Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

На руинах демократии

Политика
04 Июль 2023
11:56
1107
На руинах демократии

... или как Франция скатывается обратно в варварское прошлое

Во Франции - «оплоте европейской демократии» - снова неспокойно. Правые и левые политики, социологи, аналитики и комментаторы по-разному осуждают, объясняют и оправдывают ярость и насилие, охватившие многие французские города после того, как в прошлый вторник полиция застрелила Наэля Мерзука, 17-летнего юношу североафриканского происхождения. 

С тех пор и в течение пяти дней подряд полиция Франции арестовала более тысячи протестующих в нескольких крупных городах, в том числе в двух крупнейших - столице Париже и портовом Марселе. Смерть Мерзука и появление видеозаписи, на которой запечатлен момент, когда его сперва остановили якобы из-за нарушения дорожного движения, а затем застрелили в упор внутри его машины, однозначно возмутили не только его родных и друзей, но здравомыслящую часть французского общества. 
Тем не менее это не единичный случай, который в целом отражает более широкие проблемы французской полиции, расовых отношений и общества, и это должно быть очевидно для всех. В самом широком смысле смерть Мерзука возродила наболевшие вопросы о догматическом убеждении Франции во главе с ее президентом Эмманюэлем Макроном в необходимости расовой ассимиляции, секуляризма и универсальной идентичности. Все более разноцветная Пятая республика, на меняющийся характер которой сильно повлияло колониальное прошлое, по-прежнему официально считается дальтоником.
Агрессивные, порой жестокие методы, применяемые хорошо вооруженной, недисциплинированной французской полицией, являются давней проблемой, когда она была поднята во время уличных протестов «желтых жилетов» в 2018-2019 годах, когда были ранены тысячи демонстрантов. 

Аналогичные проблемы возникли во время протестов против пенсионной реформы в текущем году. Организации гражданских свобод были весьма критичны. На прошлой неделе наблюдательный орган ООН по правам человека снова высказал свое мнение, заявив, что гибель Мерзука стала тревожным звонком для властей, чтобы они серьезно занялись глубокими проблемами расизма и расовой дискриминации в правоохранительных органах.
Неспособность политических классов страны, да и всего французского истеблишмента решить эту проблему - одна из причин, по которой многие молодые люди, особенно представители различных рас, считают, что находятся в состоянии войны с «системой». Подстрекательская реакция крайне правых политиков, таких, как Эрик Земмур, который говорил о «гражданской войне» и «восстании», была позорной, типично расистской. Президент Франции солидарен с Земмуром и пребывает в этом состоянии непрерывно. Его обвинили в полной безответственности после того, как он поделился фотографией с концерта Элтона Джона во время пожара в Париже. Пытаясь восстановить контроль, Макрон разозлил профсоюзы полицейских, назвав стрельбу «непростительной», хотя его призывы поддерживать закон и порядок были широко проигнорированы.
То, что руководство полиции считает себя вправе называть бунтовщиков-подростков «паразитами» и «дикими полчищами», свидетельствует об опасной, постоянно расширяющейся пропасти, разделяющей «имущих» и «неимущих» во Франции.
Бедность, загородные поместья, похожие на гетто, безработица, ограниченные шансы на жизнь и социальное отчуждение - и есть те насущные проблемы, с которыми сталкивается молодежь во Франции. И когда к этой взрывоопасной смеси добавляется хронический, нерешенный институциональный расизм в системе правосудия, неудивительно, что в других государственных структурах и обществе в целом происходят неконтролируемые «взрывы». То, что сегодня происходит во Франции, является заблаговременным предупреждением для всех, кто следует подобной политике.
Представьте только, туристы в нескольких частях Франции наблюдали за протестующими, некоторые из которых в возрасте 14 лет столкнулись с правоохранительными органами, после чего президент Эмманюэль Макрон протокольно осудил смерть подростка-водителя алжирского происхождения как «необъяснимую», но французский лидер также призвал родителей взять на себя ответственность за подростков, которые участвовали в пожарах, устроенных практически по всей стране, часто без ведома членов их семей.
«Нет справедливости, нет мира», - кричал один из молодых ребят в микрофон репортера американского радио NPR, когда убегал от полицейских в касках в Марселе, которые входили в число 45 тыс. офицеров, отправленных властями в общественные места. Кстати, в Марселе и других крупных городах полицейские использовали фургоны, чтобы блокировать улицы и препятствовать большим скоплениям разгневанных демонстрантов, применяя слезоточивый газ для разгона больших групп, в то время как вертолеты парили над головой, следя за движением толпы.
Насилие со стороны полиции и предполагаемая дискриминация по этническому, расовому и социально-экономическому признакам уже давно возмущают общины меньшинств во Франции, и хотя прошло более десяти лет с тех пор, как в последний раз происходили беспорядки такого масштаба, жестокость реакции на убийство подростка, похоже, застала политические власти врасплох.
В парижском пригороде - Л’Эй-ле-Роз - прокуратура начала расследование покушения на убийство после того, как дом местного мэра был протаранен автомобилем, который впоследствии был подожжен, в результате чего были ранены жена и один ребенок мэра Венсана Жанбрена. Он заявил, что нападение на отдельное лицо представляет собой новый уровень ужаса и позора в нынешней вспышке гражданских беспорядков, в то время как административные здания, школы, полицейские участки и сотни магазинов также были повреждены пожарами или разграблены за последние несколько дней.
Насилие, совершенное в отношении сотрудников Азербайджанского телевидения во Франции, было еще одной административной формой давления на свободу слова. На самом деле было бы очень наивно ожидать теплого отношения к представителям других наций, особенно к профессиональным журналистам, со стороны официального Парижа, проявившего масштабные репрессии и бесчеловечное обращение с собственным народом. Поэтому невооруженным глазом видно, как в лице президента Макрона страна демонстративно нарушает международное право, попирая тем самым справедливость и демократические принципы.
Отнятие камеры у сотрудников Азербайджанского телевидения во Франции, ее поломка и угроза оружием во время съемок являются грубостью и прямым насилием по отношению к человеку, по долгу службы желающему получить информацию. Это является грубым вмешательством не только в деятельность азербайджанских журналистов, но и в свободу международных СМИ в целом и препятствует законной профессиональной деятельности представителей прессы. Давление, запугивание и насилие в отношении представителей СМИ - это прямое покушение на свободу слова и самовыражения во Франции, которая некогда процветала благодаря защите прав человека и демократии. 
Впрочем, последние 10 лет Франция переживает острые проблемы со свободой слова. Обострение медийной среды, ожесточение законодательства, различные инциденты в отношении журналистов, нападения, аресты и травмы представителей СМИ и пр. являются грубым вмешательством французского правительства в деятельность свободных медиа. Тем временем, ось европейской демократии смещается на глазах, и вряд ли Пятой республике под руководством ее бездарного политического лидера Макрона, не замечающего бревна в своем глазу и всячески ищущего соринку в чужом, удастся вернуть былую славу, если только не родится Шестая.
 

Экономика
Новости