Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Истинные причины недовольства Иревана Лачинским ППП ПКПП
На днях при прохождении пограничного контроля на Лачинском пограничном контрольно-пропускном пункте (ПКПП) был задержан террорист Вагиф Хачатрян, находящийся в международном розыске с 2013 года за преступления, совершенные им в 1992 году против мирных азербайджанцев.
Следствием было установлено, что 22 декабря 1991 года гражданин Азербайджанской Республики Хачатрян Вагиф Черкезович (1955 г.р.) совместно с другими лицами армянской национальности с целью полного уничтожения азербайджанцев, проживавших в селе Мешали как единой национальной группы, используя различные виды оружия, в том числе огнестрельное и боевые машины пехоты, совершив вооруженное нападение на данное село, убили 25 человек азербайджанской национальности, 14 лицам нанесли телесные повреждения различной степени тяжести, 358 азербайджанцев изгнали из мест законного проживания без оснований, предусмотренных международно-правовыми нормами и законами Азербайджанской Республики.
Кроме того, Вагиф Хачатрян, продолжая совместные преступные действия с лицами по предварительному сговору, уничтожая и повреждая имущество, принадлежащее государству и сельским жителям, нанесли большой материальный ущерб. В связи с чем было принято постановление о привлечении Вагифа Хачатряна в качестве обвиняемого по статьям 103 (геноцид) и 107 (депортация или принудительное переселение населения) Уголовного кодекса Азербайджанской Республики.
По словам начальника Управления Генеральной прокуратуры Азербайджана Махира Аббасова, привлечение к уголовной ответственности Вагифа Хачатряна, задержанного в связи с событиями в селе Мешали Ходжалинского района, соответствует нормам международного и национального права. Более того, в соответствии с действующим законодательством срок давности привлечения к уголовной ответственности не распространяется на преступления, совершенные против мира и человечности, а также на военные преступления.
Свое видение по данному вопросу, а также по различным аспектам переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил российский политолог, руководитель Центра стратегических исследований стран Южного Кавказа Евгений Михайлов.
- Чего удалось достичь на недавней встрече глав МИД Азербайджана и Армении в Москве?
- На прошедшей встрече министров иностранных дел России, Азербайджана и Армении в Москве произошло самое главное - продолжение обсуждения мирного урегулирования между сторонами. Все остальное - это частности. Да, мы не увидели никаких прорывных заявлений, но главное, что не было и заявлений, способных полностью нивелировать предыдущие усилия.
Глава МИД РФ Сергей Лавров в своем выступлении дал четко понять, что, несмотря на существующие сложности, переговорный процесс продолжается, и отметил, что от Азербайджана Иреван ждет гарантий безопасности для армян Карабаха.
Глава МИД Армении, как обычно, пытался вывести из себя своего азербайджанского коллегу. Но в целом я рассчитываю, что общие результаты встречи при содействии России приведут страны к подписанию мирного договора уже в конце 2023 года. При условии, если только Пашинян вновь не изменит своей позиции, о чем ранее заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
- Какова ваша оценка идущего сейчас переговорного процесса, учитывая то, как этот процесс охарактеризовал министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов: «Результаты переговоров уступают динамике»?
- Глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов в своих заявлениях очень дипломатичен. «Результаты переговоров уступают динамике» - высказывание, полностью раскрывающее поведение именно армянской стороны, которая вроде и делает положительные заявления и утверждения, но часто потом отыгрывает назад. Как в танце: шаг вперед и два назад. Однако даже это в итоге дает надежду на окончательное урегулирование, так как стороны, несмотря ни на что, пока не позволяют себе никаких действий, способных развернуть ситуацию вспять. При этом, учитывая высокую турбулентность политической жизни в Армении и влияние внешних факторов, особенно Франции, я не удивлюсь тому, если Иреван преподнесет неприятные сюрпризы.
- По итогам трехсторонней встречи российский министр заявил, что до конца года в России может состояться трехсторонняя встреча на высшем уровне. Каковы ваши ожидания от грядущей встречи?
- Заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что по результатам встречи министров иностранных дел планируется встреча на высшем уровне, можно расценивать прежде всего в ключе того, что Москва, несмотря на усилия Запада, все же держит руку на пульсе и продолжает оставаться основным модератором переговорного процесса. И вряд ли позволит ЕС и США перехватить инициативу. Опять же, учитывая международную обстановку, Кремль прекрасно понимает, что Южный Кавказ является одной из важнейших точек приложения национальных интересов России, и приложит максимум усилий, чтобы подписание мирного договора между Баку и Иреваном произошло именно в Москве.
- После установки нашими пограничниками Лачинского ПКПП армянская сторона неоднократно заявляла о «блокаде» карабахских армян, что, якобы, привело к гуманитарной катастрофе в той части Карабахского региона, где компактно проживают армяне. Вслед за этим стали распространяться слухи о нехватке продовольствия, хотя это не соответствует действительности. В чем причины такого поведения армян?
- Установление Азербайджаном пограничного контрольно-пропускного пункта на Лачинской дороге суверенное право Азербайджана и считаю, что решение об этом было принято прежде всего с обеспечением безопасности и контроля за незаконным перемещением оружия и боевиков, но ни в коей мере не является блокадой мирного армянского населения. Иреван специально нагнетает ситуацию, так как не может на нее повлиять в собственных интересах.
- Чтобы успокоить карабахских армян и разгрузить Лачинскую дорогу, азербайджанская сторона предложила воспользоваться альтернативной дорогой Агдам-Ханкенди. Но и тут армяне выступают против. Почему?
- На самом деле поставка гуманитарных грузов в Ханкенди с использованием дороги Барда-Агдам является наиболее приемлемым решением. Более того, подобное предложение от Баку поддержано международными институтами. Однако Армении и силам, ее поддерживающим, необходим высокий градус напряженности для затягивания миротворческого процесса. Иревану нужно по максимуму не допускать настроя общественного мнения армянского населения региона в пользу Баку и тем самым, несмотря на обещания, затягивать подписание мирного договора. Несмотря на то, что дорога через Лачин наименее удобна, Армения пытается пробиться в Ханкенди именно по этому пути. И это не случайно. Иреван питает надежды на то, что Баку все-таки уберет свой ПКПП и появится возможность подпитывать сепаратистов и завозить в анклав все, что вздумается. Однако эти возможности перекрыты азербайджанским государством. А дорога через Агдам полностью контролируется Баку, и для Армении это неприемлемо. Вопрос тут даже не в гуманитарной составляющей. Все понимают, что сахар, мука и медикаменты - не самое главное для Иревана. Главное - иметь возможность беспрепятственного проникновения в Ханкенди боевиков, оружия и персонала различных НКО, дестабилизирующих обстановку и курируемых фондом Сороса, а также прочими структурами, способными расшатывать и так непростую политическую обстановку. Однако эта возможность перекрыта азербайджанским ПКПП на Лачинской дороге.
- Как следствие, на днях на Лачинском ПКПП был задержан Вагиф Хачатрян, находящийся в международном розыске с 2013 года по обвинению в участии в убийстве мирных азербайджанцев в селе Мешали Ходжалинского района 22 декабря 1991 года. Армяне сразу же подняли крик о нарушении прав человека и пр. Как вы расцениваете произошедшее?
- Скандал, раздуваемый армянской стороной в связи с задержанием на Лачинском ПКПП международного террориста Вагифа Хачатряна, раскрывает истинную сущность требований Иревана о направлении гуманитарных грузов в Ханкенди именно этой дорогой, а не через Агдам. Как говорится, что и требовалось доказать. Целью установки пропускного пункта как раз и является недопущение проникновения подобных персонажей на территорию Карабаха, а все разговоры о том, что подобные действия Баку ведут к гуманитарной катастрофе в регионе, являются армянскими байками для международного сообщества. Иреван пока не способен принять свершившийся факт: контроль Азербайджана над Карабахом восстановлен и заявления премьера Пашиняна о том, что он признает территориальную целостность Азербайджана, - вынужденный постфактум. Это ведет, невзирая ни на что, к подписанию мирного договора. Ну а если случится так, как говорит Президент Ильхам Алиев об изменении позиции армянского руководства, тогда не исключены и радикальные формы решения спорного вопроса. Однако я все-таки надеюсь на благоразумие армянской стороны и прежде всего полагаюсь на авторитет Москвы, являющейся основным гарантом безопасности на Южном Кавказе.