Вода готовится к росту цен
С водой в стране снова неспокойно. На этой неделе СМИ сообщили о возможном повышении тарифов и введении лимитов на потребление. Заговорили о том, что профильные структуры обсуждают новую модель, а Объединенная служба водоснабжения крупных городов якобы направила обращения в соответствующие инстанции.
Далее последовали уточнения. Как оказалось, Государственное агентство водных ресурсов официальной заявки в Тарифный совет не подавало. При этом формально решения нет, и конкретные цифры тоже отсутствуют. Но информационная волна уже поднялась, и возникла она не на пустом месте.
Поводом стали публичные заявления самих чиновников. Представители ведомств открыто признали, что действующие тарифы не покрывают реальных затрат и что систему необходимо менять.
В медиапространстве это прозвучало как оповещение, ведь когда государственные структуры начинают говорить о том, что себестоимость воды почти втрое выше действующего тарифа, общество воспринимает это как подготовку к подорожанию.
Дополнительную путаницу внесли противоречивые сообщения. Сначала говорили о подаче обращения на пересмотр цен, затем о том, что речь идет лишь об изучении модели, а напрягающая неопределенность всегда рождает слухи. Ведь если лимиты и новые цены уже обсуждается на уровне стратегий и министерств, то очередное подорожание, по мнению граждан, уже не за горами и является вопросом времени.
Сегодня тариф остается прежним: 70 гяпиков за кубометр в столице и пригородах, 60 гяпик в регионах, плюс 30 гяпиков за сточные воды. Но в рамках утвержденной Президентом Национальной стратегии предусмотрена дифференциация тарифов как элемент «водной безопасности». Она означает переход к системе лимитов, когда базовый объем оплачивается по одной цене, а сверх него стоимость кубометра уже дороже.
Нынешний тариф фактически субсидируется государством, объясняет логику повышения экономист Халид Керимли. По его оценке, реальная себестоимость кубометра из-за затрат на электроэнергию и сложной инфраструктуры может приближаться к двум манатам. Дифференциация, по его мнению, позволит переложить большую нагрузку на тех, кто потребляет больше, в том числе на коммерческий сектор и владельцев крупных домов.
Но в социальных сетях звучит совершенной иной тон, а главный страх абонентов связан с тем, что «социальный лимит» окажется слишком низким. В этой связи пользователи вспоминают историю с газом и электроэнергией, когда льготные пределы со временем сокращались, а счета продолжали росли. Люди задают и другой вопрос: можно ли говорить о рыночных тарифах, если качество воды и ее подача населению вызывает претензии и недовольство?
Отдельная тема дискуссии в экспертных кругах - это потери в сетях. По оценкам экономиста Натиг Джафарли, до 40-50% воды просто не доходит до потребителя из-за изношенной инфраструктуры. И прежде чем говорить о росте тарифов, государственные компании должны публично отчитаться о своих расходах, закупках и мерах по снижению потерь. В противном случае лимиты могут восприниматься как попытка переложить системные проблемы на население.
«Сейчас обсуждают повышение цен на воду для населения и бизнеса, - говорит аналитик. - Причем подают это под соусом «дифференциации». В начале года на 10% задрали цены на дизель, теперь вот взялись за воду, на очереди свет и газ… А потом члены правительства и депутаты с серьезными минами будут вещать, мол, «в стране наблюдается искусственный рост цен».
Да цены в стране задирает само правительство своей ошибочной политикой - экономической, тарифной, таможенной! Если госкомпании, которые качают нам воду, свет и газ, такие «убыточные», то почему они не начнут с сокращения собственных расходов? Почему не бьют по рукам за раздутую себестоимость? Почему закупки до сих пор в тени?
Как это вообще уживается: госкомпания в минусах, а ее верхушка катается на люксовых авто, живет в особняках и ни в чем себе не отказывает? Этому хоть когда-нибудь дадут внятное объяснение?».
Парадокс нашей коммунальной сферы еще и в том, что кошельки граждан пустеют, а сервис не меняется. Так что сейчас нас снова готовят к очередному витку подорожания, прикрываясь «дифференциацией». Но за умными словами скрывается горькая правда: мы платим все больше, а получаем все те же аварии, отключения и равнодушие. Опыт последних лет доказывает, что аппетиты чиновников растут быстрее, чем качество их работы.
Председатель Союза свободных потребителей Эюб Гусейнов подчеркивает, что любая дифференциация должна быть прозрачной. И если вводится лимит, качество воды обязано строго соответствовать стандартам. Иначе доверия к реформе не будет.
При этом в центре дискуссии не только стоимость кубометра, но и вопрос прозрачности. Ведь если тариф действительно должен вырасти, общество ожидает внятных расчетов и объяснений, для чего и на каком экономическом основании потребовалось повышение цен.