Документально-исторические свидетельства по свежим следам
История российского захвата Азербайджана разворачивалась на протяжении столетий и завершилась лишь в 1993 году обретением государственной независимости. До этого суверенитет нашей страны был полит кровью сотен тысяч азербайджанцев, отдавших жизни за свободу родной земли.
Одной из первых публикаций, увидевших свет сразу после трагедии 20 января 1990 года, стала брошюра «Агрессия: Баку-Январь-1990». Она была издана уже 25 января того же года (!) в издательстве «Дирчелиш» Обществом культуры азербайджанцев Литвы «Одлар юрду» и Партией возрождения Азербайджана, под редакцией Азера Гасымзаде и Махира Гамзаева.
Издание представляет собой хронологический обзор захватов Баку за последние 300 лет. Первый из них - военный поход Петра I. Тогда российский флот обстрелял город с моря, что привело к гибели тысяч мирных жителей. В 1806 году Баку был вновь захвачен - на этот раз российскими колониальными войсками. Позднее, по Гюлистанскому (1813) и Туркменчайскому (1828) договорам, город вместе с землями Северного Азербайджана был окончательно присоединен к Российской империи.
С того момента началось организованное переселение армян из Турции и Ирана в регион - в «Нагорный Карабах» и на территорию современной Армении, что стало частью сознательной демографической политики царских властей.
Во время Бакинской коммуны 1918 года, под управлением так называемых «26 бакинских комиссаров», в числе которых было всего двое азербайджанцев, в городе и других районах Северного Азербайджана было убито более 40 тыс. мирных жителей.
15 сентября 1918 года Баку стал столицей Азербайджанской Демократической Республики - первой светской мусульманской республики на Востоке. Однако уже 28 апреля 1920 года XI Красная армия захватила город, сопровождая операцию массовыми репрессиями.
В 1930-1950-х годах репрессии приняли характер геноцида: более 600 тыс. азербайджанцев было уничтожено, в том числе 89 тыс. представителей интеллигенции; сотни тысяч депортированы в Казахстан и Сибирь.
Во Второй мировой войне на фронтах погибло около 600 тыс. азербайджанцев. А в 1948-1950 годах - новая волна насильственного переселения: около 200 тыс. азербайджанцев было депортировано из Армянской ССР, многие из них не выжили.
В 1988 году этнические чистки достигли апогея: около 200 тыс. азербайджанцев были изгнаны из Армении, сотни - убиты.
Трагедия 20 января 1990 года
19 января... Баку бурлит. У здания ЦК Компартии Азербайджана продолжается многотысячный митинг, начавшийся еще 16 января. Народ требует отставки первого секретаря ЦК КПА Абдурахмана Везирова - политика, объявившего собственный народ экстремистами и отгородившегося от него в самый критический момент.
В ЦК ведутся переговоры между руководством Народного фронта Азербайджана (НФА) и членами бюро, при участии Евгения Примакова и Анатолия Гиренко. Народ выдвигает альтернативу: избрание первым секретарем Гасана Гасанова.
В этот же день Всесоюзное радио передает выступление Михаила Горбачева - с жесткой критикой в адрес Азербайджана.
К 20.00 по Республиканскому телевидению ожидалось официальное объявление результатов переговоров, однако в 19.22 военные подразделения отключают телестудию. Обстановка в республике - на грани катастрофы.
Особенно напряженной была ситуация в Нахчыванской АССР. Под угрозой вторжения армянских вооруженных формирований, без поддержки Москвы, 19 января Верховный Совет Нахчыванской АССР принимает беспрецедентное решение:
объявляет о независимости республики и ее выходе из состава СССР, обращаясь за поддержкой к Ирану, Турции, мировому сообществу и ООН.
Тем временем НФА, Партия возрождения Азербайджана и другие организации выступают с обращениями к личному составу советской армии, дислоцированной в Баку, призывая не стрелять в народ.
