Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Азербайджан умеет объединять интересы тюркского мира
Передача Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в дар Азербайджану полной средней школы №1 имени Мирзы Улугбека, построенной в Физули, ознакомление с Генеральным планом его возрождения, посещение города Шуша и его знаковых культовых сооружений - все это символизирует стратегическое единение тюркского мира вокруг общечеловеческих ценностей.
И как в этой связи не вспомнить огромной степени важности выступление Президента Ильхама Алиева на внеочередном Саммите глав государств Организации тюркских государств (ОТГ) в Анкаре 16 марта в целях преодоления последствий разрушительного землетрясения в братской Турции: «Сегодня правительство и народ Азербайджана в едином порыве мобилизованы для оказания гуманитарной помощи нашим братьям. И по времени реагирования, и по объему помощи, а также по числу доноров, спасателей, врачей и волонтеров мы являемся лидерами среди стран мира. Так и должно быть, так как мы всегда рядом друг с другом как в радостные, так и в горестные дни. Вспомним, как решительная политическая и моральная поддержка, оказанная нам моим братом Реджепом Тайипом Эрдоганом и всем турецким народом в 2020 году с первых часов и до последнего дня Отечественной войны, придала нам дополнительные силы - десятки тысяч посланий с поддержкой и поздравлениями из Турции поступали нам и во время боевых действий, и после нашей исторической Победы».
Напомним, что ставшее поистине историческим мероприятие под названием «Бедствие - управление чрезвычайными ситуациями и гуманитарная помощь» и личная инициатива Президента провести саммит не в Шуше, как планировалось ранее, а в Анкаре, были с особенным чувством благодарности отмечены его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Сегодня вполне естественно, что именно официальный Баку стал первопроходцем тесного тюркского братства, и в экспертной среде уже звучат сравнения ОТГ с Евросоюзом, с альтернативой ОДКБ, однако не будем абстрагироваться от того, что есть на земле, и будем помнить, что любое неуместное сравнение может довести до абсурда.
Как говаривал классик, мы идем своим путем, и вообще, почему «притянутые за уши» объединения франкофонии, англосаксов, евроатлантов, крестоносцев, исламистов, оккультистов имеют право на существование, а когда объединяются на естественных началах тюрки, тут же появляются истошные упреждающие окрики из Парижа, Афин, Москвы и Пекина, что понятно, а также Берлина, Стокгольма и Копенгагена, что является признаком отсутствия исторической памяти, а может, и традиционной мимикрии.
Президент Ильхам Алиев на прошлогодней октябрьской встрече с экс-генсеком ОТГ Багдадом Амреевым накануне Самаркандского саммита высказал программную идею: «Особенно в нынешней геополитической ситуации мы должны теснее сплотиться вокруг общих интересов, исходя из необходимости взаимной поддержки, укрепления независимости, суверенитета наших государств, а также наполнения сотрудничества конкретным содержанием, включая политическое взаимодействие, сотрудничество в экономической, транспортной, гуманитарной и других сферах и не в последнюю очередь - единое укрепление мер безопасности. Мир поменялся - новые угрозы и вызовы стучатся в дверь, и Азербайджан впредь будет делать все для того, чтобы укреплять единство тюркского мира, являющееся самым весомым совместным наследием наших предков».
Этот постулат крайне важен в первую очередь потому, что хотя ОТГ на заре существования брала за основу общие корни языка и культуры, плюс идеи обтекаемой солидарности, сегодня она превратилась в эффективную организацию регионального и международного сотрудничества. Тенденция начала прослеживаться в 2009 году, когда в Нахчыване в знак подтверждения объединительных заслуг общенационального лидера Гейдара Алиева был создан Совет сотрудничества тюркоязычных государств или Тюркский совет. В этом контексте совместно реализованы значимые проекты в области экономики, образования, транспорта, культуры, туризма и, конечно же, внешней политики.
И уже спустя один астрологический цикл на VIII саммите, состоявшемся в Стамбуле 12 ноября 2021 года, структура изменила свое название на современное - Организацию тюркских государств, после чего были внесены изменения не только в название, но и в содержание сотрудничества. Более того, был принят стратегический документ под названием «Концепция тюркского мира до 2040 года». Тут и развитие отношений между тюркскими странами в различных областях, и создание атмосферы взаимного доверия, и поддержка друг друга на международных площадках.
