Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

На геополитическом перепутье

Политика
31 Январь 2024
08:46
2308
На геополитическом перепутье

Ираклий Гогава: В отличие от Азербайджана Грузия ввязалась в неоколониальную модель управления извне

Южный Кавказ все больше превращается в регион мирового притяжения, краеугольный камень глобальной политики, что подтверждают процессы, которые идут в трех региональных странах - Азербайджане, Грузии и Армении. 

Азербайджанская Республика всегда выступала и продолжает выступать за мир и стабильность во всем регионе и во всех трех южнокавказских государствах, так как каждая из стран представляет собой неотъемлемую часть субрегиона, обладающего также и глобальным значением. 
Пока не заключен мирный договор между Арменией и Азербайджаном, в регионе сохраняется угроза миру и стабильности. Однако и общественно-политические процессы в Грузии также не могут не беспокоить.

Чтобы правильно оценить последние политические события в Грузии, мы обратились к специалисту по международным отношениям, экс-лидеру фракции большинства в парламенте Грузии, политологу Ираклию Гогава. 

- Господин Гогава, мы хотели бы из первых уст узнать, какова в данный момент общественно-политическая ситуация в Грузии и чего еще можно ожидать?
- В первую очередь хотел бы поблагодарить уже родную для меня газету «Бакинский рабочий» за проявленный интерес к Грузии. Должен констатировать, что после получения Грузией статуса кандидата на членство в Евросоюз общественно-политическая ситуация в стране нормализовалась. Власть укрепила свои позиции. Радикальная оппозиция вновь оказалась у разбитого корыта. Ведь статус кандидата в ЕС неолиберальная оппозиция связывала с возможностью свергнуть власть путем технологии гибридной революции. Для этого готовили молодых «бойцов революции», учили их провоцировать уличные беспорядки, в некой западной стране готовили даже боевиков. Партии войны на Западе нужно было втянуть Грузию в вооруженный конфликт с Россией, чтоб как-то помочь украинскому военному театру, где девиз «нанести России стратегическое поражение на поле боя» не сработал. А нынешнее правительство Грузии под это не подписалось. Отсюда и нажим на власти Грузии, и де-факто санкции против Бидзины Иванишвили, которому заблокировали доступ к своим счетам в швейцарском банке. Иванишвили в прошлом году даже обратился к народу с письмом по этому поводу.
- А кто поддерживает неолибералов? 
- В Грузии вся неолиберальная оппозиция находится на иждивении западных правительственных фондов. Все они подписали так называемый «ЛГБТ-меморандум», предложенный Западом, но, мягко говоря, грузинский народ их не понял. Это кластер из 15 прозападных неолиберальных партий и примерно 200 НКО, которые маргинализировались, и уровень доверия к ним соответствует гомеостатическому плато доли маргиналов в обществе любой страны - а это примерно 10-12%. Это реально «пятая колонна» в стране, задача которой - обслужить геополитические и экономические интересы западных стран в Грузии и в регионе Южного Кавказа. 
Власть, которая, несмотря на риски, избежала вовлечения страны в войну и получила статус кандидата в ЕС, уже на белом коне и думаю, им не будет стоить большого труда получить большинство в парламенте Грузии на выборах в октябре 2024 года. Судя по всему, они могут получить и конституционное большинство. 
- Как вообще обстоят дела с отношением грузинского народа к ведущим европейским военно-политическим институтам? 
- Отношение грузинского народа к ЕС и NATO неоднозначно. Очень хорошо объясняет настрой народа исследование, проведенное европейским Центром Карнеги в 2021 году, когда на вопрос «Что вы выберите между членством в ЕС/NATO и восстановлением территориальной целостности?» 78% граждан Грузии высказались за целостность страны. Как видите, 4/5 народа так расставляют свои приоритеты и вряд ли это существенно изменится. Давление же на принятие и внедрение неолиберальной повестки только усиливает критические настроения по отношению ко всему западному. В стране есть и консервативный сегмент, но он придавливается, замалчивается, подвергается цензуре в социальных сетях, они нежелательные игроки для коллективного Запада. 
- Интересно, как бы вы охарактеризовали грузинскую модель управления?
- В отличие от Азербайджана Грузия ввязалась в неоколониальную модель управления извне. У нас нет суверенного плана развития экономики, и страна движется по инструкциям «Вашингтонского консенсуса», придуманного в свое время для контроля экономик Латинской Америки. У нас нет свободы развивать свою промышленность, сельское хозяйство, науку… 91% банковского сектора составляет иностранный капитал, который получает сверхприбыль в 23% каждый год, когда рентабельность банковского сектора в ЕС - 8%, а в США - 6%. Вот такое у нас стратегическое партнерство. Совокупный внешний долг Грузии составляет $23 млрд, то есть более 90% от ВВП. Для сравнения, в Азербайджане доля иностранного капитала в банках 50% и внешний долг только 21% от ВВП. Известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Грузинская экономика управляется банковским сектором, и стране в целом нужно  $50 млрд, чтобы освободиться от долгового ига. Это очень глубокие проблемы, и я не вижу возможности решений сегодня. Грузия борется за суверенитет, но это опасный и трудный путь, тут нужна та самоотверженность, какую продемонстрировало руководство Азербайджана. Пример Азербайджана, который решил свои самые приоритетные проблемы национального масштаба, позволяет Грузии не опускать руки. 
- Батоно Ираклий, премьер-министр Ираклий Гарибашвили подал в отставку и председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе займет его место…. 
- Думаю, в этом решении не надо искать сенсации. В партии «Грузинская мечта» есть 4-5 равносильных личностей и каждая из них может быть лидером исполнительной власти. Ротация лидеров тоже полезная технология, как показывает исторический опыт. Она позволяет избегать заболачивания политического ландшафта. У Гарибашвили позитивный рейтинг в народе, ведь он хоть и на словах, но выступал за сохранение традиционных ценностей, а народ любит такое слушать. 
Однако в политике Грузии ключевая фигура - это Бидзина Иванишвили, именно на его авторитете стоит вся правящая вертикаль власти. В Грузии нет классических политических партий. В основном это властная коалиция, фан-клубы одного человека или же «пятая колонна».
- Каковы экономические дивиденды от последних событий в Грузии? 
- Примечательно что ЕС в эти дни анонсировал новый проект на 10 млрд евро для модернизации «Срединного коридора» и еще 300 млрд до 2027 года для развития транспортно-логистической инфраструктуры в Средней Азии и на Южном Кавказе. Это мощный проект, который вполне соответствует национальным интересам Азербайджана и Грузии. Инициирование данного проекта Европой может послужить установлению прочного мира на Южном Кавказе, ведь все страны, товар которых будет перемещаться по этой магистрали, будут заинтересованы в стабильности торговых путей. 
- Благодарю за беседу.
 

Экономика
Новости