Белые пятна истории

Общество
23 Август 2023
10:20
3914
Белые пятна истории

Химик по профессии Садиг Гасанов исследует историю родного края

В начале XIX века в истории Южного Кавказа настала эпоха кровавых трагедий. Пытаясь захватить этот регион, Российская империя начала военные действия против азербайджанских ханств и превратила их территории в арену кровопролитных войн, которые она вела против каджарского Ирана и Османского государства.

Он целенаправленно исследовал исторические факты конца XVII и начала XVIII в. Основной его целью была история создания села Керимбейли в Нахчыванском ханстве, а точнее в Шаруре. В азербайджанских архивах он не нашел никаких аргументированных фактов, что помогло бы ему в дальнейших исследованиях. Пришлось изучать зарубежные источники относительно российского завоевания Закавказья и азербайджанских Иреванского и Нахчыванского ханств.

Наш собеседник - Садиг Гасанов, исследователь родного края, уроженец села Керимбейли Шарурского района, патриот, участник первой Карабахской войны.

- После оккупации азербайджанских ханств согласно указу российского императора Николая I от 21 марта 1828 года Нахычеванское и Иреванское ханства объединили, образовав Армянскую провинцию с центром в городе Иреван. Для управления провинцией был создан административный отдел. Но годом ранее правительство России направило в губернию секретарей-регистраторов, в числе которых был и молодой исследователь Иван Шопен (в дальнейшем российский историк, этнограф и государственный деятель), дабы исследовать местность, провести перепись населения и изучить его быт. Он приступил к своим обязанностям в 1831 году.

- Как назывался его труд?

- «Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи». Он работал над ним с 1831 по 1852 год. Книга начинается с повествования о том, как армяне переселялись и как у них появилась государственность. Эта книга И.Шопена исследована Институтом истории имени A.Бакиханова и издана на нескольких языках. Мне как исследователю было интересно то, что он изучал и местность, и население, и быт.
В то время был еще один секретарь-регистратор Петр Ситович, который в своих записях использовал очень оскорбительные отзывы о кочевых племенах, что свидетельствует о том, что он пренебрежительно относился к азербайджанскому, тюркскому населению, особенно к людям, ведущим кочевой образ жизни.

Существует еще более поздний труд известного русского ученого-востоковеда Константина Николаевича Смирнова. Его работа посвящена историческому пути Нахчыванского края с древнейших времен и до 20-х годов прошлого столетия. Он охарактеризовал географический и природный ландшафты Нахчыванской области, в том числе Шарурского района, и описал быт, этнографию местного населения. Работа представляет особую ценность, так как написана на основании архивных документов и рукописных материалов, некоторые из которых уничтожены или скрыты за грифом «секретно».

- В чем особенность села Керимбейли, чем она примечательна?

- Сам я родом из села Керимбейли Шарурского района. У нас в селе был учитель истории. Он каждую субботу рассказывал об истории Азербайджана, родного края, читал стихи, я это запомнил и не забывал… Он также собирал сведения о нашем селе, восстанавливал некоторые факты по рассказам и семейным архивам сельчан и еще тогда, в советское время, создал сельский музей истории. Впоследствии он стал директором школы.

Благодаря школьному учителю Хюрряму Гасанову у меня появился интерес к истории. Суровые 90-е годы подтолкнули к изучению истории села. Года два назад я узнал, что сельский музей в 90-е годы был разрушен. Я встретился с учителем, и он рассказал о некоторых древних надгробных памятниках, о родоначальнике - основателе села, которого звали Керимбек, его именем и было названо село. Для себя я решил продолжить работу учителя и восстановить сельский музей. По крупицам начал собирать информацию о родном селе - для своих внуков и правнуков, для сельчан, для будущих поколений. Я обратился в архивы Нахчывана и Баку. У нас в стране много древних сел, со своими особенностями, как и наше село, но, к сожалению, их история никем не исследована.

- Расскажите о вашем селе, что вам удалось установить?

 - Село Керимбейли расположено в юго-западной части Шарурского района, на берегу реки Араз. С одной стороны, оно окаймлено горами с альпийскими лугами, с другой - граничит с двумя странами: на юго-западе - с Ираном и на западе - с Турцией. Стратегическое расположение села очевидно. Знаменательно то, что здесь проходил Великий Шелковый путь, этот факт существенно значим для истории и развития этого края, а также объясняет происходившие здесь исторические события.

Территория нынешнего Шарурского района входила в состав древних государств, таких как Урарту (VIII-IX вв. до н.э.), сельджуков и Гарагоюнлу. История крупных городов Нахчыванского и Иреванского округов, в том числе Шарурского района, была изучена, но история нашего села, как и многих других, осталась неисследованной.