Исторические и геополитические реалии сложились таким образом, что от Турции и Венгрии на западе до границ с Китаем на востоке (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан) каждая страна имеет различные экономические ресурсы, могущие удовлетворить потребности организации, и даже совокупный сильный кадровый потенциал, не говоря о постепенном наращивании торгово-экономических «мышц» при наличии развитых культурных связей. А если еще будет открыт актуальный как никогда Зангезурский коридор, будет отлажен транзит, напрямую связывающий все тюркские страны.
Президент Ильхам Алиев абсолютно уверен в реализации важного проекта, что отразилось на последовательном и четком выстривании оборотов во время его выступления на международной конференции «Вдоль Среднего коридора: геополитика, безопасность и экономика». «Коридор стал бы беспроигрышной возможностью для всех стран, так как часть железнодорожного маршрута будет пролегать через Джульфу в Иран, также позволив обеспечить связь между Арменией и Ираном, которого сейчас нет и не будет, потому что для проведения железнодорожного маршрута через подземные тоннели на участке границы требуется как минимум $3-5 млрд, которые никто не будет инвестировать в рискованный проект. Кстати, Зангезурский коридор больше отвечает интересам Армении, потому что для связи с Турцией и далее через нее с Европой нам достаточен маршрут Баку-Тбилиси-Карс, морские порты в Грузии, а для связи с Нахчываном - иранская территория. Мы предложили формулу 3+3, учитывая коллективные плюсы, хотя и располагаем традиционными маршрутами», - заявил глава государства мировому экспертному сообществу.
Как ни странно, официальный Ташкент хоть и не вписывается в этот формат, его поразительная активность придает дополнительный импульс созданию единой семьи тюркских народов уже в ближайшей перспективе. И деятельное участие узбекского лидера Шавката Мирзиёева, например, в восстановлении Карабахского региона вполне вписывается в стратегическое видение региональных перспектив. Кстати, в этом году братская нам страна успешно председательствует в ОТГ под лозунгом «Новая эра тюркской цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию». Обратите внимание, если раньше эго молодого центральноазиатского государства выходило на первый план, сегодня в Ташкенте освободились от былой «болезни тюркских племен» (вспомним книгу про Деде Горгуда), и уже даже по названию лозунга видно, что не наблюдается «перетягивание одеяла на себя», напротив, видна ответственность за общий успех. Кстати, за короткий четырехлетний период с момента присоединения официального Ташкента к единой семье тюркских государств президентом Шавкатом Мирзиёевым было выдвинуто более 40 инициатив и предложений по дальнейшему развитию и укреплению взаимодействия с государствами - участниками ОТГ, причем к настоящему времени большинство из них эффективно реализовано.
Так, по инициативе Узбекистана, нацеленной на укрепление солидарности народов, основанной на общей истории, языке, культуре и традициях, нынешний год объявлен «Годом расцвета тюркской цивилизации».
Кроме того, под председательством Узбекистана успешно продолжается вполне эффективная реализация концепции «Видение тюркского мира - 2040», в частности, с уделением приоритетного внимания переходу к конкретным действиям по эффективному использованию огромного транспортного потенциала, стимулированию развития индустрии туризма, ИКТ и цифровой трансформации путем запуска определенных проектов, использования публичной дипломатии, укрепления взаимодействия в области поддержки молодежи, повышения эффективности ОТГ за счет укрепления ее институциональных основ.
При этом без ложной скромности отметим, что благодаря предыдущему председательству официального Баку была впервые введена практика разработки и внедрения единого долгосрочного плана мероприятий и даже отдельной концепции по тем или иным пунктам взаимодействия. Такой подход диктует и характер мировых экономик, включая географию, обусловившую неизбежность создания новой глобальной системы транспортировки углеводородов, соединяющей самые отдаленные уголки Евразии посредством развитой инфраструктуры Азербайджана и Турции. Так что касательно ОТГ геополитическая конъюнктура требует выбора исключительно благоприятных взаимоотношений с США, Китаем и РФ, в чем официальные Баку и Анкара, пусть и по-разному, весьма преуспели, одновременно разрушив фактор давления на себя со стороны Евросоюза, на дипломатическом треке подверженного перманентному давлению со стороны Парижа. Впрочем, к этому времени большинство ведущих государств вынуждено осознать, что центр мировой политики и экономики смещается в Азию с преимущественной пропиской стран ОТГ, где последней стратегической проблемой до сих пор остается Афганистан. Сегодня за благосклонность талибов незримо борются не только соседние страны, но и многие державы, и надо сказать, что Турция ничуть не отстает от них. Более того, ход и итоги Отечественной войны, открытие перспектив новых коммуникаций стали практическими шагами, более тесно вписывающими стратегический дуэт Баку и Анкары, с усиливающимися вкраплениями Ташкента в контекст современной мировой политики. И здесь появление нового интеграционного объединения с совокупным населением почти в 200 млн человек, с перспективой роста, оказалось как нельзя кстати. В этих условиях необходимо было закрепить и расширить политический аспект единения тюркских народов, открывающий новые перспективы в связи с учреждением Организации тюркских государств, принятием Стамбульской декларации.
