Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Агония Пятой республики

Политика
05 Июль 2023
09:50
918
Агония Пятой республики

Франция расплачивается за свою колониальную политику 

Макроновская Франция все больше стала удивлять мир. Пытаясь утвердиться на Европейском континенте в качестве сильной державы, Пятая республика порой пользуется такими политическими технологиями, которые выставляют ее на посмешище, превращая в объект порицания.

В век информационных технологий, когда все тайное становится явным, Франция своей внутренней и внешней политикой открыто демонстрирует сущность, суть и ориентиры своих геополитических намерений. Если в каких-то странах Старого Света и имеют место позорные для цивилизованного мира случаи расизма, ксенофобии и исламофобии, то Пятая республика без стыда и совести, без каких-либо колебаний открыто совершает их на глазах всего мирового сообщества и даже призывает следовать ее примеру другие страны. Возможно, это и сближает макроновскую Францию с Арме-
нией, являющейся «раковой опухолью» Южного Кавказа.
Так, 27 июня, накануне священного мусульманского праздника Гурбан байрамы, во Франции полицейским был застрелен 17-летний французский подросток алжирско-марокканского происхождения Наэль Мерзук. Сначала полиция охарактеризовала происшедшее как законную самооборону. К ее удивлению, инцидент был снят на видео и доказывал ошибочность официальной версии. На ролике четко видно, что Наэль никоим образом не угрожал жизни офицеров. В него стреляли в упор, когда он пытался бежать. Видео было распространено в социальных сетях и мгновенно стало вирусным, вызвав волну возмущения по всей стране всего через несколько часов после того, как произошло убийство.
Беспорядки начались в пригороде Парижа Нантерре, в том самом месте убийства. На следующую ночь они охватили уже остальную часть страны. Протестующие жгли административные здания и полицейские участки, грабили дорогие магазины и супермаркеты.
Примечательно, что большинство участвующих в беспорядках составляют подростки. Чтобы противостоять им, государство использует драконовские методы борьбы с недовольными. Министерство внутренних дел направило 45 тыс. полицейских для нейтрализации протестующих. Использование боевого оружия, в том числе слезоточивого газа и бронетехники, является макроновской нормой для усмирения бунтовщиков. Сотни молодых людей уже арестованы, в минувшие выходные суды вынесли первые приговоры по тюремному заключению в ускоренном порядке.
Протестующие относятся к государству и его институтам однозначно: они видят в нем главного виновника всех своих страданий. Беспорядки - это форма политического инакомыслия, выражаемая поколением мусульман и небелых подростков, чьи жизни французское государство считает неполноценными, дешевыми и бессмысленными.
Франция имеет богатую историю исламофобских и расистских убийств, совершенных полицией. Начиная с 1991 года в ответ на расистские преступления французского политического истеблишмента, совершенные руками полиции, прошло по меньшей мере 21 насильственное восстание разного масштаба. Только в 2022 году от рук полиции ежемесячно погибал как минимум один мужчина африканского происхождения.
Естественно, эти французские «политтехнологии» хорошо известны широкой общественности. Ведь такая жестокость уходит своими корнями в колониальное прошлое Франции. Представьте только, правоохранительная функция в стране заключалась в подчинении коренного мусульманского населения «ценностям республики», предотвращении законного выражения их политического инакомыслия.
Нынешние полицейские силы унаследовали эту роль в другом контексте. Жестокость полиции - это системная проблема с конкретными политическими целями: это средство, которое французское государство использует для защиты республиканских ценностей и насильственного препятствования политическому росту мусульман и этнических меньшинств. Жестокость полиции и убийства не являются событиями второстепенного значения или отвратительным исключением из общепринятой практики. К сожалению, это стало нормой в мусульманских кварталах Пятой республики.
В прошлую пятницу официальный представитель Управления верховного комиссара ООН по правам человека Равина Шамдасани в своем заявлении выразила обеспокоенность по поводу смерти 17-летнего Наэля. По ее словам, для Франции наступил момент, чтобы серьезно заняться глубокими проблемами расизма и дискриминации в правоохранительных органах.
 

