Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Политики могут говорить все что угодно

Экономика
05 Июль 2022
09:47
512
Политики могут говорить все что угодно

Реальная экономика начинается после выполнения ряда обязательств

Не секрет, что в условиях кризиса и неопределенности на европейском энергетическом рынке роль альтернативных источников углеводородов, в первую очередь газа, возросла. Поэтому некоторые европейские страны, в том числе Болгария, проявляют большой интерес к увеличению импорта природного газа из Азербайджана.  

Соответственно, Южный газовый коридор и Трансадриатический газопровод, который является его частью, в очередной раз доказали свою значимость в условиях энергетического кризиса и сыграли решающую роль в бесперебойных поставках природного газа европейским потребителям.  

Азербайджан стремится и впредь играть роль надежного поставщика энергоносителей как для региона, так и для Европы и готов поставлять больше природного газа.

Что касается конкретно Болгарии, то уже давно был заключен контракт между соответствующими коммерческими структурами двух стран по экспорту 1 млрд кубометров азербайджанского газа ежегодно. Но для его эффективной и бесперебойной доставки необходимо было построить коннектор (короткий газопровод, связывающий газотранспортные системы Греции и Болгарии), именуемый IGB (Интерконнектор Греция-Болгария). Его строительство тянется уже несколько лет, и вот на днях было заявлено, что с 1 июля Болгария начинает принимать азербайджанский газ в полном объеме.

Помимо Болгарии, в расширении источников импорта трубопроводного природного газа заинтересована и Турция. В частности, Анкара уже много лет присматривается к Ашхабаду и приценивается к импорту туркменского газа. В частности, вице-президент Турции Фуад Октай по итогам своего недавнего визита в Туркменистан заявил, что есть несколько альтернатив для доставки туркменского природного газа в Турцию. Он, в частности, указал на работу над тремя альтернативами: использование линии TANAP через Каспий; соглашение SWAP и трубопровод, морским путем до трубопровода.

О том, насколько реальны полноценные поставки азербайджанского газа в Болгарию и возможностях экспорта  туркменского газа в Турцию в интервью газете «Бакинский рабочий» поведал известный отечественный эксперт в сфере нефти и газа Ильхам Шабан.

- С 1 июля Болгария начала получать азербайджанский газ в полном объеме, то есть 1 млрд кубометров газа в год, и это при том, что греко-болгарский интерконнектор официально еще не вступил в строй. Как такое возможно?

- Что интересно, по прежним заявлениям болгарских властей, с 1 июля должен был заработать тот самый IGB (Интерконнектор Греция-Болгария), по которому азербайджанский газ должен был пойти из Греции в соседнюю Болгарию. Но для того, чтобы начать по нему прокачивать газ, необходимо в начале сдать его в эксплуатацию. Более того, не завершена еще полностью сертификация всех газокомпрессорных станций и различного механического, автоматического и гидравлического оборудования на трубопроводе. Поэтому пока в реальности IGB еще не заработал, нет никаких новостей о первых прокаченных объемах, и когда он точно заработает никто сказать не может. Может быть, это случится через две недели, а может только в сентябре. Решение этого вопроса зависит от правительств Греции и Болгарии. Поэтому нынешнее заявление можно считать чисто политическим. Экономика же начнется только после последовательного выполнения тех условий, что я перечислил выше.  

К примеру, несмотря на то, что строительство газопровода TAP было полностью завершено еще осенью 2020 года, первый газ по нему в Италию в объеме 10,7 млн кубометров поступил только 31 декабря того же года. Так и тут, только после того, как будет объявлено о первых миллионах кубометрах газа, поступивших на территорию Болгарии из Греции, можно будет судить  об успешном завершении проекта IGB. Пока же, все что мы слышим, - чисто политические заявления.  

- Вице-президент Турции Фуад Октай по итогам своего визита в Туркменистан заявил, что есть несколько альтернатив для доставки туркменского природного газа в Турцию. Как понимать его слова?  

- Из заявления турецкого вице-президента можно сделать вывод о том, что Турция ведет переговоры о закупке туркменского газа. Стоить отметить, что 25 лет тому назад, в 1997 году, между Турцией и Туркменистаном было подписано коммерческое соглашение о купле-продаже газа. Именно тогда впервые на повестку дня вышел проект Транскаспийского газопровода. Однако после открытия в июне 1999 года в азербайджанском секторе Каспия гигантского газового месторождения «Шахдениз», официальная Анкара решила приобретать «голубое топливо» у Баку и не тратить свою энергию на претворение в жизнь труднореализуемого с коммерческой точки зрения проекта импорта туркменского газа. Поэтому уже в 2001 году между Турцией и Азербайджаном был подписан коммерческий договор в рамках первой фазы проекта «Шахдениз» на закупку 6,6 млрд кубометров азербайджанского газа ежегодно.    

В настоящее время Азербайджан является третьим поставщиком газа на рынок Турции после России и Ирана. Однако официальная Анкара по всей видимости желает расширить список трубопроводных поставщиков газа.  

Второй важный момент этого заявления заключается в том, что Турция и Туркменистан близки к завершению газовой сделки. И, наконец, третья его часть указывает на то, как турецкая сторона планирует импортировать туркменский газ.

На мой взгляд, в настоящее время более реальным вариантом является swap-поставки, причем не через Азербайджан, а через Иран.

- Почему вы так думаете?

- Дело в том, что пропускная способность трубопровода Тебриз-Эрзерум составляет порядка 14 млрд кубометров газа в год, используется же около 10 млрд кубометров мощности. Для Тегерана это как раз очень выгодная сделка: между Туркменистаном и Ираном имеется два экспортных трубопровода (один на востоке пересекает границу, другой ближе к Каспию). Тегеран для обеспечения «голубым» топливом своих северных провинций может использовать туркменский газ и передать эти объемы для нужд Турции (за вычетом своих услуг) по существующему трубопроводу.  

В то же время я не исключаю swap-поставки и через Азербайджан. Однако пропускная способность существующей инфраструктуры между Ираном и Азербайджаном очень ограничена. Так, ежегодная пропускная способность газопровода Гаджигабул-Астара-Бинанд составляет не более 1,5 млрд кубометров.  

Что касается третьего варианта, указанного Фуадом Октаем, то тут речь может идти, скорее, о Транскаспийском газопроводе. Но не понятно, когда данный проект будет реализован, так как для его рентабельности необходимо прокачивание не менее 10 млрд кубометров ежегодно. В ближайшие пять лет это точно невозможно, так как не найден источник финансирования данного проекта. Во-вторых, даже если предположить, что лет через 5 Транскаспийский газопровод заработает и будет ежегодно прокачивать 10 млрд кубометров, но куда дальше направлять этот газ, если Южный газовый коридор к тому времени будет полностью занят нашим газом?  Фактически, с целью доставки 10 млрд кубометров туркменского газа в Европу придется на всем этом расстоянии прокладывать совершенно новую трубу. Но готова ли Европа платить за это многие миллиарды? Европейцы по этому поводу молчат. И это при том, что сейчас на дворе июль, а цена на природный газ на спотовых рынках Европы составляет $1600 за тысячу кубометров, и еще будет расти.  

Таким образом, политики могут говорить все что угодно, делать различные заявления, вплоть до того, что объявят о круглосуточном использовании солнечных панелей, чтобы подзаряжать их и от лунного света тоже. Но все эти заявления будут одинаково далеки от реальности.  

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»    

 

Экономика
Новости