Речь Президента Ильхама Алиева на открытии прошлогоднего Саммита очертила четкий круг задач: изменение названия организации должно отразиться на предпринимаемых шагах, а это значит, что страны должны активизироваться в вопросах, касающихся сотрудничества и региональных процессов, необходимо устранить преграды на пути сотрудничества, следует поднять также уровень товарооборота между странами: «Товарооборот между нашими странами достигает $21 млрд, что составляет лишь 3% объема торговли с другими странами мира, в то время как потенциал развития торговли равен $1 трлн. Страны ОТГ должны развивать транспортное сообщение, комбинированные перевозки, а также активно использовать Средний коридор через Каспийское море. Важен и маршрут через Зангезур в Нахчыван».
Среди предложенных были также проекты в рамках экологической концепции «Развитие «зеленой» экономики», единый механизм гражданской обороны для устранения последствий стихийных бедствий, как раз пригодившийся во время преодоления разрушительного землетрясения, сотрудничество в борьбе с изменением климата и т.д. Кроме того, Президент выразил надежду на совместную борьбу с исламофобией, терроризмом, в том числе с боевиками «Курдской рабочей партии», спящими ячейками ИГИЛ и прочими искусственно созданными структурами, подрывающими стабильное развитие огромного региона. Особый упор лидер нового поколения сделал на вопросе преодоления возможных противостояний в связи с деятельностью ОТГ: «Организация тюркских государств открыта к сотрудничеству, а ее деятельность не направлена против кого бы то ни было». И действительно, открытие европейского офиса в Будапеште, не иссякший полностью интерес Украины к статусу наблюдателя работают на пользу и самой организации, и каждого из ее членов.
Помнится, ведущие российские издания во время начала институционализации ОТГ заранее начали муссировать тему создания Анкарой новой империи - «Тюркских соединенных штатов», в которые «упорно пытаются затащить Туркменистан». Действительно, проблема членства Ашгабата в ОТГ - одна из главных головных болей, которая, впрочем, будет поэтапно решаться по мере сокращения влияния на эту страну России и Ирана и возможной трансформации статуса нейтралитета. Пока же наши закаспийские соседи полагают, что лучше всего переждать турбулентность, так как усиление тюркского союза в Каспийском регионе и Центральной Азии в качестве политической и, очень вероятно, военной силы гипотетически может привнести дополнительные риски региональной безопасности. С другой стороны, братство тюркских народов вполне естественно, и этот процесс в отличие от того, что происходило на постсоветском пространстве, способствует не поглощению малых народов крупным этносом, а становлению нового самосознания единства, нивелирующего противоречия и конфликты, характерные для тюркских народов всей Евразии без исключения.
Гораздо большей проблемой должно стать создание инвестиционного фонда тюркского мира, которое пока не осуществляется, хотя стоит отметить наличие подобных структур, функционирующих на двусторонней основе, так как без них трудно найти источник финансирования амбициозных бизнес-проектов, поддержать малый и средний бизнес. Да и вся программа, рассчитанная до 2040 года, повиснет в воздухе без наличия мощной финансовой подпитки.
Есть еще одно «небольшое противоречие» - страны тюркского мира по-разному связаны военными и экономическими обязательствами с такими конкурирующими организациями, как НАТО, ОДКБ, Евросоюз, ЕАЭС и ШОС, а это становится атавизмом на фоне того, что ОТГ к 2028 году планирует формирование общего рынка товаров, инвестиций, рабочей силы и услуг. Так что мы становимся свидетелями глобальной инициативы Ильхама Алиева, Реджепа Тайипа Эрдогана и Шавката Мирзиёева по созданию грандиозного единства государств на этнической основе, и если многие народы, имеющие общие этнокультурные корни (в том числе персы, славяне, немцы, китайцы, испанцы и португальцы), столкнулись с сопротивлением глобалистов, нам это не грозит. Напротив, именно ОТГ имеет наибольший шанс со временем окончательно укрепить свой статус лидера исламского мира.