Штурм Баку
Захват города проводился по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова силами КГБ, МВД, частями советской армии и ВМФ, с применением бронетехники, вертолетов и кораблей. Войска, без предупреждения, обстреливали улицы, убивая мирных жителей.
Особой жестокостью сопровождались действия в пригородах, где проживали исключительно азербайджанцы, - в местах, где якобы проходили «погромы» (официальный повод для ввода войск), которых в действительности не было.
Женщины, дети, старики - все становились жертвами снарядов и пуль, в том числе - запрещенных международными конвенциями (пули со смещенным центром тяжести). Военные скрывали следы: тела сжигались, похищались, сотни числятся пропавшими без вести. Узнав о попытке вывезти тела на кораблях, 50 гражданских судов заблокировали Бакинскую бухту.
20 января председатель Президиума Верховного Совета Азербайджана Эльмира Гафарова выступает по радио с протестом от имени всего народа, полностью опровергая мотивировку указа М.Горбачева от 19 января о введении ЧП. Вскоре после этого здание радио было захвачено.
Баку напоминал прифронтовую зону. Над городом с двухмиллионным населением, крупнейшим
нефтеперерабатывающим центром, барражировали вертолеты с боевыми ракетами.
Сопротивление и репрессии
22 января Верховный Совет АзССР осудил действия армии, приостановив действие указа Президиума ВС СССР о ЧП. Тем не менее убийства, грабежи, аресты активистов НФА продолжались.
24 января состоялся пленум ЦК КПА с участием Е.Лигачева, на котором Аяз Муталлибов был «избран» первым секретарем партии, несмотря на отсутствие поддержки среди населения.
С 20 января в Азербайджане начались массовые сожжения партийных билетов, самороспуск партийных и комсомольских организаций. К 25 января КПСС в республике покинуло более 200 тыс. человек - представителей всех национальностей, включая русских.
Газеты не выходят. Промышленные предприятия бастуют.
Дискредитация и пропаганда
Готовясь к подавлению народного движения, власти заблаговременно фабриковали информацию, искажая факты, создавая миф о «националистической угрозе». Пропагандистская кампания представила НФА как радикалов и религиозных фанатиков, игнорируя тот факт, что организация выступала не против советской власти, а против местной бюрократии и бездействия центральных структур.
Обеспечение безопасности армянского населения в Баку на протяжении почти двух лет после изгнания азербайджанцев из Армении - прямое свидетельство мирной направленности НФА.
Для оправдания репрессий была искусственно создана тема «русских беженцев». При этом игнорировалось, что в основном эвакуировались семьи военных, а большинство русских бакинцев отказывались покидать город. Особенно вызывающим был запрет генерал-лейтенанта Дубиняка на проведение панихиды в православной церкви по погибшим - около трех тысяч безвинных жертв трагедии 20 января.
Народный фронт Азербайджана последовательно отвергал насилие, исламский фундаментализм, сепаратизм. Наличие собственных вооруженных отрядов было обусловлено необходимостью защиты населения, покинутого на произвол судьбы.
Авторы издания рассматривают действия советской армии как расправу над демократическими движениями в Азербайджане и предвестие последующих репрессий в других республиках - Прибалтике, Украине, Беларуси, Молдове, России. Это был поворот к «твердой руке», опасный как для демократии, так и для суверенитета республик.
Книга содержит тексты официальных документов, обращений, постановлений, фотографии и свидетельства очевидцев, позволяя точно и по дням восстановить картину трагедии, произошедшей 35 лет назад - в январе 1990 года.
Авторы издания - Азер Гасымзаде, доктор технических наук, профессор, директор НИЦ сейсмостойкой инженерии Азербайджанского университета архитектуры и строительства и Махир Гамзаев, председатель Общества азербайджанцев Литвы, член Союза писателей Литвы и Азербайджана, литературовед, переводчик, публицист.