Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Быть или не быть ВИЭ?

События
02 Февраль 2026
14:56
111
Быть или не быть ВИЭ?

Вряд ли строительство крупных СЭС и ВЭС в нашей стране продолжиться после 2027 года

 

В современном мире, столкнувшимся с климатическим проблемами, день ото дня растет спрос на «зеленую» электроэнергию, получаемую из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В этом смысле наша страна старается соответствовать мировым трендам и духу времени.

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»

 

Так, если в настоящее время доля ВИЭ в общей произведенной за год электроэнергии в Азербайджане составляет 13,6%, то, в соответствии с прогнозами, эта доля ВИЭ вырастет до 25% к 2027 году и 30% к 2030 году. Согласно существующим планам, к 2030 году в энергетическую систему нашей страны будет интегрировано 6000 МВт солнечной, ветровой и гидроэнергии, а к 2032 году - 8000 МВт.

Своим взглядом на перспективы сектора возобновляемой энергетики в Азербайджане в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.

 

- Возможно ли, чтобы к 2032 году Азербайджан мог вырабатывать 8 ГВт электроэнергии только за счет СЭС и ВЭС?

- Когда национальное правительство говорит об этом, то имеются ввиду уже согласованные проекты. Но мы не знаем наверняка, какая доля из них будет претворена в жизнь. Если же выделить из числа проектов те, по которым подписаны соответствующие исполнительные контракты, то по моим подсчетам эти СЭС и ВЭС способны произвести к 2028 году примерно 2,1 ГВт. Как правительство собирается к 2032 году набрать 8 ГВт, я не могу сказать? Но время еще есть, возможно, и удастся достичь этого.

С другой стороны, следует подчеркнуть, что после 2027 года в Азербайджане вряд ли стоит ожидать реализации столь же масштабных проектов по производству электроэнергии за счет возобновляемых источников, как, например, строящаяся сегодня Билясуварская солнечная электростанция установленной мощностью 445 МВт, Нефтчалинская СЭС на 315 МВт или Хызы-Абшеронская ветровая электростанция мощностью 240 МВт.

Показателен уже сам пример Джебраильского района, где лишь компания bp смогла взять на себя нагрузку по строительству СЭС мощностью 230 МВт, тогда как другие инвесторы планируют возведение двух солнечных станций значительно меньшего масштаба - по 50 МВт каждая. Аналогичная картина наблюдается и в Нахчыване: даже крупнейшие проекты в сфере ВИЭ здесь не будут превышать по установленной мощности 100 МВт.

- С чем это связано?

- Дело в том, что не так много иностранных компаний готовы инвестировать в Азербайджане в строительство ветровых или солнечных электростанций. Срок окупаемости таких проектов достаточно велик. Одно дело - возводить подобные объекты в Европе или США, и совсем другое - в Азербайджане.

Так, в Соединенных Штатах оптовая цена электроэнергии составляет в среднем 20-22 цента за 1 кВт·ч (34-37 гяпиков), в странах Европы - 30-35 евроцентов (60-70 гяпиков), тогда как в Азербайджане тариф для электроэнергии, произведенной за счет ВИЭ, составляет около 6,5 гяпика. В результате маржинальность для зарубежных инвесторов оказывается крайне низкой, что делает подобные проекты экономически менее привлекательными по сравнению с рынками Европы и США.

Кроме того, в Азербайджане нередко с энтузиазмом говорят о значительном ветроэнергетическом потенциале Каспийского моря, который в пределах национального шельфа оценивается примерно в 157 ГВт. Это действительно так, однако при этом зачастую умалчивается о том, что стоимость строительства морских ветровых электростанций примерно в четыре раза превышает затраты на возведение аналогичных по мощности ВЭС на суше.

Для сравнения: стоимость недавно введенной в эксплуатацию Хызы-Абшеронской ВЭС мощностью 240 МВт составила около $368 млн, тогда как строительство ветровой электростанции сопоставимой мощности на морском шельфе обошлось бы примерно в $1,2 млрд. При этом за меньшую сумму - порядка $1 млрд - Азербайджан построил в Мингячевире тепловую электростанцию мощностью 1280 МВт с одним из самых высоких показателей коэффициента полезного действия в стране.                

- Но может ли низкая оптовая цена на «зеленую» электроэнергию привлечь в Азербайджан иностранные компании, специализирующиеся на дата-центрах?

- Не думаю, что Азербайджан сегодня является привлекательной площадкой для иностранных инвесторов в качестве места размещения дата-центров. Во всем мире их начали активно строить еще 15 лет назад, однако в нашей стране до сих пор не функционирует ни одного крупного дата-центра, тогда как в соседних России и Казахстане такие объекты уже давно существуют.

Ключевым условием для строительства дата-центров является наличие значительных объемов доступной и относительно дешевой электроэнергии. Государство, претендующее на размещение подобных объектов, должно обладать серьезными энергетическими мощностями. Для сравнения: Казахстан при численности населения примерно вдвое большей, чем у Азербайджана, производит около 103 млрд кВт·ч электроэнергии в год и дополнительно импортирует порядка 3 млрд кВт·ч из России. В Азербайджане же годовая выработка товарной электроэнергии составляет около 26 млрд кВт·ч.

Вторым важным фактором является климат. В процессе эксплуатации дата-центры выделяют большое количество тепла, поэтому холодные регионы существенно снижают затраты на охлаждение оборудования. Именно этим объясняется привлекательность северных районов Казахстана и России для подобных проектов. По той же причине северные регионы РФ выгодны и для производства сжиженного природного газа, где охлаждение требует меньших энергетических затрат.

Не случайно и повышенный интерес Дональда Трампа к Гренландии: одним из факторов является возможность размещения дата-центров в условиях естественного холода и дешевого охлаждения.

На этом фоне возникает закономерный вопрос: насколько целесообразно размещение дата-центров в Азербайджане уже сегодня? Не секрет, что их запуск потребует увеличения выработки электроэнергии как минимум на 5 млрд кВт·ч. В долгосрочной перспективе такая возможность, безусловно, может появиться. Однако в ближайшее время подобные проекты выглядят экономически спорными.

Что касается Армении, то создание там дата-центров представляется практически невозможным: страна не располагает необходимыми энергетическими ресурсами, и предпосылок для их появления в обозримом будущем не просматривается.

- Азербайджан планирует реализацию пилотных проектов в сфере геотермальной энергетики и разработку новой стратегии развития этой сферы до 2031 года. Насколько вероятно полномасштабное развитие в нашей стране геотермальной энергетики и строительство соответствующих электростанций?

- В первую очередь хочу заметить, что Азербайджан - не Камчатка и не Исландия. То есть, на всей территории Азербайджана открыто и исследована всего пара источников геотермальных вод - в Кяльбаджарском районе в частности. Но для использования их в промышленных целях, то есть, с целью строительства специальной геотермальной электростанции, этого мало. Необходимо в начале открыть мощный геотермальный источник и потом уже заниматься производством соответствующей электроэнергии.  

Экономика
Новости