве, но оно не знало правды о незаслуженной опале и все равно по наитию всей душой чувствовало настоятельную необходимость в политически опытном, обладающим дипломатическими навыками руководителе. Поэтому дальнейшее избрание его руководителем парламента было заранее решенным безальтернативным делом - пара кандидатов от НФА открытым голосованием была отсечена автоматически. 
И уже первая сессия 12-го созыва Верховного Меджлиса Нахчыванской АССР от 17 ноября 1990 года прошла под председательством общенационального лидера, который тогда же большинством голосов переименовал родной край, убрав из его названия слова «советская социалистическая», что отражало суть вещей - советская власть и ухом не повела, когда население просило защитить его от реальной опасности оккупации. Тогда же парламент получил статус Верховного Меджлиса, а депутаты восстановили трехцветный Государственный флаг времен АДР, являвшийся символом истинной независимости. 
Иными словами, нынешний привычный нам триколор, как символ национальной гордости, получил постоянную прописку в наших сердцах благодаря прозорливости общенационального лидера - еще раз повторимся, на дворе была советская власть, однако Гейдар Алиев был твердо уверен в том, что ни пограничные войска, ни сам КГБ СССР ничего не способны сделать с волей народа. 
Кстати, одним из наиболее важных вопросов, обсуждаемых на памятной сессии местного парламента, было разработанное лично Гейдаром Алиевым решение «О политической оценке событий, произошедших в Баку 20 января 1990 года», и это в то время, когда правительство тогдашнего руководителя ЦК КП Азербайджана Аяза Муталлибова боялось даже во сне произнести «крамольную», а по сути объективную, формулировку. Тогда же лидеру местного парламента выпала возможность выработать и узаконить решение «Об отношении к создавшемуся положению в Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской ССР, в Шаумянском районе и в деревне Чайкенд Ханларского района». 
Очень скоро по Баку разошелся слух о том, что Нахчыван становится центром принятия стратегических решений. А после того, как решением того же Меджлиса при «живой» советской власти с территории автономии была выведена мотострелковая дивизия, являвшаяся составной частью Закавказского военного округа, политическая палитра Азербайджана преобразилась, а центр тяжести национально-освободительного движения окончательно переместился из Баку в Нахчыван - решения, принимаемые партактивом на берегу Каспия, были просто бумажками, на которые никто не обращал внимания. 
Президент Ильхам Алиев, характеризуя историческое время решающих перемен, так описывает события тех лет: «Создание в ноябре 1992 года в Нахчыване партии «Ени Азербайджан» и избрание Гейдара Алиева ее председателем фактически способствовали появлению современной политической системы в масштабах всей страны, так как подняла голову реальная оппозиция к тогдашней антинациональной власти. Как только появилась возможность, начался нарастающий приток людей из различных регионов, желающих вступить в партию, и за короткий срок «Ени Азербайджан» превратилась в ведущую политическую силу зарождавшегося государства. Как видим, и сегодня она остается таковой, что еще раз подтверждает правоту пути, избранного народом». 
Мы видим также продолжение предначертанного пути, когда достойный продолжатель великих заповедей, лидер нового поколения Ильхам Алиев по итогам Отечественной войны 27 сентября-10 ноября 2020 года создал предпосылки для полной интеграции искусственно вычлененного большевиками региона в проект Большой Евразии. Как ни странно, что бы ни кричали неадекватные армянские политики, объединительная инициатива главы государства выгодна всем участникам. 
С точки зрения инфраструктурной связанности выход на Нахчыванский (Зангезурский - кому как угодно, суть от переименования не меняется) коридор может стать 
составной частью классических транспортных проектов «Восток-Запад» и «Север-Юг», проходящих по территории Южного Кавказа. Трехстороннее заявление президентов Азербайджана и России, а также премьер-министра Армении от 10 ноября 2020 года положило конец армянской оккупации, продолжавшейся почти тридцать лет и мешавшей в полной мере использовать возможности регионального сотрудничества, - повторимся, что угрозы повторения полномасштабной войны больше нет, а потому давайте смелее смотреть в будущее. 
Освободив свои территории от оккупации, официальный Баку изменил геополитическую карту региона, устранив тридцатилетние проблемы, связанные с безопасностью, и создав новые возможности для дальнейшего сотрудничества, в том числе, и на экономическом треке. Так, в случае добровольного выполнения Иреваном пункта 9 упомянутого документа все экономические и транспортные связи автоматически будут восстановлены, и лучше будет, если Армения сама гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов. А если не гарантирует, так и пометим в грядущих документах, причем простым языком, что «клиент не созрел для несения ответственности, а потому назначаем ему опекуна в целях призрения». 
В настоящее время наземное и воздушное сообщение с Нахчываном доступно в основном через Турцию на западе, так как иранское направление содержит новые риски, а потому в случае открытия коридора будет сокращено время доставок, снизятся транспортные расходы, создав новые возможности экономического развития и устранив традиционные опасения, связанные с обеспечением безопасности. 
Более того, коридор создаст новые экономические возможности и для стран региона - Турция получит прямой выход на Азербайджан, да и в сравнении с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс этот маршрут будет примерно на 340 км короче, что поспособствует росту объема двусторонней торговли сразу между несколькими участниками, включая ряд ближневосточных стран, связанных с братской страной автодорогами. И это не принимая в расчет большие возможности туристического потенциала региона. 
Если же брать в более широком смысле, этот коридор обещает дать Европе дополнительный выход к Каспийскому морю и странам Центральной Азии, а Китаю с его производственными мощностями - обратный путь, в направлении Старого континента. 
Кстати, и официальная Анкара объявила о планах строительства новой железной дороги из Карса в Нахчыван и готовности вложить до $270 млн в ветку протяженностью 230 км - там линия будет соединена с дорогами на Иран, Афганистан, Пакистан и далее - к юго-востоку материка. Таким образом, практически весь регион получит огромное преимущество с точки зрения логистики, главное - не быть жадным и думать о совместной выгоде. 
Открытие этого коридора выгодно и для России, так как на фоне антивоенных санкций будет создан альтернативный наземный маршрут, тем более что южная часть железнодорожной сети РФ традиционно связана с железными дорогами Азербайджана, что позволит поездам РЖД легко добраться до Нахчыванской автономии через Армению, а затем направиться хоть в Турцию и Иран, хоть дальше вглубь Азии, на тот же Ближний Восток, где у нее ясно обозначены внешнеторговые приоритеты. 
Да и сама Армения вполне может получить значительную выгоду от присоединения к интеграционным процессам - прежде всего, она выберется из тупика экономической изоляции, в который загнала сама себя «обидами» и выяснением отношений, забывая о прагматизме международных связей. Открыв свой участок, она прежде всего растопит лед отчуждения, получив сквозной наземный маршрут, обеспечивающий гораздо больший доступ к рынку Евразийского экономического союза (ЕАЭС), - ограничение этих возможностей было одним из основных экономических препятствий для соседней страны в последние годы. 
Словом, плюсов от ценной инициативы официального Баку немало. Эти перспективы задолго до нынешних реалий предвидел общенациональный лидер Гейдар Алиев, а его достойный преемник, продолжатель глобальных успехов Президент Ильхам Алиев создал предпосылки для преображения региона в территорию мира, стабильности и процветания. 

 

Экономика
Новости