- Вам удалось раздобыть хоть какую-то информацию?

- Мне не удалось собрать подробную информацию об истории села, и я направился в Институт истории имени А.Бакиханова. Узнав о цели обращения и убедившись в моих серьезных намерениях, директор института Керим Шукюров направил меня к профессору Тофику Наджафли, который занимался изучением османских документов 1590-1728 гг. Сохранились налоговые книги тех лет, об этом есть сведения в «Ведомостях Иреванской губернии от 1728 года», а также в «Подробной описи Нахчыванского Cанджака 1140 года - 27 августа 1727 года». Они хранятся в архиве премьер-министра в Стамбуле.

Из этих источников мне удалось почерпнуть подробную информацию о регионе, но я так и не нашел материалов о кочевниках нашего края. В этих документах рассказывалось о населении сел Махта, Агаахмед, Гарабурдж, Гушчу и др., ведущих оседлый образ жизни, но информации о Керимбейли, Демирчи, Сагашлы и других селах, часть жителей которых являлись кочевниками, там нет…

- Может это связано с тем, что во время описи большая часть населения находилась на яйлагах - альпийских пастбищах, а зимой - на гышлагах, всегда они возвращались в свои дома - в низовья вдоль рек...

- Все возможно. За помощью я обратился к научному сотруднику Института истории Назиру Ахмедли. Он автор несколько книг, в том числе, исследовал «Камеральные описания» И.Шопена о селах Шарура, Нахчыванской и Иреванской губерний, о кочевниках, проживающих там. Именно он и сообщил мне первую информацию о моем родном селе.

Исследователь-краевед обратился за данными документов Камеральных описей 1842, 1852, 1859 годов в Управление Национального архива Азербайджана. Ему удалось установить, что в списках значились 25 родов, которые вели кочевой образ жизни. Большинство составляли мусульмане, было одно племя цыган и курды, проповедующие религию езидов. Они вошли в список Элат, подготовленный для Камеральных описей.

Мусульмане там были разделены на две группы - шиитов и суннитов. Мусульмане-шииты были этническими тюрками и состояли из племен Беюк Чобанкаре, Сарашли, Демирчили, Керимбейли, Гафарлы, Шейхлар, Карабаглы, Джафарли, Алишарурлу, Гедекли, Гарапапаг, Джамилли, Ташанлы. Мусульмане-сунниты, будучи курдами, состояли из племен Бирюки, Джалали, Радиканлы, Азизанлы, Шейхбизанлы, Гелтури, Дильхейранлы, Бануки. В книге упоминались роды сел Гедекли и Керимбейли, они жили вместе, но позже, по неизвестным причинам, отделились друг от друга.

Во время исследования тюркских источников я выяснил, что Игдырский регион вкупе с Нахчыванским и Шарурским махалами - единый регион. Шарурцы, сюрмалинцы, гарнибасарцы, зангибасарцы, игдырцы и др. - все они все входили в Иреванское ханство. Я ознакомился с работами Нихада Чатинкая Igdir Tarihi («История Игдыра»), Türk Dunyası Araştırmaları Vakfı, («Опись землевладения турецкого мира») и других авторов и обнаружил, что они в своих трудах упоминали о керимбейлинцах. Это было для меня ценной находкой. Труды мои вознаградились. Текст был хоть и короткий, в половину канцелярского листа, но, повторюсь, это была ценная находка. Выяснилось, что керимбейлинцы - выходцы из династии Гарагойунлу. На сегодняшний день это пока единственное сведение о Керимбейли, встречающиеся в турецких научных источниках Гарагоюнлу 1348-1468 годов.

Таким образом, мне удалось выяснить, что село под названием Керимбейли имеется и в провинции Игдыр. Карта, приведенная в статье профессоров истории Стамбульского университета доктора Ибрагима Гюнера, доктора Мустафы Эртюрка и доктора Унсала Бакдемира, исследовавших историческую географию и ойкониум топонимов в Игдыре, показывает, что «название села Керимбейли является одним из племен, принадлежащих к эпохе Гарагоюнлу». Это доказывает, что население Керимбейли имеет очень древние корни: источники места, наименования провинции Игдыр, происхождение топонимов в Игдыре... Вот и получается, что род Керимбейли существовал еще в 1450-х годах при государстве Гарагоюнлу. Поскольку в те времена велись войны, население часто мигрировало с одного места на другое, иногда укрываясь в горах и пещерах, чтобы защитить себя и свое имущество.

