Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Азербайджан и Иран сообща формируют региональную архитектуру безопасности
Служить нескольким богам не только некрасиво, но и опасно. На это умозаключение наводит горестная судьба Армении, которая в тяжелых для нее поствоенных условиях упустила не только очередной спасительный шанс, но и партнера, которого чуть было не подставила.
Подписанный между Азербайджаном и Ираном Меморандум о взаимопонимании, подразумевающий создание на территории ИРИ новой транспортной артерии, соединяющей Восточно-Зангезурский экономический регион Азербайджанской Республики и материковую часть страны - Нахчыванскую Автономную Республику, что называется, расставил все по местам.
В Иреване по этому поводу траур, поскольку в вопросе прокладки Зангезурского коридора по территории Армении заблудшие политики страны-изгоя считали удавкой для шеи Баку. Им казалось, что они в контексте сугубо экономической идеи смогут нарастить ее геополитический базис и таким образом навязывать Баку свои условия в разблокировании регионального порядка. Но Президент Азербайджана Ильхам Алиев снова продемонстрировал тонкую игру, выйдя на предметно высокий уровень отношений с южным соседом, с тем самым, с которым Армения тщетно пыталась рассорить Азербайджан.
В большой политике высокая самооценка всегда не к добру, точно так же, как и недооценка спаррингов. Общеизвестно, что отношения между Азербайджаном и Ираном за последние тридцать лет несколько раз подвергались серьезным испытаниям, переживали взлеты и падения. Нередко при вмешательстве третьих сторон предпринимались разнородные раскольнические попытки для формирования базы антагонизма между двумя народами. В ход шло буквально все - от маленьких и еле заметных искажений до крупных фальсификаций. Иной раз поджигатели добивались поставленных целей, но фрагментарно и на короткий отрезок времени. Однако каждый раз после сбоев и Баку, и Тегеран без эмоций, тихо и грамотно разворачивали расчеты умной дипломатии, понимая, что дистанцирование друг от друга может лишь усугубить положение. Ведь соседям всегда есть что делить, чем довольствоваться и как наращивать фундамент полезных сношений.
Сказать, что Баку и Тегеран с самого начала 90-х нуждались в долгой притирке, было бы неправильно. Стороны всегда осознавали, что накрывающий местами отношения холодок только отвечает интересам тех, кто наживается на хаосе и неразберихе.
Деликатная дипломатия в структуре двусторонних отношений всегда оставалась в роли чрезвычайного инструмента, который при запуске неизменно давал заданный результат. А результат всегда соотносился с ожиданиями сторон.
Ныне отношения стран вышли на новый уровень, который диктует решение на совместной основе масштабных задач. Проект своповых поставок газа из Туркменистана в Азербайджан при посредничестве Ирана показал, что уровень доверия между соседями тоже не стоит на месте и поэтапно повышает свой коэффициент осмысленного действия.
Встреча президентов Ильхама Алиева с Эбрахимом Раиси в Ашгабаде полностью развела сомнения и разночтения относительно наличия в отношениях каких-то недомолвок и претензий. Беседа двух лидеров выдалась откровенной и результативной, и стало ясно, что обе стороны отдают предпочтение не словесным излияниям, а конкретным делам. Как результат, подписанное в туркменской столице соглашение о газе стало своеобразной верхушкой айсберга. А его невидимая часть как раз обещала новые откровения.
Заместитель премьер-министра Азербайджана, он же сопредседатель двусторонней азербайджано-иранской межправительственной комиссии Шахин Мустафаев и министр дорог и градостроительства Исламской Республики Иран, сопредседатель Государственной комиссии по экономическому, торговому и гуманитарному сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и Исламской Республикой Иран Ростам Гасеми, скрепив в Баку своими подписями документ о реализации нового уникального транспортного проекта, показали, что сотрудничество стран-соседей выводит новые контуры стратегического взаимодействия. А предоставление Ираном территории Азербайджану для прокладки Зангезурского коридора показало, что Баку и Тегеран сфокусировали внимание на перспективе, и, в отличие от Иревана, они грамотно навели фокус на экспозицию. Потому в глазах акторов не рябит. Они не только четко видят, но и уверенно выводят новые горизонты полезного взаимодействия.
Практика создания и функционирования двусторонних и даже многосторонних межправительственных и межгосударственных комиссий в мире довольно широко распространена. Однако не везде эти совместные органы позиционируют успешно. В некоторых случаях они даже существуют на бумаге и никакого практического толка не дают.
В отличие от формальных форматов азербайджано-иранская комиссия не только работает, но дает высокий результат, демонстрируя мобильность в деле осуществления возможностей в реальные преференции.
Проект нового коридора довольно сложен, потому представляется аттрактивным. Он предусматривает строительство на обоих концах коридора по одному железнодорожному и автомобильно-пешеходному мосту. В общей сложности будет построено четыре моста высокой сложности, и ответственность за судьбу проекта возложена на компании стран-соседей.
Новый коридор, как известно, свяжет основную часть Азербайджана с Нахчываном, но на этом функции проекта не завершатся. В результате сотрудничества соседей формируется новая геоэкономическая карта региона, открываются дополнительные возможности для перевалки ресурсов, наращивания грузопотоков. Региональная логистическая структура обрастает новыми мощностями, что влечет за собой новую волну экономического оживления там, где почти на протяжении тридцати лет Армения возводила редуты отчуждения, пыталась сформировать тупиковую зону.
Крупные страны, массово производящие изделия и технику для растущих рынков с вводом в действие нового коридора, получат диверсифицированные возможности в эксплуатации мегакоридоров Восток-Запад и Север-Юг. Так, между Азией и Европой создается еще одна, более надежная связующая нить, за которой большое будущее.
Если бы Баку и Тегеран сообща не сформировали бы региональную архитектуру безопасности, проект Зангезурского коридора так и остался бы в умах. А в худшем случае Армения стала бы шантажировать соседей, навязывая им свои больные идеи.
Армения и так предала интересы Ирана, пустившись в сепаратные связи с западными кругами, которые не перестают видеть в образе тюркских и мусульманских государств недругов. Заигравшись, страна-изгой так и не осознала, что путь к процветанию и стабильности пролегает сквозь прозрачные отношения с соседями. На этот счет в среде иранских политических сил тоже не осталось никаких заблуждений относительно истинной сущности армян, которые всегда пытались играть на всех фронтах исключительно в свою пользу.
Армения осталась в положении вне игры, и она эту участь заслужила сполна, ибо не умеет настраиваться на конструктивизм. Поле игроков не ждет, говорят в спорте, где каждый миг и каждый момент решающий. Эта особенность роднит мир спорта с полем большой политики, где необходимо создавать благоприятные условия не только для себя, но и для партнеров и соседей.
Политика Президента Азербайджана Ильхама Алиева доказала свою функциональность и эффективность благодаря тому, что в основу ее структуры заложены точные и здравые расчеты, адресно работающие на стабилизацию и развитие. Она находит поддержку на международном уровне благодаря результативности. В этом убеждены и соседние государства, которым также важно иметь рядом предсказуемых и прагматично действующих акторов. Налаживая контакт, всегда можно добиваться преодоления сложных дилемм. Баку и Тегеран в этом разрезе искусно дополнили друг друга, добившись большого результата для себя и других партнеров.
Тофик АББАСОВ,
политический обозреватель