Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

В тисках собственных амбиций

Политика
15 Июнь 2024
03:35
673
В тисках собственных амбиций

Макрон зажат между левыми и крайне правыми французами

Президент Франции Эмманюэль Макрон в период своей политической карьеры постоянно стремился утвердиться как выдающаяся историческая личность, которая могла бы спасти Европу от популизма и направить ее экономику на путь, позволяющий успешно конкурировать с США и Китаем.

Его амбиции включали в себя не только внутренние реформы, направленные на укрепление французской экономики и улучшение социальной сферы, но и активное участие в международной политике. Макрон видел свою миссию в консолидации европейских стран, продвижении европейских ценностей и создании единого фронта против нарастающих глобальных вызовов. Стараясь вдохновить своих сограждан и партнеров по ЕС, он проводил реформы, направленные на модернизацию и цифровизацию экономики, улучшение образования и здравоохранения, а также на усиление оборонной способности Европы. Он считал, что только сплоченная и сильная Европа сможет противостоять влиянию мировых держав и сохранить свою самостоятельность на международной арене. 

Но этого не произошло, да и не могло произойти потому, что это были всего лишь амбиции, а не стратегия.
Теперь перед Макроном стоит вопрос, войдет ли он в историю как человек, приведший Марин Ле Пен и ее крайне правую партию к власти в Пятой республике?
Решение Макрона объявить внеочередные выборы действительно ошеломило Францию и шокировало весь цивилизованный мир. Он в своей манере смело и рискованно пытался застать своих оппонентов врасплох. Макрон исходил из предположения, что он и его кандидаты в Национальное собрание выиграют за счет элемента неожиданности. Левые партии не успели бы сформировать альянсы, необходимые для прохождения первого тура голосования 30 июня. Это в свою очередь заставило бы многих их избирателей поддержать пробизнесную партию Макрона во втором туре 7 июля, как это было в предыдущих схватках Макрона с Ле Пен.
Однако и эти предположения себя не оправдали. Ряд левых партий смогли быстро сформировать коалицию, которая будет противостоять силам Макрона и Ле Пен. Партия самого Макрона тем временем находится в полном хаосе: ошеломленные законодатели пытаются сплотиться вокруг лидера, который, по их словам, действовал в одностороннем порядке, не консультируясь с ними, как он делает с момента вступления в должность в 2017 году.
Опросы, проведенные на этой неделе, показывают, что силы Ле Пен проходят во второй тур и могут получить до 270 мест. Такой результат будет лишь немного уступать большинству в 577-местном Национальном собрании, но примерно в три раза превысит количество мест, которые Ле Пен вы­играла в 2022 году. «Национальное объединение» (RN) станет крупнейшей партией в нижней палате, и у Ле Пен появится веский аргумент для выбора следующего премьер-министра.
В среду Макрон раздраженно отреагировал на вопрос журналиста о том, что он думает по поводу идеи стать первым президентом Франции в послевоенной истории, который передаст власть крайне правым. «Все видят растущую волну крайнего правого движения», - сказал Макрон. И признал истину, которая преследует политический истеблишмент уже некоторое время: в 2027 году Макрон завершит второй из своих двух последовательных сроков, оставив Ле Пен возможность баллотироваться на пост президента в условиях отсутствия значительных конкурентов.
Превратив внеочередные выборы в референдум о Ле Пен, Макрон рискует повторить шаги Дэвида Кэмерона, который, будучи премьер-министром Великобритании, объявил референдум о Brexit в 2016 году, ожидая, что общественность проголосует против.
Более того, в отличие от Кэмерона, у сил Макрона мало времени на подготовку. Те же законодатели, которых Макрон теперь ожидает увидеть во время предвыборной кампании, не получили никакого уведомления до того, как Макрон распустил Национальное собрание в своем телевизионном обращении. 
В течение многих лет Макрон использовал свои полномочия согласно конституции для обхода парламента. К примеру, он поднял пенсионный возраст без одоб­рения парламента, принял декрет о повышении трудовой мобильности. Однако это не подготовило законодателей к его последнему маневру.
«Республиканцы», основная консервативная партия, также испытывают потрясение. Во вторник президент партии Эрик Сиотти объявил о неожиданном альянсе с RN. Исполнительный комитет «Республиканцев» ответил на это объявление, проголосовав за его отставку и заявив, что он предал партию. Сам Сиотти неоднократно обещал никогда не поддерживать Ле Пен. Его уход открывает дорогу для других членов «Республиканцев» следовать за ним в сторону RN.
Рынки также встревожены. Французские акции резко упали утром после объявления Макрона на фоне опасений, что Франция движется к подвешенному парламенту. Это затруднит для Макрона сдерживание растущего дефицита бюджета, что приведет к увеличению долга и повышению стоимости заимствований. Рейтинговое агентство Moody's предупредило на этой неделе, что «перспективы Франции и, в конечном счете, рейтинги могут стать негативными».
Возможно, самая большая жертва решения Макрона - его собственный премьер-министр. В возрасте 35 лет Габриэль Атталь считался одной из самых ярких фигур партии Макрона. Одаренный оратор с юношеской внешностью, Атталь был протеже Макрона на протяжении многих лет.
Когда Макрон назначил Атталя премьер-министром, многие законодатели считали, что президент разыгрывает свой главный козырь, позиционируя Атталя как возможного преемника.
Но Атталь узнал о планах Макрона только в воскресенье, за несколько часов до роспуска Национального собрания, сообщили официальные лица, добавив, что и он, и министр обороны Себастьен Лекорню были против хода Макрона.
Во вторник утром Атталь встретился с распущенными законодателями и произнес вдохновляющую речь, направленную на активизацию их предвыборных кампаний. Вместо этого законодатели заявили, что они злы и деморализованы. 
Тем временем протеже Ле Пен, 28-летний Жордан Барделла, празднует победу после того, как привел RN к разгромной победе над силами Макрона на выборах в Европарламент. Представители RN теперь заявляют, что Барделла является кандидатом партии на пост премьер-министра вместо Атталя.
В знак того, насколько критичной стала политическая ситуация, помощники Макрона заявили, что он теперь готов снять кандидатов своей партии из округов, где у кандидатов от консерваторов, социалистов или «зеленых» больше шансов победить RN.

Экономика
Новости