Уму непостижимо, но сегодня все в унисон твердят, что французское законодательство, регулирующее деятельность полиции, было разработано с целью защиты ее исламофобской и расистской функции. Оно создано для защиты неприкосновенности полиции, предоставляя стражам порядка свободу действий при обращении с мусульманами и небелыми.
В случае с убийством Наэля соответствующий закон, регулирующий использование огнестрельного оружия полицией, был принят в 2017 году на фоне сильного исламофобского стремления ослабить правовую базу, регулирующую вмешательство полиции в районы с мусульманским большинством. Критики считают, что это дало полиции своего рода «лицензию на убийство».
Полицейское преступление, совершенное накануне Гурбан байрамы, полностью отражает адекватность масштабов беспорядков.   Чтобы понять мотивы, толкающие молодых французских граждан на выражение протеста, происходящее следует рассматривать в контексте нынешнего положения дел во Франции. 
Действительно, в стране царит атмосфера исламофобии и расизма. Сильная неприязнь или страх перед исламом, особенно как политической силой, лежит в основе французского политического дискурса: криминализация ислама и мусульман стала мейнстримом. К большому сожалению, глубоко укоренившаяся исламофобия во Франции создала благодатную почву для насилия. Один из бунтующих заявил представителям медиа: «Все они критикуют нашу религию, они думают, что мы неграмотны, что мы подонки, но достаточно!»
Тем временем французские СМИ и политики занимаются целенаправленной пропагандой, обычной практикой подрыва репутации жертвы, намекая на ее криминальное прошлое и тем самым преуменьшая серьезность такого убийства. Силовые структуры систематически используют эту тактику для релятивизации чудовищных преступлений французского государства.
Личность и социальный статус жертвы в этих случаях значения не имеют, и убийство от рук правоохранительных органов всего-навсего полностью оправдывается. Это бесчеловечное отношение еще больше отталкивает французских граждан мусульманского и небелого происхождения от самих французов, которые когда-то оккупировали их земли далеко за пределами Франции. Возможно, сегодня Республика расплачивается за свою колониальную политику, которая явно не имеет человеческого лица. Однако по мере того, как беспорядки продолжаются, французские медиа и политики пытаются представить происходящее как проявление морально-воспитательного кризиса, отрицая их политическую природу. 
В свою очередь президент Франции Эмманюэль Макрон воззвал к чувству ответственности родителей подростков. Согласно этому нарративу, насилие не было естественным ответом на серьезную несправедливость, а явилось поведением детей из-за отсутствия надлежащей заботы о них со стороны родителей и соответствующего образования. Вместо того, чтобы попытаться понять законные политические обиды, выраженные с помощью насилия, оба нарратива порочат и обвиняют жертв исламофобии и расизма со стороны государства. Именно они и послужили катализатором насилия, подпитывая разочарование и решимость бунтовщиков.
Вся эта картина иллюстрирует последствия государственной дегуманизации части населения. Отрицание их прав на безопасность, недовольство и политическое волеизъявление, а также ограничение их основных прав доказывают, насколько французское государство презирает их существование.
Судя по всему, репрессии со стороны государства вскоре остановят беспорядки, но не изменят дух протестующих в долгосрочной перспективе, поскольку их первопричины сохраняются.
Для французов жизнь арабов, чернокожих и мусульман не имеет никакого значения. Они считают, что их можно в любой момент растоптать, выкрасть и просто уничтожить. Однако Макрон и его свита забывают об одной истине, которую в свое время озвучил Франц Фанон в своем произведении «Проклятые Земли»: «Репрессии не только не останавливают поступательное движение национального самосознания, но подстегивают его».
Очевидно, что макроновская Франция превращается в тираническое государство, всецело игнорирующее международное гуманитарное право, общечеловеческие ценности мира и равноправия и успешно подстрекающее другие страны, к примеру Армению, бороться с наилучшими достижениями человечества, такими как толерантность и мультикультурализм. 

Экономика
Новости