- Вы провели большую работу по изучению истории родного села…

- Я тщетно пытался отыскать источники об Иреванском ханстве и узнать, есть ли в документах сведения о нашем селе Керимбейли. К сожалению, в азербайджанских источниках об это упоминания нет. Об Иреванском ханстве в основном имеется политическая информация, отражающая факты междоусобиц, сражений и войн: с грузинским князем, османами, представителями династии Каджаров, Надир шахом, карабахским ханом, но сведений как таковых о населении этого региона нет. Увы, сегодня затруднена возможность пользоваться архивами Ирана. В одном источнике я нашел информацию, что в предстоящей войне с грузинским князем Гусейн Гулу хан дал указание своим полководцам обеспечить безопасность сел и населения. В списке значилось и село Керимбейли. Но отсутствует информация об отправке местного населения в армию.

- Как же вы собираетесь исследовать историю села, если архивы Иревана скрывают документальные источники за семью замками?

- Так как сведений о Шарурском районе и его селах после 1859 года я не нашел, меня заинтересовало исчезновение этих документов. В научных кругах мне рассказали, что в 1980-е годы начальником архивного отдела в Азербайджане был армянин. В СССР было согласовано, что документы об Азербайджане должны быть переданы Азербайджану, а документы об Армении, которые есть у нас, - Армении. При обмене документами Камеральные описи 1873 и 1886 годов Шарурского уезда, якобы случайно, сгорели при пожаре. В советский период в Баку армянские националисты делали то, что хотели. К сожалению, документов того периода для нас больше не существует, они или уничтожены, или вывезены.

Мне удалось выйти на информацию более поздних лет - 20-х годов ХХ столетия. Это был период создания Азербайджанской Демократической Республики. Но и период военизированной активности дашнаков-армян. Последние нападали на безоружных азербайджанцев, кого истребили, кого запугали и выжили с родных мест.

В 1918-1920 годах население Керимбейли, Шарур-Дерелеезского района и соседнего Ведибасарского района пережило очень тяжелый период. В те годы была создана Араз Тюрк Джумхурийяти (АТД) - Аразская Турецкая Республика.

После октябрьской революции 1917 года вооруженные отряды армянских дашнаков нападали и убивали мирных жителей Зангезурского района, Нахчыванского, Шарур-Дерелеезского и Ведибасарского районов. И тогда Нахчыванский национальный комитет обратился за помощью к Турции.

Эта республика - Араз Тюрк Джумхурияти, которая была создана в короткие сроки, создала отряды народного ополчения и начала пресекать вооруженные нападения армян. Турки оставили здесь 300 солдат и 5 офицеров. В состав вооруженных сил входило также и местное население - представители всех слоев общества, включая ханов, беков, купеческих детей и крестьян.

- Это был год, когда армянские боевики под предводительством сначала царской России, а затем большевиков в кровавой односторонней расправе над безоружным мирным населением Баку, Шамахи, Барды, Гянджи, Лянкярана и др. городов истребляли ни в чем не повинных людей…

- Была осуществлена широкомасштабная операция. Весь Ведибасар, села Садарак, Сарашлы и др. были захвачены армянами, население, как и везде по Азербайджану, было истреблено. В жестоких боях жители Керимбейли смогли отразить удар, т.к. именно в нашем селе был расположен штаб Араз Тюрк Джумхурияти и оно было более-менее лучше защищено. Операциями руководил военный министр АТД Ибрагимбей Джахангироглу. 

- Что еще хотели бы добавить к сказанному?

- Села Керимбейли, Дамирчи, Садарак… Эта территория стала военным полигоном, местом военных действий между могущественными государствами - Россией, Ираном и Турцией. Мне удалось восстановить исторический факт, что в регионе Нахчывана все пути-дороги проходят через стратегические Керимбейли и близлежащие села.

- Вы историк?

- Нет, я химик, кандидат химических наук. Работаю в Институте радиационных проблем Министерства науки и образования.

Садиг увлеченно и с любовью рассказывал о своих исследованиях истории возникновения его родного села, о его географическом положении, о людях, живущих там. О том, как они ценят и любят родимый край. И если понадобится, грудью встанут на его защиту. Вот и он, будучи химиком, увлекся историей, все свое свободное время тратит на исследование родного края.

- Я бы очень хотел своим исследованием восполнить пробелы в истории возникновения азербайджанских сел, - говорит Садиг Гасанов. - Наш общенациональный лидер Гейдар Алиев, спасший страну от распада, уделял огромное внимание историческим вопросам и вопросам гражданского самосознания. Следуя его примеру и заветам, я решил внести свою скромную лепту в это святое дело. Надеюсь, результаты моих исследований внесут хоть немного ясности в белые пятна нашей истории и помогут в исследовании родного края.

- Благодарю за беседу.

 

 

Экономика
Новости