Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Выгодное положение

Экономика
13 Октябрь 2023
09:48
926
Выгодное положение

Азербайджан уже сейчас может больше зарабатывать на собственных нефтепродуктах

Как известно, 21 сентября российское правительство объявило о введении временных ограничений на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка. Речь шла о запрете на вывоз из страны бензинов товарных групп и дизтоплива, в том числе приобретенного на биржевых торгах, за некоторыми исключениями.

Решение действительно оказалось временным, уже 6 октября запрет на экспорт был частично снят - в отношении дизельного топлива.
Введенный еще 5 февраля запрет на импорт российских продуктов переработки нефти в ЕС морским транспортом привел к тому, что европейцам срочно понадобилось ввозить нефтепродукты из других стран, чтобы заменить российскую продукцию. Одним из таких альтернативных поставщиков стал Азербайджан. 
Так, страны ЕС только в январе-июле 2023 года в 286 раз увеличили импорт продуктов переработки нефти из Азербайджана по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 201,928 тыс. тонн. В денежном выражении поставки оцениваются в 118,036 млн евро (рост в 146 раз). 

Среди стран Евросоюза в тройку крупнейших импортеров нефтепродуктов из Азербайджана в январе-июле вошли: Греция - 128,448 тыс. т на 64,93 млн евро (год назад поставок вообще не было), Кипр - 40,24 тыс. т на 31,29 млн евро (год назад поставок вообще не было) и Мальта - 24 тыс. т (рост в 214,7 раза) на 14,877 млн евро (рост в 381 раз).
По данным Евростата, в 2022 году страны ЕС увеличили импорт продуктов переработки нефти из Азербайджана на 34,5% по сравнению с 2021 годом - до 17,6 тыс. т. На эти цели за отчетный период государства - члены Евросоюза направили 15,189 млн евро (рост за год в 2,3 раза).
Свою точку зрения на причины введения временных ограничений на экспорт российских нефтепродуктов и перспективы роста экспорта продуктов переработки нефти из Азербайджана в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков. 
- Какие цели преследовала Россия, прекращая экспорт нефтепродуктов?
- Несмотря на сразу же появившиеся в западной прессе спекуляции на эту тему, что Россия, якобы, таким способом желает оказать давление на страны Запада и т.д., в реальности причины такого шага являются сугубо внутренними, то есть, вызванными ситуацией на ее внутреннем рынке. Дело в том, что в первом полугодии этого года, особенно в первом квартале, доходы госбюджета были значительно меньше запланированных, а расходы больше. Падение доходов бюджета в основном было связано с уменьшением доходов от реализации российской нефти, цена на которую была довольно низкой. Причина такого падения заключалась в том, что еще 5 декабря прошлого года ЕС запретил импорт российской нефти морским путем и ввел на нее потолок цены, а 5 февраля текущего года ЕС запретил импорт нефтепродуктов из России морским путем и также ввел на них потолок цены. Это привело ко второму этапу перестройки рынков, то есть Россия уже окончательно ушла из Европы на альтернативные рынки, прежде всего азиатские. В итоге крупнейшими импортерами российской нефти теперь являются Китай и Индия. На эти две страны приходится свыше 70% экспорта всей российской нефти. Но чтобы реализовать нефть на новых рынках в условиях санкций и, следовательно, потеснить уже давно оперирующих тут прежних поставщиков нефти, в первую очередь арабские страны, Москве пришлось сбывать свою нефть со значительными скидками - вплоть до $35 за баррель. 
Тут еще надо добавить, что мировые цены на нефть в первом полугодии этого года и так были низкими, отсюда и низкие доходы российского бюджета. То есть госбюджет был сверстан, исходя из доходов в $70 за баррель, в то время как в реальности он получал в начале текущего года не более $50 за баррель. 
Для выхода из создавшегося положения были увеличены налоги, сокращены расходы бюджета. В частности, демпфер (налоговые вычеты), которые выплачивались нефтяным компаниям из бюджета, чтобы не допустить роста внутренних цен на топливо, были сокращены вдвое. Сюда добавился низкий курс рубля, в результате чего стало выгодным экспортировать нефтепродукты за рубеж. В итоге эти факторы, а также традиционный летний рост спроса на топливо в России в связи с тем, что россияне предпочитают в последние годы проводить отпуска в своей стране и передвигаться на автомобилях, привели к резкому росту внутренних цен на бензин и дизель на бирже. Соответственно, это отразилось на розничной цене на АЗС. Разумеется, стало расти социальное недовольство, так как в России цены на топливо в обществе рассматриваются как некие элементы социальной справедливости: мол, мы же крупный производитель, так почему должны платить много? 
Во-вторых, из-за роста цен на дизель начало страдать сельское хозяйство. Возникла угроза для сбора урожая пшеницы и засеивания озимых. А это уже угроза России как продовольственной сверхдержаве, ведь каждый год страна бьет рекорды по производству сельхозпродукции, и в этом плане зерно является некоей новой нефтью, на которой РФ тоже сильно зарабатывает. При этом Россия позиционирует себя в качестве страны, способной накормить весь мир. 
