Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Макрону еще предстоит увидеть, сможет ли спортивный успех преобразоваться в политический капитал
В условиях, когда политическая обстановка стремительно меняется и каждое решение может иметь длительные последствия, на первый план выходит вопрос о значении стабильного и предсказуемого управления.
В любом обществе, особенно в таком сложном и многослойном, как Франция, политическая неопределенность может стать серьезным испытанием как для властных структур, так и для населения.
Однако иногда внешний контекст, будь то крупное международное событие или социально-экономические вызовы, позволяет правительству взять временную паузу и пересмотреть свои стратегии. Важно понимать, что такая пауза может стать как возможностью для перезагрузки, так и источником дальнейшей напряженности, если она будет слишком затянутой.
С окончанием Олимпийских игр президент Эмманюэль Макрон должен будет вновь обратить внимание на политический кризис, охвативший Францию и оставивший правительство в состоянии неопределенности.
Макрон заявил, что не будет назначать нового премьер-министра до окончания Игр, утверждая, что людям необходим «политический перерыв», чтобы они могли сосредоточиться на этом событии.
После воскресной церемонии закрытия внимание вновь сосредоточено на том, когда французский президент положит конец неопределенности, которая ранее этим летом встревожила инвесторов.
В настоящее время временное правительство обеспечивает выполнение основных функций, но его полномочия ограничены и у него нет мандата или политической силы для осуществления чего-либо, кроме обычных дел или чрезвычайных ситуаций.
А все началось с того, что Макрон распустил нижнюю палату законодательного органа, Национального собрания, 9 июня после того, как его центристский альянс был разрушен ультраправой партией «Национальное объединение» (RN) на выборах в Европейский парламент. Люди иногда используют выборы в Европарламент как протестное голосование, что, возможно, заставило Макрона рискнуть и попытаться использовать катастрофический результат для укрепления своей поддержки на национальных выборах.
Однако вместо этого двухтуровые выборы, завершившиеся 7 июля, показали рост поддержки партии RN Марин Ле Пен, в то время как голоса за центристов Макрона резко упали. Но благодаря тактическому голосованию и некоторым необычным альянсам центр и левые смогли добиться того, чтобы ультраправые заняли только третье место по количеству мест в парламенте. Партия Ле Пен также столкнулась с многочисленными проблемами во время кампании, включая инцидент, когда один из кандидатов появился на фото в нацистской фуражке.
Коалиция «Новый народный фронт» (NFP), включающая умеренных социалистов и ультралевое движение «Непокоренная Франция», получила больше всего мест, в то время как Ensemble Макрона занял второе место, потеряв треть своих мест. Ни одна политическая группа не близка к обладанию абсолютным большинством, которое дало бы ей право на пост премьер-министра, чья роль включает формирование правительства.
Вместе с тем Макрон имеет конституционные полномочия назначать нового премьер-министра, который обычно выбирается из самой крупной группы в Национальном собрании. В телеинтервью до начала Игр французский лидер пообещал подождать до окончания Олимпиады, прежде чем принять решение. Это означает, что он может принять решение в любое время, хотя многие считают, что он может подождать до окончания праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа.
Это создает возможное окно до начала Паралимпийских игр, которые начнутся 28 августа и продлятся до 8 сентября. Тем временем политические группы стремятся создать коалицию, которая могла бы предложить кандидата на пост премьер-министра, способного преодолеть вотум недоверия в парламенте.
Сегодня многих волнует исход данного процесса.
Так, NFP заявляет, что имеет право предложить премьер-министра для формирования кабинета министров после победы на выборах с наибольшим количеством мест. Группа преодолела внутренние разногласия и предложила на эту роль Люси Касте, государственную служащую, работающую в мэрии Парижа.
Макрон и его союзники дали понять, что предпочли бы объединиться с правыми республиканцами для формирования коалиции. Неформальная сделка между ними уже помогла обеспечить переизбрание законодателя, поддерживающего Макрона, на пост президента Национального собрания. Французский лидер также стремится разделить левые силы, чтобы привлечь к своей коалиции некоторых умеренных социалистов и «зеленых».
Помощники Макрона в частных беседах намекали, что новое правительство должно напоминать так называемую «сосуществующую власть», своего рода «сожительство», при котором президент и премьер-министр представляют разные партии. Это указывает на то, что он может выбрать кого-то, с кем не слишком близок, например, умеренного политика или технократа с более нейтральным профилем.
Все помнят, как Макрон попросил уходящего премьер-министра Габриэля Атталя оставаться на своем посту до тех пор, пока не появится четкий преемник, и советники президента предположили, что это может занять некоторое время.
Как долго - не имеет ограничений, по мнению конституционных экспертов, и тем временем временное правительство не может быть смещено парламентом. В прошлом Макрон не стеснялся использовать конституционные инструменты для проведения реформ, несмотря на широкое сопротивление со стороны законодателей и на улицах.
Олимпийские игры и период летних отпусков помогли на некоторое время отвлечь внимание страны от политики. Игры также дали Макрону время и позволили ему контролировать нарратив.
После церемонии открытия, прошедшей под проливным дождем, и первоначальных сбоев, вызванных саботажем, Игры стали популярным и спортивным триумфом. Франция заняла пятое место по количеству золотых медалей, улучшив свой результат на токийской Олимпиаде 2020 года, почти удвоив общее количество медалей. Даже решение провести соревнования по плаванию в реке Сене оказалось оправданным.
Макрону еще предстоит увидеть, сможет ли спортивный успех преобразоваться в политический капитал.