Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Формат Минской группы ОБСЕ давно изжил себя
Минская группа ОБСЕ уже 30 лет занимается вопросами урегулирования армяно-азербайджанских отношений. И практически все это время во главе переговорного процесса находилась тройка сопредседателей в лице России, США и Франции (от Евросоюза).
За эти годы данная переговорная площадка многократно подвергалась критике, неоднократно впадала в кому, когда годами от нее не поступало конкретных предложений по урегулированию конфликта, а периодически вообще ничего не было слышно о ее деятельности. И это наводило на мысль о том, что институт сопредседательства надо ликвидировать, а саму Минскую группу, как изжившую себя, распустить.
В ответ на критику, что стало традицией, тройка сопредседателей возобновляла демонстрацию своей бурной деятельности, тем самым держась на плаву. Сейчас же над ее будущим действительно сгущаются тучи, и вызвано это обстоятельство вовсе не недовольством других стран, а противоречиями внутри самой тройки.
Так, на днях глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Франция и США отказались сотрудничать с РФ в рамках тройки сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабаху. О том, чем было вызвано такое решение Вашингтона и Парижа, а также о перспективах МГ ОБСЕ в интервью газете «Бакинский рабочий» поведали эксперты.
Виталий Арьков, российский политолог, основатель и руководитель экспертно-аналитической сети PolitRus:
- Отсутствие сегодня диалога между Россией, США и Францией, в т.ч. и в рамках Минской группы ОБСЕ, о котором заявил глава МИД России Сергей Лавров, обусловлено недружественными действиями в отношении Москвы со стороны ряда западных столиц, использующих специальную военную операцию, проводимую Россией, как повод свести счеты с Кремлем.
Впрочем, невелика потеря: формат Минской группы ОБСЕ давно изжил себя, а события осени 2020 года показали, что Вашингтон и Париж в реальности не нацелены на мирное разрешение карабахского конфликта, а лишь использовали его (данный формат) для расширения своего влияния в регионе. Особенно примечательна в этой связи позиция Парижа, из которого были слышны призывы к армянской стороне продолжать боевые действия, не опускать руки и готовиться к реваншу уже после подписания трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года, остановившего вторую Карабахскую войну и открывшего путь к мирному процессу.
Опять-таки события осени 2020 года показали, что из всех сопредседателей МГ ОБСЕ по-настоящему заинтересована в возвращении мира в регион только Москва. Именно благодаря личному участию в переговорном процессе Президента России Владимира Путина и активной работе российского МИД в ситуации с карабахским конфликтом стало возможным то, что многие годы казалось невозможным. Да, на пути к мирному договору немало препятствий и сложностей - как объективных, так и тех, что пытается организовать Иреван «по просьбе» все тех же Парижа и Вашингтона, а также Брюсселя, которым крайне важно не допустить, чтобы мирный процесс на Южном Кавказе и далее развивался под патронатом Москвы. Для достижения этой цели они готовы пойти на все - вплоть до развязывания в регионе новой военной кампании и новых жертв с обеих сторон практически уже завершенного конфликта.
Также важно отметить активное партнерство по данной теме Москвы и Анкары. Несмотря на то, что все годы карабахского конфликта Турция последовательно выступала на стороне Азербайджана и оказывала ему политическое содействие в ходе второй Карабахской войны, именно когда стала очевидной реальность возвращения мира в регион, Анкара активно подключилась к переговорному процессу, демонстрируя нацеленность на добрососедство и развитие широкого сотрудничества с Арменией.
В этой связи нельзя обойти вниманием зримые результаты работы Москвы и Анкары в рамках Совместного российско-турецкого центра по контролю за режимом прекращения огня и всех военных действий в зоне конфликта.
Думается, что прямой диалог руководства Азербайджана и Армении при исторически обусловленном посредничестве России и Турции позволит решать все вопросы, в том числе по демаркации и делимитации государственной границы и проработке главного документа - всеобъемлющего мирного договора, который откроет новую страницу в истории всего региона.
