Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Несмотря на рост ВИЭ в мире, традиционная энергетика сдаваться не собирается
Потребление сразу трех основных видов ископаемого топлива - нефти, природного газа и угля - достигнет пика к 2030 году, говорится в недавно опубликованном прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). В качестве причин сокращения спроса на них после этого срока называются быстрое распространение возобновляемых источников энергии и рост числа электромобилей.
«Мы наблюдаем начало конца эры ископаемого топлива и должны готовиться к следующей эре», - заявил глава МЭА Фатих Бироль. Он считает, что политикам следует принять меры для ускорения энергетического перехода и сокращения выбросов, несмотря на нехватку средств и возможную критику со стороны избирателей. В частности, Бироль обратил внимание на «структурные сдвиги» в экономике Китая, на долю которых в последние 10 лет приходятся около трети роста мирового спроса на природный газ и две трети роста спроса на нефть. Речь идет, главным образом, о переходе от тяжелой промышленности к менее энергоемким отраслям и услугам. При этом, по его словам, потенциальный рост потребления угля в стране будет нивелироваться развитием солнечной, ветровой и атомной энергетики.
«Свою роль в увеличении темпов перехода на экологически чистую энергию, помимо прочего, играет повышение цен на нефть в результате сокращения добычи отдельными странами, что особенно актуально для транспортного сектора», - подчеркнул глава МЭА, отметив, что в связи с текущими тенденциями новые масштабные проекты по добыче ископаемого топлива несут не только климатические, но и финансовые риски и могут стать проблемными активами.
Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в своем заявлении называет приведенный МЭА прогноз «крайне рискованным и непрактичным», основанным на идеологии, а не на фактах. Альянс подчеркивает, что и ранее звучали похожие прогнозы - сначала о пике предложения, затем о пике спроса, но ни один из них не подтвердился. При этом, по мнению ОПЕК, в настоящее время подобные заявления могут вызвать призывы к прекращению инвестиций в новые нефтегазовые проекты.
«Подобные заявления только подводят глобальную энергосистему к внушительному провалу. Это приведет к энергетическому хаосу по своему потенциалу беспрецедентного масштаба: с ужасными последствиями для экономики и миллиардов людей во всем мире», - считает генсек ОПЕК Хайсам аль-Гайс.
Альянс нефтепроизводителей отмечает, что прогноз МЭА не учитывает того, что сегодня ископаемое топливо составляет 80% в структуре мирового энергобаланса, а также сам факт технологического прогресса, которого добилась отрасль в вопросе сокращения выбросов.
Все эти споры между МЭА и ОПЕК в той или иной степени касаются и Азербайджана как нефтедобывающей страны, к тому же участвующей в соглашении ОПЕК+.
Свою оценку вышеприведенному прогнозу МЭА в интервью газете «Бакинский рабочий» дал отечественный эксперт в сфере энергетики, руководитель Центра нефтяных исследований «Каспийский баррель» Ильхам Шабан.
- Своеобразная война между МЭА и ОПЕК идет с середины прошлого года и она еще даже не достигла пика. Дело в том, что МЭА взяло за основу тезис о том, что меняется мировая структура экономики (на смену нынешней идет цифровая экономика), меняются технологии, климат (имеются в виду не только изменения, связанные с выбросами в атмосферу диоксида углерода, но и в целом климат как таковой). В частности, ожидается, что в будущем в Африке уже не будет так жарко.
С некоторыми изменениями климата столкнулись и мы в Азербайджане. В частности, этим летом в Аранской низменности было много дождей, чего ранее не бывало. Также еще недавно многие эксперты выступали с мрачными прогнозами по республике, связанными с падением уровня воды в реках из-за отсутствия дождей и соответствующим уменьшением выработки электроэнергии на отечественных ГЭС. Но опять же, этим летом мы стали свидетелями совершенно иной картины: селевые потоки в районах Азербайджана, полноводные реки, что уже сказалось на небольшом росте выработки электроэнергии на ГЭС. Это в свою очередь привело к некоторому сокращению использования газа на ТЭС с целью производства электроэнергии.
К тому же мы видели достаточно мягкую зиму и нежаркое лето в этом году. Если такая ситуация повторится несколько лет подряд, то по вполне объективным причинам потребление традиционных энергоресурсов в Азербайджане сократится.
Возвращаясь же к докладу МЭА, следует отметить, что там ударение ставится на стабильном росте производства электроэнергии в мире за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В частности, в прошлом году инвестиции в «зеленую» энергетику в мире впервые превысили инвестиции в традиционную энергетику. По мнению экспертов МЭА, эта тенденция в последующие годы будет только расти, равно как и использование электромобилей вместе обычных с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Исходя из таких оптимистичных расчетов, МЭА приходит к выводу, что в 2030 году будет пройден пик потребления традиционных энергоресурсов, после чего их потребление пойдет на спад. К тому же на территории ЕС с 2035 года будет запрещено производство автомобилей с ДВС.
С точки зрения логики доводы МЭА и их прогноз выглядят реальными, но действительное положение вещей покажет лишь время.
Представители ОПЕК, выступая с контрдоводами, соглашаются в том, что за последние 10 лет ВИЭ действительно совершили впечатляющий трехкратный рост в общемировом энергетическом балансе, но в итоге их доля все равно составила не более 10%. Даже если мы прибавим к ВИЭ гидроэнергетику, то все равно доля традиционных энергоресурсов (нефти, газа и угля) в мировом энергобалансе останется в пределах 80%. Полагаю, что даже к 2050 году ВИЭ не сравняются с традиционной энергетикой в общемировом энергобалансе.
В связи с этим стоит вспомнить, что еще в 1900 году на энергетической конференции в Нью-Йорке на весь мир было заявлено, что на смену углю в качестве главного энергоносителя пришла нефть. И тогда же делались смелые прогнозы о том, что через каких-то 20-30 лет уголь совершенно исчезнет с мирового рынка энергоресурсов. Однако, как показала реальность, только в 1955 году доли нефти и угля в мировом энергобалансе сравнялись. Более того, за все прошедшие десятилетия уголь не только не исчез с мирового рынка энергоресурсов, то твердо удерживает за собой второе место в мировом энергобалансе после нефти, не пропуская вперед даже газ, не говоря уже о других энергоресурсах. Достаточно упомянуть, что в среднем на планете ежегодно добываются примерно 4 млрд тонн нефти, 4 трлн кубометров природного газа и 8 млрд тонн угля всех видов. Еще красноречивее о роли угля в жизни человечества говорит тот факт, что в прошлом году порядка 70% всей выработанной на планете электроэнергии было обеспечено за счет угля.
Таким образом, говорить о близкой победе ВИЭ над традиционными источниками энергии не приходится. История показывает, что быстрой смены источников энергии не происходит.