Рекордные цены на драгметаллы создают риски для продавцов и покупателей
Мировой рынок драгоценных металлов в начале 2026 года вошел в зону беспрецедентной турбулентности. Пока биржевые аналитики фиксируют исторические рекорды, наблюдая, как золото пробивает отметку в $4600 за унцию, а серебро уверенно штурмует порог в $90, ситуация в Азербайджане зеркально отражает глобальные тренды. Чем в итоге это может обернуться для отечественных продавцов и покупателей изделий из драгметаллов?
Представители ювелирного бизнеса сегодня говорят о резком падении покупательского спроса. Если раньше дневная норма продаж в специализированных магазинах, а они у нас только в столице на каждом углу, составляла более десяти изделий, то сегодня реализовать даже пять украшений считается большой удачей. Потребители практически отказались от тяжелых, статусных комплектов, предпочитая изделия весом до полутора граммов.
Заместитель председателя правления Ассоциации ювелиров Азербайджана, председатель Технического комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Ровшан Амирджанов подтверждает, что внутренние цены напрямую привязаны к мировым котировкам. Рост особенно быстро ощущается по импортной продукции: новые партии поступают по более высоким ценам, поэтому стоимость в витринах обновляется оперативно. Однако не все товары дорожают одинаково быстро - особенно по тяжелым ювелирным изделиям, закупленным ранее и уже выставленным на продажу, обновление цен происходит поэтапно.
При росте глобальных цен увеличивается базовая стоимость металла за грамм, и это отражается и на розничных ценах. Однако следует иметь в виду, что цена на витрине включает не только стоимость золота, но и работу мастера, сложный дизайн, логистику и налоги. В итоге, когда золото на бирже дорожает на несколько процентов, цена готового изделия может подскочить значительно выше.
Экономист Рауф Гараев подчеркивает, что нынешний рост цен на драгметаллы в нашей стране обусловлен не только глобальной конъюнктурой, но также спекулятивными факторами и реальным увеличением промышленного спроса. По его словам, наибольший интерес покупателей традиционно сосредоточен на золоте 585 и 750 пробы из-за их относительной доступности и широкого использования в ювелирном деле. Эксперт обращает внимание на важный позитивный сдвиг в структуре рынка: около 70% продаваемых изделий сегодня являются продукцией местного производства. Это свидетельствует о развитии отечественного ювелирного сектора, показатели добычи в котором также демонстрируют рост. Только за 11 месяцев прошлого года в стране было добыто 2815 килограммов золота, что почти на 10% больше предыдущих показателей.
«Покупка золота продолжает оставаться актуальной для наших граждан, а спад продаж носит временный характер, - говорит
Рауф Гараев, и объясняет это не только дороговизной, но и фундаментальным изменением жизненных приоритетов населения. - В последнее время приоритеты смещаются в сторону более практичных трат. Мировоззрение граждан претерпевает изменения. Сегодня после свадьбы пары чаще задумываются о покупке жилья, чем о приобретении золотых гарнитуров».
Золото все чаще воспринимается как пассивный вклад, который сложно реализовать без потерь, поэтому люди предпочитают тратить деньги на образование, недвижимость или отдых, считая это более эффективным вложением в собственную работоспособность, кругозор, улучшение жизненных условий. По мнению эксперта, золото - это актив, который в любое время можно продать, но вопрос в сумме: зачастую она приносит разочарование.
Покупатели нередко приобретают ювелирные изделия по завышенной цене, не учитывая, что при перепродаже они неизбежно столкнутся с существенными убытками. На дорогом комплекте стоимостью в несколько тысяч манатов потеря при сдаче в скупку может составить 500 манатов и более. Кажется, что золото принимают по заниженной стоимости. В реальности же покупатель платит за наценку магазина и художественную работу, которая не учитывается при приеме лома. Сейчас на перепродаже выигрывают лишь те, кто приобретал изделие из золота много лет назад по ценам в два-три раза ниже нынешних.
Одним из опасных побочных эффектов дороговизны этого драгметалла становится более высокий риск нарваться на подделку. «Подделки на рынке были всегда, но их количество напрямую зависит от спроса, - подчеркивает собеседник. - Когда люди не могут позволить себе покупку по рыночной цене, но потребность в драгметалле остается, они стремятся найти максимально дешевый товар, но в итоге могут приобрести фальсификат».
Кстати, на фоне роста цен на золото в некоторых странах зафиксировано массовое распространение фальшивого металла, который почти невозможно отличить от настоящего. Речь идет, в частности, о Турции. Подпольные мастерские создают имитации столь высокого качества, что даже профессионалы не всегда могут распознать фальшивку при визуальном осмотре.
Рауф Гараев напоминает, что в прошлом в Азербайджане существовал жесткий госконтроль под эгидой Министерства финансов, располагавшего дорогостоящими лабораториями. После ликвидации Палаты проб в 2019 году на рынке возник дефицит контроля, что спровоцировало рост числа махинаций. С 2025 года полномочия по надзору над этим рынком переданы Государственному агентству по антимонопольному и потребительскому надзору при Президенте Азербайджанской Республики, что должно существенно улучшить ситуацию.
Как бы то ни было, потребителям следует избегать сомнительных торговых точек, несмотря на их привлекательные ценники. Специалисты настоятельно рекомендуют в случае покупки фальсификата немедленно обращаться в правоохранительные органы, так как подобные действия квалифицируются как мошенничество.
Сегодня ювелирный рынок Азербайджана проходит через непростой период. В этих условиях устойчивость отрасли будет зависеть не только от цен на бирже, но и от эффективности надзора и прозрачности.
