Рекордные резервы при тревожном спаде вложений
Имея финансовую подушку, в разы превышающую ресурсы соседей, страна столкнулась с оттоком капитала и падением доли внутренних инвестиций. Специалисты продолжают настаивать - реформы в экономике необходимы.
Инвестиционная активность по итогам прошлого года показала отрицательную динамику, сократившись до 21,2 млрд манатов. Общее падение вложений в основной капитал составило более 5%, при этом наиболее ощутимый удар пришелся на стратегический нефтегазовый сектор, где спад превысил 10%. Ненефтяная сфера оказалась более устойчивой, зафиксировав снижение лишь на уровне 4%.
Структура расходов демонстрирует фокус на реальный сектор: половина всех средств была направлена в производство, треть - в сферу услуг, и лишь около 15% - в жилищное строительство. Несмотря на общее охлаждение рынка, экономика продолжает опираться на собственные силы, поскольку на внутренние капиталовложения приходится львиная доля всех вложенных средств. Основной объем этих финансов традиционно был освоен непосредственно на строительных площадках страны.
Бывший министр финансов, профессор Фикрет Юсифов, связал снижение инвестиций с необходимостью более эффективного использования внутреннего потенциала. Тем более, что республика обладает колоссальными финансовыми возможностями: золотовалютные резервы страны превысили $80 млрд - это вчетверо больше, чем в соседних Грузии и Армении вместе взятых. По мнению профессора, при наличии таких ресурсов и активных усилиях высшего политического руководства страны по привлечению капитала на мировых площадках, вроде Давоса, страна способна на гораздо более высокие результаты.
Ключом к дальнейшему росту Ф.Юсифов считает упрощение доступа к финансам для малого и среднего бизнеса, а также оперативное устранение барьеров для инвесторов. По его словам, такие подходы позволят превратить накопленные резервы в постоянный драйвер развития экономики:
«Результаты, которых добилась азербайджанская экономика в прошлом году, нельзя назвать выдающимися, но потенциал страны для достижения еще более высоких показателей огромен и несравним с соседними государствами. Если суммировать показатели, становится ясно: финансовые возможности нашей страны примерно вчетверо превышают возможности соседних государств.
Главное использовать этот потенциал максимально эффективно. Мы должны создать условия, чтобы малые и средние предприятия, которые являются основой экономики, имели доступ к финансовым ресурсам страны. И, конечно, необходимо в кратчайшие сроки устранить все препятствия, мешающие привлечению отечественного и зарубежного капитала. Только тогда инвестиции будут постоянно расти, а экономика сможет развиваться вместе с их ростом».
Его бывший коллега, экс-министр финансов, профессор Салех Мамедов тоже указал на снижение инвестиций, замедление экономического роста, отток капитала и необходимость глубинных реформ в экономике. По словам ученого, в прошлом году экономический рост прогнозировался на уровне 3,5%, но фактически он составил лишь 1,4%. Капитальные вложения при этом сократились до16% от внутреннего валового продукта.
«На самом деле это исторически низкий показатель для Азербайджана, - говорит аналитик. - Он ниже, чем в Афганистане, тогда как, например, в Китае достигает 45%, а в соседних странах превышает 30%. Как следствие, число созданных новых рабочих мест резко сократилось: если еще шесть лет назад их было 190 тысяч, то в минувшем году всего 92 тысячи. Экономический рост оказался почти в два с половиной раза ниже запланированного.
И не надо думать, что причина в нехватке средств. Наоборот, наш профицит в этом году даже превысил 20 млрд манатов. Да, вы не ослышались, эти средства были размещены в стратегических валютных резервах и инвестированы в иностранные банки и различные активы. Однако внутри страны образовалась нехватка ликвидности для инвестиций.
В этом финансовом году ситуация осложняется: финансирование из бюджета ограничено, налоги выросли, что уменьшает специальные фонды предприятий, а дефицит денег в конечном счете приведет к росту процентных ставок по кредитам и ограничит доступ к финансированию. Иностранный капитал также сокращается: за последние три - четыре года отток прямых иностранных инвестиций превышает приток впятеро-вшестеро. Таким образом формируется тревожная тенденция».
Выход из ситуации профессор видит в глубоких преобразованиях: «Руководство страны сформировало все условия для динамичного развития: есть финансовая подушка безопасности, есть средства для инвестирования и огромная потребность в капитале. Мною была составлена математическая модель с помощью искусственного интеллекта и прогнозирующий код на 2050 год. Если продолжить экономический курс последних десяти лет, то к этому году ВВП, по прогнозу, упадет почти вдвое с нынешних 129 млрд манатов.
Если же доля инвестиций в основной капитал будет поддерживаться на уровне не ниже 50% ВВП, как как это делают Китай, Южная Корея и Сингапур, наша страна имеет шансы стать одной из пяти ведущих в мире по ВВП на душу населения, а общий внутренний валовый продукт может вырасти до $1,4 трлн. Возможно, кому-то эти выводы покажутся излишне смелыми, однако прогноз вполне реалистичен: любой специалист может построить аналогичную модель и получить сопоставимые результаты».
Давайте вспомним, что Сингапур начинал с двух миллионов долларов, а сегодня располагает триллионами и входит в число лидеров по уровню развития, продолжил С.Мамедов: «А значит, у нас гораздо больше возможностей для старта. Потому, спрашивается, почему бы нам не добиваться аналогичного результата? Сейчас перед республикой два пути: либо продолжать работать по старой системе, либо же провести глубокие реформы и подняться на мировой уровень лидерства».