Следствием этих угроз стало прекращение экспорта продуктов переработки нефти за рубеж, чтобы насытить топливом внутренний рынок. И это помогло, так как биржевая цена на топливо в стране сразу же стала падать. Но возник другой вопрос - о временных рамках этого запрета. Ведь всем известно, что бензин Россия всегда экспортировала не много - в пределах 10% от произведенного. Рекордом был показатель в 14%. Таким образом, практически весь произведенный бензин использовался на внутреннем рынке. Но с дизелем изначально была совершенно иная ситуация, так как его экспорт традиционно составляет половину от произведенного. То есть, чисто объективно на внутреннем рынке не нужно столько дизеля. В итоге все хранилища были заполнены дизелем, так как НПЗ продолжали работать в прежнем режиме. Останавливать НПЗ невыгодно, это приведет к прямым убыткам нефтяных компаний и в конечном счете пострадает госбюджет, к тому же непонятно, если перестроить работу НПЗ, то каким способом и что в результате получится. 
В итоге, добившись снижения цены на внутреннем рынке, российские власти уже через две недели после его введения частично сняли запрет, касающийся дизеля. То есть разрешение на экспорт получили те нефтяные компании, которые обладают собственными перерабатывающими мощностями. Тем самым власти убрали перекупщиков и уменьшили конкуренцию для нефтяных компаний. Также в полной мере был восстановлен демпфер, так как во второй половине года из-за роста мировых цен на нефть выросла цена и на российскую нефть, что, соответственно, увеличило доходы госбюджета.  
- Как временные ограничения на экспорт российских нефтепродуктов отразились на мировых рынках, в частности на европейском?
- Как я уже отметил, ввиду введенных против России санкций напрямую морские поставки нефтепродуктов на европейский рынок с 5 февраля не осуществляются. Россия же эти объемы перенаправила на другие рынки. В частности, одними из крупнейших импортеров российских нефтепродуктов сейчас являются Турция, а также страны Северной Африки, Ближнего Востока, Индия, Бразилия. Объемы экспорта нефтепродуктов практически не уменьшились, все идет примерно в прежних объемах, что и раньше. Что интересно, российские продукты переработки нефти приобретают и многие нефтедобывающие страны. Они обходятся им дешевле - импортируя российские нефтепродукты для внутреннего потребления, они высвобождают объемы собственной продукции, зачастую произведенной из российской же нефти (как в Индии и Турции) и реализуют их на внешних рынках, в том числе в ЕС. После российского запрета на экспорт эти страны вынуждены были перейти на потребление собственных нефтепродуктов и экспорт их на внешние рынки, в том числе в ЕС, сократился. Но катастрофы не произошло, хотя цены на продукты переработки нефти выросли, в том числе и в ЕС. Свою стабилизирующую роль сыграли их запасы. 
Тем не менее даже не поставляя продукты переработки нефти напрямую в Европу, Москва продолжает влиять на европейский рынок топлива опосредованно, через Турцию и Индию. Россия, несмотря на все санкции, все же остается одним из крупнейших в мире экспортеров нефтепродуктов - суммарно свыше 2 млн баррелей в сутки, из них только дизеля - 1 млн баррелей в сутки.  
- Могут ли вышеизложенные процессы позитивно повлиять на Азербайджан, увеличив экспорт азербайджанских нефтепродуктов взамен российских?
- На мой взгляд, Азербайджан и так все что может экспортировать без ущерба для внутреннего рынка, экспортирует. Баку, конечно же, выиграл оттого, что российские продукты переработки нефти ушли с европейского рынка. Цены на них в Европе выросли и Азербайджану сейчас еще более выгодно поставлять туда свою продукцию. Здесь играет свою позитивную роль и географический фактор - плечо доставки азербайджанских продуктов переработки нефти до Европы небольшое, в отличие от арабских стран и Индии, также поставляющих свою продукцию европейцам. У этих стран плечо доставки значительно больше, что в итоге сказывается на цене. Таким образом, Баку здесь находится в более выгодном положении. Так что если Азербайджан в состоянии увеличить производство и экспорт своих продуктов переработки нефти в Европу, то ему выгодно это сделать, европейцы будут с большим удовольствием брать именно азербайджанскую продукцию, которая станет реализовываться на более выгодных условиях из-за короткого плеча доставки по сравнению с прочими странами, за исключением Турции. 
Что касается нынешнего прекращения экспорта российских неф­тепродуктов, то период этот был коротким и я не уверен, что Азербайджан успел им воспользоваться в полной мере. Однако сложившееся сейчас положение вокруг российского экспорта нефтепродуктов, когда количество экспортеров из России резко сократилось, может в перспективе позитивно повлиять на азербайджанский экспорт. Москва так поступает в том числе и потому, что рассчитывает на рост цен на свои нефтепродукты, а это в свою очередь приведет к росту цен и на продукты переработки нефти из других стран, в том числе и Азербайджана. Это позволит Баку больше экспортировать и больше зарабатывать на собственных неф­тепродуктах. 

Экономика
Новости