Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Чему служит милитаризация Макроном третьих стран
Чем больше амбиций у президента Франции Эмманюэля Макрона, тем сильнее углубляются политический и экономический кризис в самой Пятой республике.
Сегодня во французской экономике не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Политический кризис просочился и в экономику. И кризис в свою очередь действительно углубляется, и связано это в первую очередь с реальными долгами Франции.
Столкнувшись с дефицитом государственных счетов на 2023 год, который превышает поставленную правительством цель в 5,5% ВВП, во Франции многие госучреждения вышли на поиски новых доходов.
Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что вместо того, чтобы готовиться вести войну на территории Украины против России, Франция должна осуществить деглобализацию и проводить обширную политику релокализации экономической деятельности.
Невооруженным глазом видно, как подобно вечному началу дебаты о государственном долге то исчезают, то возвращаются во французский пейзаж, как пена на песке.
Экзистенциальная угроза, второстепенная проблема, острый вопрос французских государственных расходов и связанный с этим риск государственного банкротства пугают, а затем забываются. Еще в 2007 году Франсуа Фийон в предупредительном заявлении говорил о том, что стоит во главе государства-банкрота.
Часто выделяемую модель государства всеобщего благосостояния в Пятой республике называют источником бед французского народа. Считается, что щедрая социальная политика страны лежит в основе ее пагубного финансового положения. Похоже, в это верит и Габриэль Атталь, который накануне на канале TF1 заявил, что хочет реформировать систему страхования по безработице. По его мнению, эта мера является важным вектором сокращения дефицита.
Подобное открытие действительно вызывает тревогу во французском обществе. На протяжении нескольких лет Франция тратила гораздо больше, чем производила. Таким образом государственный бюджет наполнялся за счет заимствований, что и привело к колоссальному государственному долгу, который уже превысил 3 млрд евро, или 113% национального ВВП (богатства, которые создаются во Франции коллективно). Сегодня этот долг намного выше, чем раньше, учитывая рост процентных ставок.
Вопреки распространенному мнению, огромный долг Франции не является исключением. Соединенные Штаты имеют долг более 123% своего ВВП, а Япония - 255%. Реальная разница между этими двумя великими экономическими державами заключается в составе долга. Французский же долг почти на 50% состоит из иностранных долгов, что далеко не так у американцев или японцев. В отличие от этих двух государств, Пятая республика сталкивается с реальной проблемой экономического суверенитета, поскольку она в значительной степени зависит от иностранных инвесторов, что ослабляет ее экономику.
Для борьбы с долгом правительство может активировать несколько различных рычагов, однако политический истеблишмент Франции все более склонен к милитаризации отдельных субъектов международного сообщества. Париж стремится к милитаризации не только у себя, но и в Украине, и, более того, в Армении, без какого-либо стыда делая очную ставку на дестабилизацию ситуации в тех или иных регионах мира.
После позорного поражения французского империализма и неоколониализма в Африке Франция стала присматриваться к другим регионам. Однако те, кто полагается на помощь Пятой республики, должны понять одну истину: с помощью вооружения и перевооружения отдельных стран, предусматривающих торговлю оружием, Франция прежде всего пытается решить свои проблемы с государственным долгом. Получается, что здесь даже госбюджет довольно антигуманный и является угрозой чуть ли не самому миропорядку.
Макрон лишает французское государство и общество шанса самим решить проблемы с госдолгом, для чего нужно активно воздействовать на производство, чтобы обеспечить рост и сократить долг, воздействовать на государственные расходы, сокращая их, и на фоне производственного механизма просто увеличить доходы, но никак не повышать налоги. Ведь повышение налогов кажется сложной задачей в нынешнем социальном контексте, а в случае этого Макрон просто подпишет себе приговор.
Под давлением рынков и для того, чтобы продемонстрировать добрую волю государства, министерство финансов Франции желает «сэкономить деньги» по установленной формуле. Таким образом, сокращение социальных расходов рискует стать инструментом, предпочитаемым государством. Помимо несправедливого аспекта такой меры в контексте инфляции, которая уже тяжело давит на домохозяйства, этот путь в конечном счете может оказаться контрпродуктивным. В прошлом сокращение государственных расходов могло привести к снижению темпов роста, в частности, вызывая снижение потребления.
Как это часто бывает в Пятой республике, и череда французских правительств не избежала этого правила, невооруженным глазом видно, как в стране борются с госдолгом с помощью секторальных мер по сокращению расходов. Судя по всему, ликвидация должностей государственных служащих или сокращение социальных пособий реализуются как меры идеального на сегодня французского госуправления, но никто из представителей высшей власти во Франции так и не может догадаться, что этого недостаточно для разработки общей экономической политики.
Аналитики уверены, чтобы оставаться могущественной в нестабильном мире, Франции нужны сиделки, полицейские или учителя, а также общество, которое не погружается в нищету. При этом государство не должно нацеливаться на социальные расходы или государственные услуги, рискуя нанести ущерб экономическому росту. Если проблема долга реальна, она предполагает последовательные экономические действия, основанные на производстве, организации государства и защите границ.
В конечном счете Франции стоит провести деглобализацию и масштабную политику релокализации экономической деятельности. Необходимо положить конец третиризации, т.е. работе предприятий, разделяющих одну и ту же или связанную с ней деятельность, а также переоценить профессии ручного труда.
Короче говоря, если Макрон примет это во внимание, а также угомонится, отойдя от своих милитаристских и имперских целей в чужих странах и далеких от Франции регионах, и направит свои взоры внутрь своей страны, то это будет равносильно новому построению национальной экономики, далекому от европеистских и глобалистских позиций, модных в кругах власти как в Париже, так и в Брюсселе. Если рационализация государственных расходов является последовательной целью, она не должна осуществляться в ущерб фундаментальным интересам французов, которые постоянно позиционируют себя носителями демократических ценностей.
Построение экономической политики, достойной этого названия, - сложная задача для любой страны и требует внимательного изучения ее истории и культуры. Поэтому Макрону, прежде чем тягаться в военной силе с Россией или вооружать Армению против Азербайджана, следует подумать о последствиях. Ведь моделирование политико-экономических мер во Франции по диктату финансовых рынков или глобалистских догм, от которых она в данный момент так зависит, приведет страну не только к финансовому краху, но, что еще хуже, к глобальному упадку, где Пятая республика и ее подопечные окажутся на дне.