Заур Мамедов, руководитель Бакинского клуба политологов:
- Заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова является не чем иным, как отражением реальных событий, имеющих место в Украине и вокруг нее. Не секрет, что в настоящее время диалог США и ЕС с Россией, существовавший в течение многих лет по различным вопросам, в том числе и по урегулированию ряда конфликтов, заморожен.
Что касается МГ ОБСЕ, то в течение 30 лет страны-сопредседатели этой организации были больше заинтересованы в претворении в жизнь собственных интересов, а не в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. К примеру, перед 44-дневной войной деятельность МГ ОБСЕ фактически была сведена к нулю. Более того, данная организация ничего не сделала, чтобы предотвратить эту войну.
Сразу после войны официальный Баку неоднократно заявлял, что открыт для переговоров с МГ ОБСЕ, но при этом не собирается обсуждать вопрос Карабаха, так как «карабахский конфликт» решен, и дальнейшее развитие ситуации в этом регионе является внутренним делом Азербайджана. Но МГ ОБСЕ может быть полезна в реализации мирных соглашений между Баку и Иреваном, делимитации и демаркации границ между двумя странами и т.д.
В целом азербайджанская сторона на протяжении полутора лет после окончания второй Карабахской войны ожидала от МГ ОБСЕ конструктивных предложений, но их так и не последовало. Это свидетельствует о том, что как переговорная платформа МГ ОБСЕ изжила себя, трансформировавшись в некую виртуальную переговорную платформу, нежели юридически институционализированную структуру. Так, у них нет своего постоянного офиса и других институциональных механизмов. Как следствие, Баку и Иреван решили начать двусторонний диалог, буквально накануне состоялся первый телефонный разговор между главами МИД двух стран.
Вместе с тем Азербайджан остается открытым к диалогу в трехстороннем формате обоих типов: Азербайджан-Россия-Армения и Азербайджан-ЕС-Армения.
Официальный Баку предложил пять базовых принципов по урегулированию двусторонних отношений, и премьер Армении Никол Пашинян согласился вести переговоры по этому плану. Остается дождаться конкретных шагов Иревана.
Следует отметить, что нынешние разногласия между Россией, США и Францией носят ситуативный характер, вызванные противоречиями интересов по Украине и Восточной Европе. Что касается урегулирования армяно-азербайджанских отношений, то в этом вопросе, не будем себя обманывать, позиции вышеуказанных государств во многом совпадают. Достаточно вспомнить, что так называемый армянский вопрос 100 лет назад был поднят именно нынешними сопредседателями МГ ОБСЕ.
К примеру, когда за две недели нашим Вооруженным силам удалось установить контроль над селом Фаррух, все три страны-соперницы выступили со схожими заявлениями. То есть, на самом деле США и Франция заинтересованы в деятельности МГ ОБСЕ и они не хотят терять эту платформу как рычаг влияния на страны Южного Кавказа. Потому я думаю, что МГ ОБСЕ никуда не денется, она сохранится.
По большому счету Азербайджану все равно какую платформу использовать для ведения переговоров с Арменией. В итоге та переговорная платформа, которая предложит конфликтующим сторонам наиболее рациональный выход из создавшегося положения, сможет оказать влияние на деструктивную позицию Иревана, чтобы сделать ее более конструктивной, выиграет, обеспечив реализацию своих геополитических и геоэкономических интересов в регионе Южного Кавказа в наиболее оптимальном виде.
Понятно, что в настоящее время, когда в мире идет геополитическая борьба между различными силами, достичь заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией в кратчайшие сроки - совсем не легкая задача. Те или иные страны будут всеми силами противодействовать заключению мира между Баку и Иреваном, так как для них успешное завершение переговоров на других площадках не отвечает собственным геополитическим интересам. Они будут стараться перетянуть одеяло на себя и тем самым только нанесут урон переговорному процессу.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»