Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Пашинян как разменная монета геополитики
Присутствие премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Анкаре на церемонии инаугурации Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана окончательно раскололо армянское общество, внеся разброд и шатания в и без того неокрепшие его умы.
Одни считают этот поступок единственно правильным, способствующим налаживанию межгосударственных отношений, другие «вешают всех собак» на главу своего правительства, называя его самым искусным предателем во всей предательской истории хаев и самым большим турецким шпионом.
Что же было на самом деле?
Реалии таковы, что Пашинян уже более пяти лет является разменной монетой геополитических амбиций мировых центров силы. Что касается напрямую двусторонних отношений между Турцией и Арменией, то они долгие годы не развиваются по двум причинам: на фоне утверждений армян и их заступников из клуба традиционалистов о так называемом «геноциде 1915 года» и не окончательно разрешенной ситуации вокруг Карабахского региона Азербайджана (вначале была длительная оккупация, а после окончания Отечественной войны тянутся долгие и пока что мало результативные переговоры о мире).
Хотя по итогам военной операции по освобождению земель региональная обстановка на Южном Кавказе изменилась, кроме позитивных заявлений со стороны официального Иревана мы ничего не наблюдаем, а потому Анкара не собирается менять свое отношение к реваншистам.
На самом деле открытие границ с Арменией - вопрос технический (вспомним, как после землетрясения на юге и юго-востоке Турции пять армянских грузовиков с гуманитарной помощью пересекли мост Маргара на армяно-турецкой границе), и его решение упирается в мирное признание армянским правительством принципов международного права, где четко и недвусмысленно прописано, что «Карабах - Азербайджан!»
На самом деле, если придерживаться хронологии, Турция была одной из первых стран, признавших независимость соседней республики, объявив о соответствующем решении 16 декабря 1991 года. При этом братская страна поддержала идею включения Иревана в состав соучредителей Организации Черноморского экономического сотрудничества.
А границы были закрыты в ответ на оккупацию Кяльбаджарского района, после того как Совбез ООН принял резолюцию о немедленном и безусловном выводе войск агрессора с территории суверенного государства. Но правительство Левона Тер-Петросяна отказалось делать это со ссылкой на необходимость создания буферной зоны вокруг НКАО, за что получило справедливое прекращение со стороны Турции автомобильного, железнодорожного и воздушного сообщения.
Правда, в последующие годы имели место инициативы по возобновлению диалога сторон. Так, в апреле 2005 года в бытность премьер-министром Реджеп Тайип Эрдоган направил письмо в адрес экс-президента Роберта Кочаряна, предложив сформировать совместную комиссию для анализа трагических событий 1915 года. А Кочарян вместо поддержки правильной инициативы заявил о готовности начать политический диалог на высшем уровне по нормализации отношений. Так возникла «футбольная» дипломатия, закончившаяся тем, что 10 октября 2009 года в Цюрихе состоялось подписание турецко-армянских протоколов о нормализации отношений, однако ввиду позиции армянской стороны эти документы так и остались на бумаге.
Вскоре после освобождения исторических земель Азербайджана от армянской оккупации Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара не исключает вероятности открытия новой страницы в отношениях с Иреваном. Выступая в Милли Меджлисе 16 ноября 2021 года, турецкий лидер заявил, что все страны региона, в том числе Армения, могут извлечь пользу из установления мира и стабильности на Южном Кавказе. А 15 декабря того же года бывший посол Турции в Вашингтоне Сердар Кылыч был назначен спецпредставителем по нормализации отношений с Арменией (в ответ 18 декабря вице-спикер армянского парламента Рубен Рубинян стал спецпредставителем по диалогу с Турцией). Более того, правительство Пашиняна сняло запрет на импорт турецких товаров, и это тоже плюс в копилку надежды на восстановление турецко-армянских отношений.
Так что присутствие премьер-министра соседней страны на инаугурации Эрдогана не следует воспринимать как нечто из рук вон и делать из этого цирковое представление.
Вопрос в другом - почему несмотря на протянутую руку перспектив сотрудничества Иреван вот уже более 30 лет отвечает неискренними завышенными ожиданиями. В этой связи интересна неадекватная реакция Пашиняна на открытие 25 апреля в центре столицы его страны памятника дашнакам, участвовавшим в серии терактов, известной как «операция Немезис». Они убивали членов правительства младотурков в Османской империи и Азербайджанской Демократической Республики в начале 1920-х годов. Неадекватный и считающий себя умнее других премьер-министр заявил, что «и решение по установке памятника, и его реализация были неправильными», вдобавок подчеркнув, что «не правительство принимало это решение». Но было ли это лишь провокацией маргиналов?
Конечно, нет, потому что установка памятника не была единичным инцидентом в отношении связей с Турцией. Так, 28 апреля глава МИД Франции Катрин Колонна по приглашению армянского внешнеполитического ведомства посетила военный пантеон «Ераблур» в Иреване. Она возложила цветы погибшим сепаратистам, но в пантеоне находится и памятник боевикам «АСАЛА», которые совершали теракты против турецкого государства и гражданского населения в 1970-х и 1980-х (позже они сыграли важную роль в захвате азербайджанских земель). Приход туда французской гостьи был неординарным событием - обычно иностранные гости держатся от этого объекта подальше, осознавая его скандальность. По всей вероятности, Колонна была вторым официальным представителем иностранного государства, пришедшим туда - первым был министр обороны Греции (еще одной армянской «сестрички») в 2018 году.
На этом фоне 29 апреля Турция запретила летать через свое воздушное пространство всем самолетам, следующим из страны, где лицемерие возведено в ранг морального правила. Кстати, тогда некоторые европейские и армянские «эксперты» тут же заговорили о том, что это, мол, рассчитано на попытку заработать дополнительные очки для Эрдогана перед выборами. Но надо бы знать электорат братской страны - для него происходящее в Иреване настолько отдаленная тема, что «армянский вопрос» не влияет даже на муниципальные, тем более на президентские выборы, да и турецкие чиновники по теме высказались скупо и на отдаленном фоне заявлений по другим темам.
То есть Анкара явно стремится добиться решения проблемы, а не устраивать скандал, а Иреван манипулирует налаживанием отношений с Анкарой, дабы добиться уступок от Баку, и наоборот. Хотя всем известно, что процесс нормализации отношений Турции и Армении после подписания Шушинской декларации 15 июня 2021 года физически не может протекать отдельно от мирного урегулирования между Азербайджаном и Арменией. Более того, для братской страны в целом отношения с реваншистами не являются критически важными, хотя для ее восточных регионов это было бы новой возможностью развития через интеграцию с Южным Кавказом.
А вот действия армянской стороны, устраивающей шоу типа намеков на арест Путина в Иреване или провоцирующей Турцию демонстративным почитанием террористов из «Немезиса», выглядят двусмысленно.
Сейчас конъюнктура провокаций отсутствует - либеральный истеблишмент глобального Запада так и не дождался проигрыша неугодного ему Эрдогана, а потому Иревану надо будет сделать выбор: или следующие пять лет работать на реализацию мирных инициатив в регионе, или же забиться под плинтус и ждать очередных президентских выборов в братской нам стране в бесперспективном расчете на выигрыш антитурецких сил.
И еще, Пашиняну на заметку - начиная с Мустафы Кемаля Ататюрка ни один руководитель Турции, даже представитель хунты, не поступался интересами азербайджанского народа.
Фидан САЛМАНЛЫ